10-05-2023
Морская зенитная установка 2М-ЗМ в Техническом музее Тольятти |
|
История производства | |
---|---|
Страна производства | |
Прозводитель: | |
История службы | |
Состояло на вооружении: | |
Характеристики орудия | |
Калибр, мм: |
25 |
Длина ствола, мм/калибров: |
80 |
Начальная скорость снаряда, м/с: |
900 |
Принцип заряжания: |
гидропривод/ручное |
Скорострельность, выстрелов в минуту: |
270-300 |
Характеристики артустановки | |
Общая масса АУ, кг: |
1500 |
Угол подъёма ствола, °: |
+85° |
Максимальная дальность стрельбы, м: |
3000 м (эффективная по воздушным -2000 м, по наземным-2500 м) |
Расчёт установки, чел.: |
2 |
2М-3 — 25-мм двухствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Является средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения целей на наклонной дальности до 3000 м. Производство было освоено на Туламашзаводе.
Другие названия: КЗАУ 2м3
Содержание |
27 февраля 1945 года АНИМИ (Артиллерийский научно-исследовательский морской институт)[1] выдал промышленности тактико-техническое задание на 25-мм спаренную палубную автоматическую установку "2М-3" (далее – АУ 2М-3), предназначенную для вооружения торпедных катеров пр.183 и 184. Уточненное тактико-техническое задание было утверждено зам. Главкома ВМФ 14 марта 1947 года.
Проектирование АУ 2М-3 началось по постановлению Совета Министров СССР № 1523-549сс от 02 апреля 1949 года и велось в ОКБ-43 (главный конструктор А.С. Харыкин). Технический проект АУ 2М-3 был разработан в 1947 году и утвержден зам. Главкома ВМФ 01 августа 1947 года. Рабочие чертежи АУ 2М-3 были утверждены 03 июля 1948 года.
Для новой АУ 2М-3 в ОКБ-16 (главный конструктор А. Э. Нудельман) на базе автомата 84-КМ был разработан новый автомат 110-ПМ. При этом баллистика и боеприпасы автомата 84-КМ были оставлены без изменений.[2]. Эскизный проект автомата 110-ПМ был разработан в ОКБ-16 в 1945 году в соответствии с ТТЗ АУ ВМС. После его одобрения ОКБ-16 приступило к разработке рабочих чертежей и изготовлению опытного образца автомата 110-ПМ, минуя стадию технического проектирования. В период с 1946 года по 1948 год производилась отработка автомата 110-ПМ на трех изготовленных образцах. В ноябре 1948 года на полигонных испытаниях 3-го образца автомата 110-ПМ на 4521 выстреле произошел разрыв ствольной муфты. 4-й образец автомата 110-ПМ выдержал испытания в объеме 4789 выстрелов, которые проводились с 7 сентября 1949 года по 19 января 1950 года. В 1950 году ОКБ-16 изготовило 5-й образец автомата 110-ПМ с учетом всех замечаний и представило его на государственные полигонные испытания (с 8 августа по 13 декабря 1950 года) в объеме 7201 выстрела. Автомат 110-ПМ испытания выдержал, и был рекомендован для принятия на вооружение.
Гидропривод к АУ 2М-3 был изготовлен заводом № 46 MB по чертежам ЦНИИ-173.
В 1949 году было изготовлено три опытных образца АУ 2М-3: два для катера и один для полигона. Все они полигонные и корабельные испытания не выдержали, и АУ ВМС 14 декабря 1949 года приняло решение о переработке чертежей на изготовление нового образца АУ 2М-3 с соответствующими изменениями в его ТТЗ. Новые рабочие чертежи АУ 2М-3 были разработаны ОКБ-43 в феврале-мае 1950 года. Опытный образец АУ 2М-3 был изготовлен заводом № 535 в октябре 1950 года. Этот образец АУ 2М-3 прошел объединенные заводские и полигонные испытания в ноябре-декабре 1950 года и выдержал их. Комиссия рекомендовала его на корабельные испытания. В том же 1950 году завод № 535 изготовил еще три опытных образца АУ 2М-3 (с автоматом 110-ПМ), которые прошли государственные корабельные испытания на торпедном катере пр.183 с 26 января по 5 марта 1952 года. Была отмечена ненадежность автомата 110-ПМ и ряд других недостатков. По решению государственной комиссии образец АУ 2М-3 следовало доработать и провести повторные государственные корабельные испытания, которые успешно были проведены с 20 октября по 5 ноября 1952 года, отчет о них был утвержден 25 ноября 1952 года.
