Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

SpaceLiner

01-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
SpaceLiner
SpaceLiner 7 на взлёте в представлении художника
Общие сведения
Страна ЕС
Основные характеристики
Количество ступеней 2
Длина 83,5 м
Диаметр 8,6 м
Стартовая масса 1840 т
История запусков
Состояние проект

SpaceLiner — концепция суборбитального гиперзвукового пассажирского космоплана, разрабатываемая с 2005 года в Германском центре авиации и космонавтики (нем. Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt DLR)[1]

Концепция

Космоплан нетрадиционного для пассажирских средств вертикального взлета представляет собой двухступенчатую авиационно-космическую систему, состоящую из беспилотной (автоматической) стартовой ступени-ускорителя и пассажирской суборбитальной ступени, рассчитанной на 50 пассажиров. Всего силовая установка включает в себя одиннадцать жидкостных ракетных двигателей (9 из них установлены на стартовой ступени, 2 — на суборбитальной ступени), работающих на криогенном топливе — жидком кислороде (LOX) и жидком водороде (LH2). После выключения ракетных двигателей суборбитальная ступень способна в планирующем полёте за кратчайшее время покрывать большие межконтинентальные расстояния. В зависимости от маршрута при этом могут достигаться высоты полета до 80 км и скорости, соответствующие числу Маха свыше 20. Продолжительность полета космоплана на маршруте Австралия-Европа составит 90 Минут, а на маршруте Европа-Калифирния — не более 60 Минут[2]. Перегрузки, действующие в полете на пассажиров не превосходят 2.5 g и остаются ниже уровня нагрузок, действующих на астронавтов космического челнока Space-Shuttle. Более того, согласно проектной концепции пассажирская кабина выполняется в виде отдельной спасательной капсулы, которая в случае необходимости отделяется от суборбитальной ступени и обеспечивает пассажирам безопасное возвращение на Землю.

По данным Германского центра авиации и космонавтики (нем. Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt — DLR) ввод системы в эксплуатацию возможен между 2040 и 2050 годами. Главным аспектом концепции является полная многоразовость использования системы в сочетании с серийным производством, сравнимым по масштабу с авиационным. Благодаря этим факторам ожидается существенное повышение экономической эффективности системы по сравнению с существующими воздушно-космическими системами. Основной проблемой остаётся повышение безопасности и надёжности ключевых компонентов системы, напр., ракетных двигателей, в такой степени, которая позволит их ежедневное использование для перевозки пассажиров.

В настоящее время разработка концепции SpaceLiner финансируется как собственными средствами Германского центра авиации и космонавтики (нем. Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt — DLR), так и в рамках таких спонсируемых Европейским Союзом проектов, как FAST20XX и CHATT. В проекте SpaceLiner участвуют, наряду с DLR, и другие партнеры из европейского авиационно-космического сектора.

Проект SpaceLiner имеет предысторию в виде проекта конца XX века нереализованной немецкой орбитальной двухступенчатой горизонтально-стартующей многоразовой авиационно-космической системы Зенгер-2, которому предшествовал также неосуществлённый военный проект частично-орбитального авиационно-космического бомбардировщика Silbervogel в нацистской Германии. В случае реализации станет SpaceLiner первым в мире регулярным суборбитальным гиперзвуковым пассажирским авиалайнером.

Эволюция развития концепции SpaceLiner

Эволюция разработки

В настоящее время SpaceLiner находится в стадии предварительного проектирования (эскизного проекта). Работа над эскизным проектом продвигается на основе уже выполненных исследований по мере все более детальной разработки и интеграции подсистем. Параллельно с этим изучаются дополнительные варианты, удовлетворяющие новым требованиям и спецификациям, а результаты исследований этих вариантов также могут быть использованы в процессе общей разработки[3].

SpaceLiner 2 — это первый вариант, в котором была предусмотрена интеграция активной системы охлаждения элементов конструкции, подвергаемых особенно высоким тепловым нагрузкам при входе в плотные слои атмосферы[4].

Модификация SpaceLiner 4 — это дальнейшее развития варианта SpaceLiner 2 с улучшенными аэродинамическими характеристиками и характеристиками устойчивости и управляемости. На основе этой конфигурации в рамках финансируемого ЕС исследовательского проекта FAST20XX были более детально — как экспериментально, так и с помощью математического моделирования -исследованы различные технологии, необходимые для космоплана SpaceLiner[5].

SpaceLiner 7 — это актуальная на сегодняшний день конфигурация, которая в настоящее время исследуется в DLR. В процессе математической оптимизации для улучшения аэродинамических, термических и структурно-механических качеств на режиме гиперзвукового полета треугольное крыло с изломом передней кромки было заменено треугольным крылом без излома. К настоящему моменту выполнена предварительная разработка и интеграция таких важнейших подсистем космоплана, как пассажирская кабина, криогенные баки, система подачи топлива и система теплозащиты.

