Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Яма (буддизм)

26-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Яма (слева) — петроглиф близ тибетского монастыря Сэра.
Суд Яньло-вана
Внешний защитник учения (Ямараджа). Центр. р-н Тибета, сер. 17в. Ямараджа изображён со своей спутницей беловолосой Чамунди, у неё тоже три глаза и корона из пяти черепов, как у Ямараджи. В руках у неё трезубец, у Ямараджи в руках булава из костей с черепом и лассо. Вверху изображение Цонкапы, вокруг него маленькие изображения Ямараджи в разными символами в руках. Ямараджа стоит на зелёном быке, который совокупляется с поверженным белым телом невежества. Справа от быка чёрный Внутренний защитник учения с лицом демона, слева — красный быкоголовый Тайный защитник учения. В нижнем правом углу на мулах Кали Дэви и Шри Дэви.

Яма (Ямараджа, Чойджал, Номун-хан, Эрлик) — в буддизме бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства.

В буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём — ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами.

Яма в китайской и японской мифологии

Кагамибута нэцкэ с Ямой

В китайской мифологии Бог Смерти называется Яньло-ван (кит. 閻羅王 — Yanluowang), он является правителем ада со столицей в подземном городе Юду. Имя Яньло — не что иное, как сокращение транскрипции с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). В ранней японской мифологии бога Яньло называли «Эмма» или Эмма-о (яп. 閻魔大王 эмма дай-о:?, «Великий царь Яма»).

Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.

Таким образом души мёртвых получают в зависимости от своих деяний перерождения от небес (см. боги (буддизм)) до ада (см. ад (буддизм), а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.

Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.

Яньло-ван изображается в традиционной шапочке судьи. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, используемых в даосских храмах (см. Деньги преисподней). О степени распространения образа Яньло можно судить по идеологии Тайпинов, которые отождествляли его с библейским Сатаной.

Яма в тибетском буддизме

В тибетском буддизме ваджраяны Яма проявляется как Шиндже (тиб. གཤིན་རྗེ་, Вайли Gshin.rje, «владыка смерти»[1]) или полностью Шиндже Чойгьял[1], что соответствует санскритскому Яма Дхармараджа (Yama Dharmaraja IAST) и переводится как «владыка смерти, царь закона»)[2] (то есть в Тибете Яма играет более широкую роль чем в индуистском пантеоне[3]). Ещё одно имя Ямы Дхармараджи — Каларупа[4].

Шиндже занимает центральное положение в описании жизни после смерти в тибетской мифологии.[2] По легенде, он «располагается в центре ада, держит в руках меч и лейчжи мелонг, „зеркало кармы“, отражающее жизнь умершего».[1] Четыре помощника помогают ему определить дальнейшие судьбы умерших.[1]

В более поздних редакциях легенды Шиндже был усмирён Манджушри, а вернее его гневной ипостасью Шинджешед (санкср.: Ямантака, «убивающий владыку смерти»). Победив Шиндже, он превратил его в дхармапалу. С тех пор Яма Дхармараджа (или Ямараджа) считается одним из восьми защитников буддийского учения в Тибете[3].

В практиках ваджраяны Ямараджа — божество-защитник класса ануттара-йога-тантры. Образ Ямы Дхармараджи используется теми, кто осуществляет практику Ваджрабхайравы (гневного воплощения Манджушри) в школах гелугпа, кагью и сакья.[4]

Для направления гелугпа Яма Дхармараджа имеет особое значение, поскольку является одним из трёх основных защитников школы наряду с Махакалой и Вайшраваной,[4] а также потому что основатель гелугпа Цонкапа считается одним из воплощений Манджушри, одолевшего Яму[5].

Согласно традиции гелугпа Яма Дхармараджа имеет три проявления[6]:

  • Внешний (экзотерический) защитник обычно изображается с головой быка (буйвола) и призван оберегать практиков буддизма от внешних (физических) несчастий и невзгод.[5]
  • Задачей внутреннего (эзотерического) защитника является противостояние внутренним человеческим слабостям (таким как страх, гордыня и другим), мешающим практику продвигаться по пути к просветлению.[5] Обычно он изображается в форме, похожей на внешнего Ямараджу, но с устрашающим лицом человеческого типа.[7] В рамках традиции гелугпа считается, что Цонкапа получил прямое видение внутреннего аспекта Ямараджи.[5] Этот мистический опыт он описал в одном из своих стихотворений.[7]
  • Образ тайного Ямараджи действует на уровне инстинкта, помогая практикующему проявлять внутреннюю позитивную энергию.[7]

Согласно Р. Турману, в гелугпа встречается и четвёртая форма[8] — Окончательный Ямараджа (англ.  Ultimate Yamaraja), с которым ум умершего встречается в момент смерти[7]

Примечания

  1. 1 2 3 4 Огнева Е.Д. Шиндже // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. — ISBN 5852700320.
  2. ↑ 44. — 216 с. — ISBN 9780199712373.
  3. ↑ 171. — 280 с. — ISBN 9780875871127.
  4. ↑ 175. — 321 с. — ISBN 9781932476156.
  5. ↑ 165. — 560 с. — ISBN 9781932476019.
  6. 277. — 321 с. — ISBN 9781932476156.
  7. 1 2 3 4 Marylin M. Rhie, Robert A.F. Thurman Wisdom and Compassion. The Sacred Art of Tibet. Expanded edition. — NY: Tibet House New York in association with Abradale Press, 2000. — С. 290.
  8. Использование слов «форма-архетип» в предыдущей редакции не совсем корректно, поскольку не существует однозначной тождественности между буддийским учением и феноменологией архетипов

Литература

  • Мифологический словарь. М. 1992, стр. 624, 648—649
  • Nanamoli, Bhikkhu & Bodhi,Bhikkhu (2001). The Middle Length Discourses of the Buddha: A Translation of the Majjhima Nikaya. Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-072-X.
  • Nyanaponika Thera & Bodhi, Bhikkhu (1999). Numerical Discourses of the Buddha: An Anthology of Suttas from the Anguttara Nikaya. Walnut Creek, CA: AltaMira Press. ISBN 0-7425-0405-0.
  • Marylin M. Rhie/ Robert A.F. Thurman, Wisdom and Compassion. The Sacred Art of Tibet. Expanded edition. Tibet House New York in association with Abradale Press, NY, 2000, pp. 290—292

Ссылки

  • Alan Baumler, «Oh hell» — фоторепортаж о «адской галерее» буддистского храма Дасиншань (г. Сиань)
  • Ямараджа. Проверено 15 марта 2013. Архивировано из первоисточника 16 марта 2013.
  • Yama Dharmaraja (Buddhist Protector) (англ.). Проверено 15 марта 2013. Архивировано из первоисточника 16 марта 2013.


Дэвалока (мир богов), буддизм
Четыре Небесных Царя | Тридцать три бога | Яма | Тушита | Нирманарати | Паринимитра-вашавартин

Яма (буддизм).

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15