30-08-2023
«Дальневосточный гектар» (англ. the Far Eastern Hectare[1]) — обиходное словосочетание, играющее роль «брендового» идентификатора в отношении земельных участков, выделяемых в России по закону №119-ФЗ от 01.05.2016, самого законодательного акта (ср. «Закон о „дальневосточном гектаре”»[2]), вытекающих из него комплексных экономических программ, а также институтов, вовлечённых в их реализацию.
В контексте ближайших двух-трёх веков новой и новейшей истории нынешняя российская программа развития дальневосточных регионов и «дальневосточный гектар» как один из её центральных мотивационных локомотивов имеет массу более или менее близких прецедентов. При всех различиях локальных исторических форм, общность предпосылки (частная собственность на землю) диктует и схожесть мотивационных приёмов, использовавшихся в аналогичных программах (екатерининская колонизация Поволжья XVIII века, американские гомстед-акты XIX века, столыпинские инициативы начала XX века и пр.) Сущность этих приёмов — создание правовой основы, закрепляющей, часто на льготных основаниях, особенные права физических лиц — будущих собственников земельных участков.
Опираясь на исторический опыт и исходя из специфики нынешней ситуации с трудовыми инвестиционными ресурсами на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, в 2012 году правительство России поставило перед только что созданным министерством по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) задачу разработки и реализации соответствующих программ. В своей очередной публичной декларации целей и задач на 2016 год Минвостокразвития, в частности, заявило:
3. В части привлечения и закрепления трудовых ресурсов на Дальний Восток посредством бесплатного предоставления земельных участков («дальневосточный гектар») планируется, в том числе:— вступление в силу Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации)» (далее — Федеральный закон);
— введение в эксплуатацию федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков — ФИС «На Дальний Восток»;
— организация работы с представителями субъектов Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа о ходе реализации Федерального закона и по вопросам функционирования федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков.— Публичная декларация целей и задач Минвостокразвития России на 2016 год
Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации | |
Вид: | |
---|---|
Номер: |
119-ФЗ |
Принятие: | |
Голосование нижней палаты: |
За 349[3] |
Одобрение: |
Советом Федерации 27 апреля 2016 года, 182-СФ |
Подписание: | |
Вступление в силу: | |
Первая публикация: |
6 мая 2016 года в Российской газете — Федеральный выпуск №6965 (97)[5] |
Викитеке |
Федеральный закон от 2 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ранее Законопроект №930602-6), «Закон о „дальневосточном гектаре”» — закон, регулирующий земельные, лесные и иные отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Дальневосточного федерального округа[6].
Подготовлен и принят во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента РФ от 19 сентября 2015 года №Пр-1891 по итогам Восточного экономического форума (4 сентября 2015 года, Владивосток)[6]. В ноябре 2015 года правительство внесло законопроект №930602-6 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Государственную думу. Принят в окончательном третьем чтении в апреле 2016 года. Вновь идею раздачи пустующих земель на Дальнем Востоке президент публично поддержал в январе 2016 года[7].
Закон принят Госдумой на вечернем пленарном заседании Госдумы 22 апреля. По мотивам голосования выступил Ф. С. Тумусов — заместитель руководителя фракции партии «Справедливая Россия». По итогам обсуждения законопроект получил 349 голосов «за» во втором и 340 голосов «за» в третьем чтении[3].
Закон подписан Президентом России 1 мая 2016 года, вступил в силу 2 мая 2016 года[4].
Закон и вместе с ним право на «дальневосточный гектар» вступили в силу 1 июня 2016 года для жителей ДФО. В дальнейшем, с 1 февраля 2017 года его действие будет распространено на всех граждан России[8].
Цель закона — привлечь внимание и ресурсы граждан к освоению территорий Дальнего Востока[9].
По заключению Общественной палаты РФ, для бесплатной раздачи государство располагает в ДФО сельхозземлями на 2 млн и лесными площадями на 36 млн местных жителей и потенциальных переселенцев[8].
Закон позволяет любому гражданину России единожды[10] бесплатно получить 1 га на Дальнем Востоке под жилое строительство, фермерское хозяйство или предпринимательскую деятельность[11].
Для выбора участков гражданами Министерство по развитию Дальнего Востока организовало[12] специальный интернет-ресурс[13].