Классификация возможных коммерческих маршрутов для космоплана Spaceliner

В настоящее время дополнительно рассматривается модификация космоплана SpaceLiner, рассчитанная на 100 пассажиров для использования на коротких дистанциях[6]. Возможные коммерческие маршруты классифицируются в соответствии с покрываемым расстоянием, при этом класс 1 соответствует наибольшей, а класс 3 — наименьшей дальности полёта. Для выполнения перелёта в зависимости от потребной дальности используется удлиненная или укороченная модификация разгонной ступени, которая может комбинироваться как с 50-местной, так и со 100-местной модификацией суборбитальной пассажирской ступени.

Технические Характеристики

Чертёж SpaceLiner7
Характеристика Суборбитальная пассажирская ступень
(50 пассажиров)
Разгонная ступень
(удлиненная модификация)
Суммарно
(маршрут Австралия-Европа)
Длина: 65.0 м 83.5 м
Размах крыла: 33.0 м 37.5 м
Высота: 12.0 м 8.6 м 21.5 м
Длина пассажирской кабины: 15.3 м -
Максимальный диаметр фюзеляжа: 6.8 м 8.6 м
Сухая масса: 145 т 170 т 315 т
Взлётная масса: 380 т 1460 т 1840 т
Масса топлива: 215 т 1285 т 1500 т
Масса в момент выключения двигателей: 160 т 180 т
Макс. высота полёта: около 80 км около 75 км
Макс. Скорость полёта: 7 км/с (25.200 км/ч) 3,7 км/с (13.300 км/ч)
Макс. число Маха: 24 14
Макс. Дальность полёта: около 18.000 км
Количество двигателей: 2 9 11

Двигатели

В концепции космоплана SpaceLiner применяется единый тип жидкостного ракетного двигателя многоразового использования: двигатель с полностью замкнутым циклом, при котором все топливо, включая топливо, используемое в приводе турбонасосного агрегата, проходит через камеру сгорания[7]. Степень расширения сопла выбирается в соответствии с различными режимами полёта разгонной ступени и суборбитальной ступени. В качестве компонентов топлива предусмотрено использование высокоэнергетической и экологически чистой комбинации жидкого водорода с жидким кислородом.

Характеристика Суборбитальная пассажирская ступень
Разгонная ступень
Соотношение компонентов: 6.0
Давление в камере сгорания: 16.0 МПа
Секундный расход (на двигатель): 518 кг/с
Степень расширения сопла:: 59.0 33.0
Удельный импульс (вакуум): 449 с 437 с
Удельный импульс (на уровне моря): 363 с 389 с
Тяга двигателя (вакуум): 2268 кН 2206 кН
Тяга двигателя (на уровне моря): 1830 кН 1961 кН

Ссылки

  • Видео — To Australia in 90 minutes at hypersonic speed — DLR Blogs
  • Видео
  • Видео ILA 2012 Берлине
  • Видео: Характеристика SpaceLiner SL7, 2012
  • ESA FAST20XX сайт
  • DLR studies suborbital space travel — Flightglobal
  • Российский премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев посетил DLR- выставкy на МАКС 2013

Литература

  1.  (англ.) Sippel M., Klevanski J., Steelant J.: Comparative study on options for high-speed intercontinental passenger transports: air-breathing- vs. rocket-propelled, IAC-05-D2.4.09 (октябрь 2005)
  2. Promising roadmap alternatives for the SpaceLiner (англ.). Acta Astronautica, Vol. 66, Iss. 11-12 (2010).
  3. Development of the SpaceLiner Concept and its Latest Progress (англ.) (PDF). 4th CSA-IAA Conference on Advanced Space Technology (2011).
  4. Transpiration Cooling Using Liquid Water (англ.) (PDF). Journal of Thermodynamics and Heat Transfer, Vol. 23, Number 4 (2007).
  5. The Progress on the SpaceLiner Design in the Frame of the FAST 20XX Program (англ.) (PDF). 16th AIAA/DLR/DGLR International Space Planes and Hypersonic Systems and Technologies Conference (2009).
  6. Preliminary Multidisciplinary Design Studies on an Upgraded 100 Passenger SpaceLiner Derivative (англ.) (PDF). 18th AIAA/3AF International Space Planes and Hypersonic Systems and Technologies Conference (2012).
  7. Technical Maturation of the SpaceLiner Concept (англ.) (PDF). 18th AIAA/3AF International Space Planes and Hypersonic Systems and Technologies Conference (2012).


SpaceLiner.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15