Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

35-мм киноплёнка

22-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Отрезок фильмокопии на 35-мм киноплёнке. По краям перфораций и между ними расположены цифровые фонограммы SDDS и Dolby Digital, в центре — анаморфированное изображение

35-мм киноплёнкакиноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметров с двухсторонней перфорацией[1]. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии до цифровой революции. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей, благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные у различных кинематографических систем на такой киноплёнке.

История появления

Размеры и расположение кадра различных кинематографических систем на 35-мм киноплёнке

35-мм киноплёнка считается «нормальной», поскольку на протяжении столетия является наиболее массовым типом кинематографического носителя. Её распространение связывают с предпочтением этого формата Луи Люмьером и ведущей ролью французского кинематографа в начале XX века[2]. Исторически она появилась первой: её форма и размеры установлены в 1892 году Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном, использовавшими такой носитель для «Кинетоскопа»[3]. Киноплёнка шириной 1,375 дюйма, заказанная для аппарата в компании Eastman Kodak, была получена разрезанием вдоль уже выпускавшейся неперфорированной фотоплёнки шириной 70-мм[4]. В качестве международного стандарта 35-мм киноплёнка утверждена в 1909 году Компанией кинопатентов. Появление общего формата, пригодного для демонстрации в большинстве кинотеатров, в огромной степени способствовало распространению кинематографа.

Расстояние между рядами перфораций современной киноплёнки равно 1 дюйму, а при частоте съёмки немого кинематографа 16 кадров в секунду её расход составляет 1 фут в секунду. Первоначальные размеры кадра были выбраны Эдисоном, исходя из распространённого в фотографии соотношения сторон 4:3[5]. Ширина кадра равнялась промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) а высота составила 3/4 дюйма (19 мм), определив современный шаг кадра[6]. Позднее Люмьером кадр был уменьшен до размеров 18×24 мм, став стандартом немого кино[3]. С появлением в кинематографе звука размеры кадра уменьшились до стандарта «Мувитон» 18×21 мм, а затем до классических 16×22 мм (было освобождено место для оптической фонограммы)[7].

Первые несколько десятилетий 35-мм киноплёнка выпускалась на прочной, но горючей основе из нитроцеллюлозы. Материал был исключительно износоустойчив, но чрезвычайно пожаро- и даже взрывоопасен: киноплёнка легко воспламенялась и горела даже без доступа кислорода, выделяя токсичные газы[8]. Один из первых пожаров по её вине, погубивший 124 человека, произошёл в 1897 году[9]. В 1907 году число жертв возгорания в парижском кинотеатре также превысило сотню[10]. Через год аналогичная трагедия случилась в городе Бологое Российской Империи[11]. Эта особенность киноплёнки наложила отпечаток на все технологии кинематографа. Кинотеатры начали строить по специальным проектам, обеспечивавшим надёжное разделение аппаратной с кинопроекторами и зрительного зала. Проекционные окна снабжались аварийными металлическими шторками, а киноплёнка размещалась в специальных кожухах проекторов с герметичным лентопротяжным трактом[12]. Противопожарная заслонка, автоматически опускающаяся перед кадровым окном при обрыве плёнки и остановке механизма, дожила до сегодняшнего дня, как обязательный атрибут 35-мм кинопроекторов. Использование 35-мм киноплёнки в любительском кинематографе было ограничено вплоть до появления безопасной подложки в 1948 году[13].

Несмотря на все меры предосторожности, крупные пожары, виновником которых была киноплёнка из нитроцеллюлозы, случались регулярно. В 1948 году пожар на теплоходе «Победа», случившийся по той же причине, унёс жизни 42 человек, в том числе китайского маршала Фэн Юйсяна[14][15][16]. В 1952 году Kodak полностью прекратил выпуск горючей киноплёнки, заменив материал подложки на триацетат целлюлозы. В отличие от 35-мм киноплёнки, большинство остальных форматов, появившихся позднее, сразу выпускались на безопасной основе. В начале материалом была ацетилцеллюлоза, уступающая нитратной подложке в прочности и износостойкости[17]. Она использовалась для любительских 16-мм, 9,5-мм и 8-мм киноплёнок, выпуск которых на горючей основе был законодательно запрещён. С появлением триацетата целлюлозы, сопоставимого по важнейшим параметрам с нитроцеллюлозой, он стал стандартным материалам для подложки большинства киноплёнок, получивших обозначение «Безопасная» или «Safety Film»[18][19].

Современные сорта 35-мм киноплёнки, кроме негативной и некоторых контратипных, выпускаются на безусадочной лавсановой подложке. Полиэстеровая подложка обладает высокой прочностью и износоустойчивостью, но для её склейки требуются специальные склеечные прессы с ультразвуковой сваркой[П 1]. Для удобства монтажа по «классической» технологии соответствующие сорта киноплёнки выпускаются на триацетатной подложке, допускающей склейку обычным киноклеем.