АУ 2М-3 с автоматом 110-ПМ была принята на вооружение постановлением Совета Министров СССР № 659-336 от 27 февраля 1953 года и Приказом Военно-морского Министра Н.Г. Кузнецова № 00159 от 05 марта 1953 года.[3]
Ствол автомата 110-ПМ — моноблок, запирание канала поршневое. Автоматика работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Основная конструктивная особенность — принудительный откат механизма запирания в заднее положение что было нужно для обеспечения надежности автомата. После окончания совместного отката ствола и механизма запирания, последний (вместе со стреляной гильзой) во время наката ствола принудительно продолжал откат в крайнее заднее положение. Тормоз отката гидравлический. Пружинный накатник надет на ствол.
Питание автомата 110-ПМ — ленточное двухстороннее (но автоматы первых серий допускали и обойменное питание по 7 патронов). Лента металлическая рассыпная, помещается в магазине с 65 патронами, общий вес которого — 55,07 кг. Качающаяся часть установки представляла собой 2 коробчатые люльки. Для осуществления вертикального наведения на нижней люльке имелся зубчатый сектор, входящий в зацепление с шестерней редуктора. Левая и правая связи соединяли задние концы верхней и нижней люлек и вместе с ними и станинами образовывали параллелограмм. Такая связь люлек обеспечивала равенство углов качания обеих люлек.
Вертикальное и горизонтальное наведение производилось гидроприводами. В качестве резервного средства имелось и ручное наведение, осуществляемое одним наводчиком. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки "2М-3" состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограммом механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям.[4]
"2М-3М", дальнейшая модификация АУ 2М-3. Отличалась наличием нового автомата М-110, полученного в ходе переработки конструкции автомата 110-ПМ инженером ОКБ-43 К. И. Соколовым. Если в автомате 110-ПМ автоматика работала только за счет энергии отката при коротком ходе ствола, то в новом автомате М-110 дополнительно использовалась и энергия пороховых газов, отводимых из канала ствола. Эта энергия применялась при работе газового буфера, предназначенного для увеличения скорости наката подвижных частей. В результате на испытаниях автомата 110-ПМ был достигнут темп стрельбы 470–480 выстр./мин. Питание автомата М-110 только правое и только ленточное. Лента, магазин и патроны остались те же, что и у автомата 110-ПМ. [5]
В 1949 году завод № 535 сдал 3 установки, в 1950 году - 4, в 1951 году - 46, в 1952 году - 173, в 1953 году - 177, в 1954 году - 275, в 1955 году - 406, в 1956 году - 305 и в 1957 году - 252 установки. Производство АУ 2М-3М было прекращено в 1984 году. Отпускная цена одной установки в 1951 году составляла 527 000 рублей, в 1954 году - 206 000 рублей, а в 1955 году - 151 780 рублей. [6]
"2М-8", модификация 25-мм спаренной установки для вооружения подводных лодок разрабатывалась в ОКБ-43 с 1946 года. Особенностью установки было вертикальное размещение двух автоматов 110-ПМ в одной люльке. Вращающаяся часть АУ 2М-8 была также прикрыта обтекателем. Питание автоматов 110-ПМ производилось обоймами по 7 патронов. АУ 2М-8 была принята на вооружение в 1954 году и производилась, однако уже к концу 50-х годов они были сняты с подводных лодок.