Площадь предоставляемого земельного участка не может превышать одного гектара на человека, но может быть меньше[14]. При этом независимо от родства несколько граждан могут объединиться и получить один земельный участок для общих целей. Для получения участка не требуется переезжать на постоянное проживание в дальневосточные регионы[15].
В соответствии с п.3 ст. 2 Закона заявителям могут предоставляться участки, расположенные вне границ городских округов, городских поселений, а также сельских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов. Эти участки должны быть расположены на расстоянии не более 10 км от населённых пунктов с населением более 50 тыс. жителей, и не ближе 20 км при численности более 300 тыс. жителей.[4]. Участки предлагалось выделять по упрощенному порядку, без проведения кадастровых работ и вынесения границ земельных участков на местность, что значительно упростит для людей процедуру их получения[16].
Воспользоваться правом на «дальневосточный гектар» можно до 1 января 2035 года[17].
Законопроект предполагает возможность оформить участок в аренду или собственность только на шестой год (земель лесного фонда — после 15 лет) его использования, если он «использовался для осуществления любых видов деятельности, не запрещенной российским законодательством». В том числе разрешено продавать лес с участков лесного фонда. Земля не может быть передана, подарена или продана иностранным гражданам, лицам без гражданства или образованных с их участием юридическим лицам[4].
В день вступления в силу права на «дальневосточный гектар» 1 июня 2016 года первая заявка на него поступила в Еврейской автономной области от главы крестьянско-фермерского хозяйства, занимающегося выращиванием зерновых и зернобобовых культур[18]. По другим данным, первые три земельных участка получили жители Амурской области, которые занимаются пчеловодством. Всего же за первый день поступило более 200 заявок[19].
В каждом из регионов Дальневосточного федерального округа на первое время выделено по одному муниципальному району, где будут предоставляться бесплатные участки[11]:
По мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, из первоначально выделенных для получения «дальневосточного гектара» районов лишь три (в Приморском крае, Амурской области и частично в ЕАО) пригодны для фермерского хозяйства[11]. Остальные мало пригодны для земледелия, считает она: «вряд ли найдётся много желающих разводить там оленей или мохнатых якутских коров». Развитие лесного фермерства в Хабаровском крае тоже маловероятно, рассуждает Зубаревич, так как «у него минимум 30-летний цикл воспроизводства, вряд ли в России найдётся много семей, финансовое положение которых позволяет инвестировать так надолго». Выделение земель в девяти районах, по её мнению, не решит проблемы Дальнего Востока в нехватке человеческого капитала и инфраструктуры.
Сообщалось, что дорога к каждому участку подводиться не будет, но при коллективной заявке власти подумают «над тем, есть ли возможность туда бросить энергетику, построить дорогу»[16]. Также владельцы «дальневосточного гектара» в будущем смогут получить ипотеку под индивидуальное строительство от Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию под 4 % годовых[20].
По мнению председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, получившим гектар земли будет нужна работа, чтобы построить жильё, а дальневосточные регионы и так испытывают проблемы с занятостью[21].
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, проект «Дальневосточный гектар» вызвал большой интерес среди россиян: каждый пятый житель страны (чаще в возрасте 18-24 лет) допускает участие в программе и последующий переезд в дальневосточные регионы, а 61 % опрошенных дальневосточников считают, что инициатива повысит уровень жизни в регионе[22].
В декабре 2015 года в Якутске прошёл пикет за перенос начала реализации законопроекта в Якутии (активисты вышли с плакатами «Сохраним землю для будущих поколений», «Нет рейдерскому захвату земельных участков», «Ваучеры, бесплатный гектар, а что дальше, господа олигархи?»)[9]. Организаторы акции опасаются, что в результате раздачи участков без земель могут остаться жители сельских населенных пунктов, де-факто имеющие в своем распоряжении сельхозугодия, которые не были вовремя оформлены в Росреестре. Парламентарии законодательного собрания республики Ил Тумэн также считали, что законопроект не учитывает многие аспекты земельных отношений и может быть принят только после исправления недочётов. Протестующие в Якутске в апреле 2016 года потребовали исключить регион из территорий действия закона[23].
Полномочный представитель президента РФ в ДФО Ю. П. Трутнев заявил в апреле 2016 года, что законопроект о бесплатном выделении земли столкнулся с сопротивлением во властных кругах, которое может быть связано с резким уменьшением доходов земельных спекулянтов[24].
О своём желании получить бесплатный гектар земли заявил министр по развитию Дальнего Востока А. С. Галушка[25].
Дальневосточный гектар.