Использование

35-мм киноплёнка стала основой для самого большого количества кинематографических систем. Самыми массовыми после немого кино стали система с классическим форматом кадра, а также кашетированные и анаморфированные широкоэкранные форматы. Наибольшей сложностью и информационной ёмкостью обладают панорамные и кругорамные системы кинематографа, использующие одновременно три и более 35-мм киноплёнок для съёмки и проекции изображения. Появление высококачественных широкоформатных киносистем на 70-мм киноплёнке стало толчком для разработки форматов с близкими размерами кадра на 35-мм киноплёнке. Результатом стали системы «Виставижн» и «Технирама» с продольным расположением кадра.

В современном профессиональном кинематографе 35-миллиметровая киноплёнка остаётся практически единственным типом плёночного носителя для печати прокатных фильмокопий[20]. Съёмка исходного негатива также осуществляется на форматы 35-мм и «Супер-16», и предусматривает дальнейшее сканирования для производства по цифровой технологии Digital Intermediate. Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество фотоэмульсий позволило отказаться от широких киноплёнок в пользу нормальной, за редким исключением.

В течение нескольких десятилетий 35-мм киноплёнка использовалась для печати диафильмов. Последовательность изображений с субтитрами представляла собой иллюстрированный рассказ, пригодный для публичной демонстрации в домашних условиях и учебных заведениях. Кроме того, на 35-мм обращаемой фотоплёнке изготавливались слайды, составляющие слайд-шоу с подобными диафильмам возможностями. До широкого распространения видеомагнитофонов обе технологии служили в качестве наиболее доступных мультимедийных инструментов.

Шаг кадра

В отличие от большинства узкоплёночных форматов, шаг кадра которых совпадает с шагом перфорации, на 35-мм киноплёнке эти параметры отличаются. Поэтому, шаг кадра различных 35-мм киносистем измеряется как в миллиметрах, так и в перфорациях.

В кинематографе стандартным считается шаг в 4 перфорации, что соответствует для позитивной киноплёнки 19 миллиметрам или ¾ дюйма[20][П 2]. Этот параметр остаётся неизменным с момента, когда был установлен Эдисоном для кадра с соотношением сторон 4:3 шириной в 1 дюйм. Шаг в 4 перфорации используется во всех прокатных форматах и большинстве производственных, поскольку соответствует стандарту, использующемуся во всех кинопроекторах. Кашетированный кадр уменьшенной высоты также располагается в пределах такого шага, оставляя неиспользованным широкий межкадровый промежуток. Некоторые системы 3D-кинематографа располагают в пределах стандартного шага два кадра стереопары, уменьшенные по высоте вдвое. Шаг кадра, отличающийся от 4 перфораций, используется только в производственных форматах для негатива, рассчитанного на последующую трансформацию.

Потребность в повышении качества изображения заставила разработчиков создать форматы с более крупными размерами кадра, чем доступный в пределах стандартного шага. В таких киносистемах кадр с шагом в 8 перфораций расположен не поперёк, а вдоль 35-мм киноплёнки, которая движется в киносъёмочном и кинопроекционном аппаратах горизонтально[20]. Форматы «Виставижн» и «Технирама» с таким шагом кадра использовались недолго и, главным образом, для негатива[21]. Фильмокопии в оригинальном формате печатались в единичных экземплярах только для фестивальных и конкурсных показов. Горизонтальное расположение киноплёнки также предопределило формат и размеры малоформатного кадра в фотоаппаратах с таким же шагом. Увеличенный шаг кадра в 6 перфораций использовался в панорамных киносистемах «Синерама», «Синемирэкл» и «Кинопанорама», использующих одновременно три 35-мм киноплёнки. Каждый кадр на экране состоял из трёх кадров на разных киноплёнках с таким шагом.

Рост фотографического качества фотоэмульсий позволил уменьшить размеры кадра и укоротить его шаг в некоторых производственных форматах. Современные киносъёмочные аппараты используют шаг в 3 и даже 2 перфорации, позволяя экономить киноплёнку, затраты на которую составляют значительную часть бюджета кинопроизводства[20]. Попытки создать прокатный формат «Юнивизиум» (англ. Univisium) с шагом в 3 перфорации не привели к успеху, поскольку это потребовало бы замены огромного парка кинопроекторов[22].

В панорамных фотоаппаратах используется наиболее длинный шаг кадра в 13 («Горизонт») и даже 24 перфорации («Hasselblad X-pan»).