"2М-10", улучшенный вариант 25-мм двухорудийной установки для подводных лодок, разработанный в ОКБ-43 в конце 50-х годов. Автоматы для АУ 2М-10 проектировало ОКБ-16. В марте 1954 года были закончены полигонные испытания опытного образца АУ 2М-10, который был отправлен во Владивосток для проведения корабельных испытаний, совместно с автономным гидроприводом, смонтированном на установке. В серийное производство АУ 2М-10 не запускалась.
Тактико-технические характеристики АУ 2М-3, 2М-3М [11] | |||||
Тип | АУ 2М-3 | АУ 2М-3М | |||
Длина ствола, мм | 2000 | 2000 | |||
Длина ствола, клб | 79 | 79 | |||
Длина нарезной части, мм | нет данных | 1775 | |||
Угол ВН, град | -10; +85 | -10; +85 | |||
Угол ГН, град | 360 | 360 | |||
Скорость начальная снаряда, м/с | 890 | 890 | |||
Скорострельность одной пушки, выстр./мин | 270–300 | 270–300 | |||
Длина автомата, мм | 2845 (110-ПМ) | 2810 (М-110) | |||
Длина автомата, клб | 112 (110-ПМ) | 111 (М-110) | |||
Радиус обметания по пламегасителю нижнего автомата, мм | 2150 (110-ПМ) | - (М-110) | |||
Вес одного автомата, кг | 101 (110-ПМ) | 110 (М-110) | |||
Длина отката, мм | 204–206 | нет данных | |||
Длина установки, мм | 2845 | 2845 | |||
Ширина установки, мм | 1974 | 2150 | |||
Общий вес установки без ЗИП и боеприпаса, кг | 1500 | 1515 | |||
Вес станка с кранцами, кг | 260 | нет данных | |||
Высота брони, мм | 900 | 973 | |||
Толщина брони, мм | 4 | 4 | |||
Прицел рассчитан на максимальную скорость воздушных целей, м/с | 150 | 150 | |||
Расчет, чел. | 2 | 2 |
Номенклатура боеприпасов[12] | |||||
Тип | Индекс/УРАВ ВМФ | Длина снаряда, клб | Вес снаряда, г | Вес ВВ, г | Взрыватели |
Бронебойно-трассирующий снаряд | А3-БР-85 | 4,5 | 281 | 4,2 | нет |
Осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд | А3-ОЗР-85 | 4,9 | 281 | 11,3 | Б-23, Б-23У, А-23, МГ-25 |
Осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд | А3-ОЗР-85М | 5,1 | 281 | 20 | Б-23, Б-23У, А-23, МГ-25 |
Установки 2М-3, 2М-3М входили в состав вооружения больших десантных кораблей пр. 1171, малых десантных кораблей пр. 450[13], артиллерийских катеров пр. 1204[14], противолодочных катеров пр. 201, торпедных катеров пр. 183 и пр.206М, ракетных катеров пр. 183-Р, тральщиков пр. 254м, пр. 264, пр. 266м, пр. 1258, пр. 1265, гражданских судов и вспомогательных судов ВМФ, в том числе проектов 431, 771, 562, 706, 437, 561, 433, 514, 560, 512, 770 и др. Фактически артсистемами «2М-3» и «2М-3М» во флоте СССР были вооружены более чем 30 проектов кораблей, судов и катеров. Вплоть до настоящего времени АУ 2М-3, 2М-3М были одним из основных средств самообороны и ПВО судов ВМФ СССР и России.[15]
В Арабо-израильской войне 1973 года приняли участие египетские и сирийские торпедные катера пр. 183 и ракетные катера пр. 183-Р. Однако в морских боях после израсходования катерами противокорабельных ракет выяснилась слабая эффективность АУ «2М-3» в качестве оружия самообороны против 40-мм/70 АУ «Breda-Bofors» Mod.58/11 и 76-мм АУ «OTO Melara» израильских ракетных катеров типа «Саар-2», «Саар-3», «Саар-4». [16]
Автоматическая корабельная артиллерия СССР и России | ||
---|---|---|
|
||
|
||
|
25-мм спаренное универсальное орудие 2М-3.