Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

БМД-20

16-10-2023

БМД-20 (8У33)
Классификация Реактивная система залпового огня
Шасси ЗИС-151
История
Страна-разработчик
Год(ы) производства с 1952
Год(ы) эксплуатации с 1952
Размеры
Масса без снарядов и расчета, кг 7455
Масса в боевом положении, кг 8700
Длина в походном положении, мм 7210..7540
Ширина в походном положении, мм 2300
Высота в походном положении, мм 2850
Вооружение
Калибр, мм 201
Длина ствола, мм 3160
Количество направляющих 4
Дальность стрельбы максимальная, м 18 750
Максимальный угол возвышения, град 60
Точность (рассеивание), м по дальности 1/90
по боку 1/200
Прицел ПГ-1
Расчёт БМ, чел. 8
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин. 2
Время залпа, с 6
Подвижность
Тип двигателя бензиновый
Мощность двигателя, л.с. 92
Максимальная скорость по шоссе, км/ч до 60
Запас хода по шоссе, км 520
Колёсная формула 6х6

БМД-20 (индекс ГРАУ8У33) — советская боевая машина дальнобойной 200-мм реактивной системы залпового огня МД-20 «Шторм-1».

Содержание

История создания

Разработка новой дальнобойной системы со снарядом ДРСП-1 была начата в 1945 году под шифром «Шторм-1». Головным исполнителем являлся НИИ-1. Работы велись под руководством В. П. Бармина. Реактивное топливо разрабатывалось в НИИ-125, за разработку взрывателя В-377 отвечал НИИ-22. Согласно тактико-техническим требованиям дальность полёта снаряда должна была составлять 20—25 км при стартовом весе не более 300 кг (из них не менее 30 кг должно было приходиться вес взрывчатого вещества фугасной боевой части) с кучностью стрельбы Вд не хуже 1/100, снаряд должен был вписываться в габариты 3,5 м по длине. Ракеты должны были работать в диапазоне температур от -60 до +25°С. Для действия в условиях жаркого климата должен был предусматриваться специальный двигатель, работающий в диапазонах температур от -20 до +60°С[1].

В период с июля по август 1947 года на Павлоградском полигоне были начаты испытания реактивных снарядов в двух исполнениях. В первом варианте длина снаряда составляла 3300 мм при диаметре 194 мм с однокамерным двигателем. Во втором варианте — 3400 мм при диаметре 210 мм с двухкамерным двигателем. За время испытаний было совершено больше 50 запусков. Предполагалось, что двухкамерный вариант двигателя позволит увеличить дульную скорость, благодаря чему возрастёт точность снаряда, однако расчёты не подтвердились и за основу был принят однокамерный вариант ракеты, а также проведены уточнения тактико-технических требований. По новым требованиям система должна была работать только с одним типом двигателя в диапазоне температур от -60 до +50°С, все сварные швы предписывалось заменить на резьбовые соединения в целях повышения надёжности снарядов. В результате возросшего температурного диапазона, в снаряд были введены более толстые стенки для работы с бо́льшими давлениями, поэтому калибр увеличился до 200 мм. Замена соединений на резьбовые привела к увеличению массы снаряда и падению дальности стрельбы с 22,5 км до 18,5 км. По полученным результатам требования заказчика были откорректированы постановлением правительства от 27 декабря 1949 года №5766-2160[1].

Из-за нескольких изменений требований ГАУ. Конструкция реактивного снаряда неоднократно подвергалась переделке, что в результате привело к срывам сроков выполнения ОКР на 4 месяца. В октябре 1951 года для войсковых испытаний были поставлены 600 снарядов. Испытания продолжались до декабря. После отработки документации и устранения замечаний 22 ноября 1952 года постановлением №4965-1236 система МД-20 в составе снаряда ДСРП-1 и боевой машины БМД-20. Снаряду был присвоен индекс ГАУ 53-Ф-951, а боевой машине 8У33[1].

