18-10-2023
808-й штурмовой авиационный полк | |
Награды: |
- |
---|---|
Почётные наименования: |
- |
Войска: | |
Род войск: |
штурмовая авиация |
Преемник: | |
Боевой путь | |
1942: |
808-й штурмовой авиационный полк — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
В составе действующей армии во время ВОВ c 11 июля 1942 по 22 августа 1942 года, c 28 октября 1942 по 23 марта 1943 года.[1]
На вооружении имел самолеты Ил-2.[1]
С мая 1942 года кратковременно входил в первоначальный состав 228-й штурмовой авиационной дивизии.[1]
Входил в состав 267-й штурмовой авиационной дивизии.[1]
В тяжелые дни оборонительной операции под Сталинградом полк понес огромные потери. Многие экипажи не возвращались с заданий. В середине августа 1942 года полк остался без самолетов.[1]
Преобразован Приказом НКО СССР № 199 от 1 мая 1943 года и Директивой Штаба ВВС КА № 513021 от 7 мая/8 мая 1943 года в 93-й гвардейский штурмовой авиационный полк.[1]
После 24 ноября погода немного улучшилась, небо посветлело...Однажды разведка донесла, что на аэродром в районе населенного пункта Питомник (северо-западнее Сталинграда) приземлилась большая группа транспортных самолетов противника.
На выполнение боевого задания готовилась сборная группа из двух полков. От нашего полка должны были лететь мой командир звена и я...— Гареев М.Г. Штурмовики идут на цель. — Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1977. — 336 с. — 15 000 экз.
С 12 по 15 декабря шел густой снегопад, авиация не могла подняться в небо. Но вот наконец погода улучшилась, и мы получили возможность помочь нашим наземным войскам, которым в эти дни было очень тяжело. Штурмовая и бомбардировочная авиация работала с большим подъемом. Летчики по нескольку раз в день вылетали бомбить войска Манштейна....Под крыльями самолетов — бескрайняя белая степь. Ползут на восток танковые колонны врага. На белом снегу они видны довольно четко, хотя и выкрашены в белый цвет.
Вражеских истребителей не видно. Наше господство в воздухе становится все более очевидным, и мы, штурмовики, чувствуем себя более уверенно.
Я спокойно наблюдаю и вижу, как движутся вражеские колонны, различаю танки, автомашины, артиллерийские орудия. Сейчас бы в самый раз ударить по ним.
Самолет ведущего ныряет вниз. За ним устремляются и другие машины. Мы стреляем из пушек и пулеметов, реактивных установок, сбрасываем бомбы. Один заход, другой, третий! На белом снегу вспыхивают новые и новые костры.
Отбомбившись и отштурмовав, мы уходим на свой аэродром. Потерь нет. А навстречу нам идут все новые и новые группы краснозвездных самолетов. Они довершают то, что начали мы.
Так продолжалось несколько дней. Успехи были очевидными — мы меняли высоту, больше маневрировали, отходили от старых шаблонов.
Авиация активно участвовала в организации воздушной блокады окруженного под Сталинградом противника. Истребители уничтожали вражеские самолеты в небе, штурмовики — на аэродромах. И те и другие действовали как в районе окружения, так и за внешним фронтом, где располагались гитлеровские аэродромы, с которых поднимались транспортные самолеты.
В эти горячие дни мы научились не только штурмовать и бомбить наземные цели, но и сражаться с фашистскими самолетами. Наши Ил-2 успешно справлялись с транспортной авиацией противника. Подойдет, бывало, штурмовик вплотную, ударит из всех пушек и пулеметов сразу — и огромный самолет камнем падает на землю.
Особенно хорошо загорались транспортные машины от наших реактивных снарядов...
...Находим фашистскую артиллерийскую батарею, еще раз визуально проверяем и убеждаемся, что это действительно не наша, и начинаем бомбить и штурмовать. От батареи остаются одни искореженные куски металла.
В этих боях я прошел хорошую школу: бомбил аэродромы врага, штурмовал колонны танков, уничтожал артиллерийские и минометные батареи противника.— ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Мемуары. Гареев М.Г. Штурмовики идут на цель
—
808-й штурмовой авиационный полк.