Применение в фотографии

Киноплёнка шириной 35-мм послужила основой для фотоматериала, использующегося в малоформатной и полуформатной фотоаппаратуре. Впервые такая фотоплёнка использована Оскаром Барнаком в 1914 году в фотоаппаратах «Leica»[23]. Размер кадра составил 24×36 мм, длина в стандартной кассете 1,6 метра. В 1963 году немецкая компания Agfa разработала систему «Рапид» для быстрой зарядки такой же 35-мм плёнки.

«Фотоплёнка тип 135» стала самой распространённой в мире, оставаясь одним из немногих типов фотоматериалов, выпускающихся после цифровой революции в фотографии. Кроме того, в фотографии зачастую вместо фотоплёнки использовалась негативная чёрно-белая киноплёнка, сходная по фотографическим и геометрическим характеристикам с плёнкой, специально выпускаемой для фотоаппаратов. Особой популярностью у советских, а затем российских фотожурналистов пользовался кинонегатив «А-2» и «А-2Ш», обладавший высокой светочувствительностью.

Технология лабораторной обработки чёрно-белых киноплёнок совпадает с режимом проявления фотоплёнок, позволяя обрабатывать оба типа фотоматериала в одинаковых условиях. Цветные негативные киноплёнки для фотографии менее пригодны, поскольку обрабатываются по процессу ECN-2, отличающемуся от C-41, общепринятого для фотоплёнок.

См. также

Примечания

  1. [1]
  2. Шаг перфорации негативных и позитивных киноплёнок незначительно отличается. Для 35-мм позитива он составляет 4,75 мм, а для негатива — 4,74 мм

Источники

  1. ГОСТ 4896-80. Киноплёнка 35-мм. Размеры и методы контроля (рус.). Российский Государственный Университет нефти и газа им. Губкина. Проверено 15 мая 2012. Архивировано из первоисточника 1 августа 2012.
  2. Принципы широкоформатного кинематографа, 1962, с. 8
  3. 1 2 Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 43
  4. Примечания (рус.). Фотоплёнка. Zenit Camera. Проверено 1 января 2015.
  5. Основы кинотехники, 1965, с. 347
  6. Основы кинотехники, 1965, с. 374
  7. 35 mm/4-perf becomes standard (англ.). Film Formats. Cinematographers. Проверено 7 сентября 2014.
  8. Кинопроекционная техника, 1966, с. 30
  9. Форматы любительского кино (рус.). Примеры работ. Оцифровка. Проверено 7 февраля 2015.
  10. Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 7
  11. Мастера горячего проката (рус.). Подробно. журнал «Коммерсантъ Деньги» (15 мая 2006). Проверено 7 февраля 2015.
  12. Реставрация архивных кинофильмов (рус.). Архивные технологии. журнал «Техника кино и телевидения» (декабрь 2001). Проверено 2 января 2015.
  13. 1930—1959 (англ.). History of Kodak. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  14. Пароход «По…беда» (рус.). Живой Журнал (1 сентября 2011). Проверено 7 февраля 2015.
  15. Гибель маршала (рус.). «Совершенно секретно» (3 апреля 2009). Проверено 7 февраля 2015.
  16. ЗАГАДОЧНАЯ ГИБЕЛЬ МАРШАЛА ФЭН ЮЙСЯНА (рус.). Статьи. Пейнтбольный клуб «Патриоты». Проверено 7 февраля 2015.
  17. Кинопроекционная техника, 1966, с. 34
  18. Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 12
  19. ГЛОССАРИЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. — Kodak. — С. 192. — 213 с.
  20. ↑ Типы и форматы киноплёнки (рус.). Архивировано из первоисточника 12 августа 2012.
  21. Specifications at a glance - VistaVision (англ.). The American WideScreen Museum. Проверено 21 мая 2012. Архивировано из первоисточника 18 июня 2012.
  22. Витторио Стораро — «Управление светом» (рус.) (18 февраля 2009). Проверено 6 мая 2012. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012.
  23. Малоформатная фотография, 1959, с. 8

Литература

  • Иофис, Е. А. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М., : Искусство, 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • Голдовский, Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : Искусство, 1971. — С. 7. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Е. М. Голдовский Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 211 с.
  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с.
  • Гордийчук, И. Б. Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль ; Н. Н. Жердецкая. — М., : Искусство, 1979. — 440 с.
  • Николай Майоров Хроника советского широкого экрана (рус.) // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2009. — № 3. — С. 30—36.
  • Веденов, А. Н. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л., : Лениздат, 1959. — С. 45—48. — 675 с.
  • И. В. Газеева, С. А. Кузнецов Выпуск 1. Типы кинопленок и их применение: // Современные киноплёнки для фильмопроизводства / Тарасов Б. Н.. — СПб.,: Изд. СПбГУКиТ, 2010. — 40 с.

Ссылки

  • Развитие форматов киноплёнки (англ.). Spare Time Labs 2.0. Проверено 22 января 2015.

35-мм киноплёнка.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15