Описание конструкции

Комплекс МД-20 состоит из боевой машины 8У33 и фугасного реактивного снаряда 53-Ф-951. Система предназначена для уничтожения и подавления живой силы противника, артиллерийских батарей, опорных пунктов и сосредоточенной техники противника. Система имеет возможность применения в горных условиях[2].

Боевая машина БМД-20

Боевая машина БМД-20 представляет собой самоходную пусковую установку. На базе грузовика ЗИС-151 и его модификаций. На грузовой платформе установлен подрамник сварного типа, являющийся основой для артиллерийской части машины. На подрамнике размещена поворотная рама с 4 четырьмя направляющими. На первой стадии проработок предполагалось использовать шестиметровые направляющие. Для размещения на шасси грузовика ЗИС-151 длина была уменьшена до 4,5 метров, а для соблюдения требований габарита подвижного состава «0-Т» длина была уменьшена до 3,16 метров. В задней части машины размещены два домкрата для поглощения энергии отдачи при выстреле. Направляющие выполнены в виде фермы со спиральными продольными элементами. Для предотвращения выпадения снарядов, на на ведущем спиральном стержне установлены два стопора. Перезарядка боевой машины осуществляется в ручную 5-ю членами боевого расчёта машины с помощью захватов на специальном лотке и досылателя в канал направляющей[2][3].

Реактивный снаряд МД-20-Ф

53-Ф-951 «Шторм-1»
Тип: Фугасный реактивный снаряд
Характеристики
Масса, кг: 194
Длина, мм: 3049
Калибр, мм: 200
Начальная скорость
снаряда, м/с
590
Диаметр, мм: 160
Взрывчатое вещество: тротил
Масса взрывчатого вещества, кг: 30,08
Механизм детонации: ударный

При разработке нового реактивного снаряда учитывался опыт создания РСЗО М-13УК, в которой для увеличения точности снаряду придавалось вращение, однако это приводило к потере тяги и снижению скорости снаряда с потерей в дальности стрельбы. Применение нового способа расположения реактивных двигателей и спиралевидных направляющих снизило потери тяга до 0,4%. Ракетная часть снаряда устроена аналогично снарядам системы М-13. В верхней части размещена стальная камера с пороховым зарядом, в нижней — сопловой блок с диафрагмой. Воспламенение происходит с помощью специального устройства, которое зажигает заряд с пиропатроном и воспламенителем из алюминиевого футляра с дымным порохом. Полная работа реактивного двигателя составляет не более 6 секунд. Ракетный двигатель работает на твёрдом топливе. Топливный заряд состоит из одноканальной цилиндрической пороховой шашки, массой 50 кг и диаметром 160 мм. Для исключения возможности продольного смещения шашка крепится диафрагмой. Диафрагма также препятствует вылету недогоревших топливных остатков. В передней части снаряда установлен ударный взрыватель. Основной заряд состоит из тротила, врыв которого инициируется двумя тротиловыми и одним тетриловым детонаторами[3].

Модификации

На базе БМД-20 в Северной Корее был разработан береговой комплекс морского базирования[2].

Операторы

Сохранившиеся экземпляры

Примечания

  1. 1 2 3 Р.Д. Ангельский, Дети «Катюши» от «Ванюши», стр. 63
  2. ↑ Боевая машина БМД-20 (индекс 8У33)  (рус.). Ракетная техника. Архивировано из первоисточника 18 мая 2012. Проверено 16 января 2012.
  3. 1 2 Р.Д. Ангельский, Дети «Катюши» от «Ванюши», стр. 65
  4. Ивкин, Сухина, 2010, Докладная записка М. И. Неделина М. С. Малинину о сформировании 233-й инженерной бригады РВГК от 14.12.1954 №1181711сс
  5. ↑ Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database

Литература

  • Ангельский Р. Д. Дети «Катюши» от «Ванюши» // Карпенко А. В. Бастион : Военно-технический сборник. — Санкт-Петербург, 2000. — № 2. — С. 61—66.
  • Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост. В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1205 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430-4

Ссылки

  • Боевая машина БМД-20 (индекс 8У33)  (рус.). Ракетная техника. Архивировано из первоисточника 18 мая 2012. Проверено 16 января 2012.

БМД-20.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15