23-10-2023
ГАЗ-21 — советский экспериментальный автомобиль повышенной проходимости. В массовое производство не пошёл, хотя было изготовлено около ста машин[1].
Не имеет отношения к намного более поздней «Волге» ГАЗ-21[1].
В 1936 году под руководством инженера-конструктора Виталия Андреевича Грачева был собран опытный автомобиль повышенной проходимости под обозначением ГАЗ-21[2]. Это был пикап (позднее появились седан и «рамбл-сит», последний — под обозначением ГАЗ-25) с высокими бортами и тремя мостами, из которых ведущими были два задних (формула 6×4). Кабина, сцепление и коробка передач были позаимствованы у ГАЗ-АА, передняя часть автомобиля, включая двигатель и мост, взята у М-1. Рама была специально разработана. Между передним мостом и задней тележкой были установлены подпорные катки (как на БРДМ-1).
Испытания показали достаточно высокие ходовые качества ГАЗ-21. «Грузовая» четырёхступенчатая коробка передач позволила вдвое расширить силовой диапазон трансмиссии автомобиля по сравнению с «Эмкой», благодаря чему, в сочетании с меньшим в полтора раза удельном давлением на грунт, были обеспечены грузоподъёмность в 950 кг и высокая проходимость.
Между тем, автомобиль имел и существенные недостатки — сложность трансмиссии, громоздкость, избыточная масса, меньшая надёжность. Конструкторы ГАЗ впоследствии сумели доказать военным бесперспективность трёхосной схемы, вместо использования которой в серийной модели была начата разработка «60-го» семейства автомобилей ГАЗ, имевших компоновку с двумя ведущими мостами — ГАЗ-61, позднее — ГАЗ-64 и ГАЗ-67.
На базе ГАЗ-21 был создан опытный бронеавтомобиль БА-21, представляющий собой фактически трёхосный вариант БА-20.
ГАЗ-21 1936 года не имеет отношения к намного более поздней «Волге» ГАЗ-21. Совпадение обозначений является следствием того, что перед Великой Отечественной войной, начиная с модели ГАЗ-11-73, ГАЗ стал использовать новую систему номенклатуры своей продукции, с «обнулением» задействованных индексов. В её рамках число «21» обрело значение: 2 — «семейство легковых автомобилей среднего класса с двигателем рабочим объёмом до 3,5 литров», 1 — «вторая модель семейства» (первая — ГАЗ-20 «Победа»).
Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Легковые автомобили Горьковского автомобильного завода | |
---|---|
Ранние модели | ГАЗ-А • М-1 • ГАЗ-11 • М-20 «Победа» |
«Волга» | ГАЗ-21 • ГАЗ-22 • ГАЗ-23 • ГАЗ-24 • ГАЗ-24-02 • ГАЗ-24-10 • ГАЗ-24-12 • ГАЗ-24-24 • ГАЗ-24-34 • ГАЗ-24-95 • ГАЗ-3102 • ГАЗ-31022 • ГАЗ-31029 • ГАЗ-3105 • ГАЗ-3110 • ГАЗ-31105 • ГАЗ-311055 • ГАЗ-3111 • Volga Siber |
Представительские модели | ЗИМ • Автомобили «Чайка» : ГАЗ-13 «Чайка» ; ГАЗ-14 «Чайка» • ГАЗ-3105 |
Повышенной проходимости | ГАЗ-21 • ГАЗ-61 • ГАЗ-64 • ГАЗ-67 • ГАЗ-69 • М-72 • ГАЗ-46 • ГАЗ-2308 «Атаман» • ГАЗ-3106 |
Грузопассажирские, спортивные и экспериментальные модели |
ГАЗ-4 • ГАЗ-61-417 • ГАЗ-А-Аэро • ГАЗ-АААА • ГАЗ-ВМ • ГАЗ-25 • ГАЗ-ГЛ-1 • ГАЗ-67-420 • М-73 • ГАЗ-16 • ГАЗ-18 • ГАЗ-19 • ГАЗ-415 • ГАЗ-3107 • ГАЗ-2301 • ГАЗ-2304 «Бурлак» • ГАЗ-2308 • ГАЗ-3301 •ГАЗ-2332 CityVan |
ГАЗ-21 (1936).