18-06-2024
Генеративная лингвистика |
Вехи и теории Трансформационная грамматика (стандартная теория • теория принципов и параметров • минималистская программа) • порождающая фонология • порождающая семантика |
Основные понятия Языковая способность • универсальная грамматика • ограничение на трансформацию • командование составляющих • скрэмблинг Стандартная теория
Принципы и параметры
Минимализм
|
Обсуждаемые явления Усвоение языка • PRO • pro • анафора • порядок слов |
Учёные Н. Хомский • М. Халле • Дж. Росс • Г. Ласник • Т. Рейнхарт • Ж.-И. Поллок • М. Бейкер |
Языкова́я спосо́бность — специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических предпосылок и под влиянием опыта речевого общения[1].
Содержание |
В рамках языковой способности выделяются уровни — подсистемы, возможно соответствующие уровням языковой системы: фонетическому, лексическому, морфологическому (включая словообразование), синтаксическому[2].
В советской психолингвистике было распространено представление о языковой способности как «социальном по сути образовании, формирующимся в процессе развития деятельности общения». В американской традиции, однако, традиционно предполагалось, что языковая способность имеет биологическую природу и разивается в ходе онтогенеза человека[2]. Так, в рамках трансформационной грамматики считается, что, хотя воздействие речевой среды является необходимым условием развития языковой способности, созревание последней генетически детерминированно и осуществляется во многом независимо от подкрепления[1]. Поэтому генеративная грамматика трактует о врождённой языковой способности.
«Монополия» врождённой языковой способности в сфере формирования языковых структур оспаривается сторонниками функциональных лингвистических теорий[3] .
Самый ранний аргумент сторонников порождающей грамматики в пользу врождённости языковой способности — «аргумент от бедности стимула (англ.)русск.», состоящий в том, что сам по себе речевой опыт, доступный ребёнку, содержит неграмматичные предложения и вообще недостаточен для усвоения языка[4].
Предпринятое порождающей грамматикой исследование универсальных для языков мира ограничений на трансформации в синтаксисе, по мысли приверженцев данного направления, должно было выявить черты синтаксического компонента врождённой языковой способности[5] , общей всем людям.
В теории принципов и параметров предпринята попытка свести различия между языками мира к минимуму — к набору параметров, представляющих собой универсальные признаки с фиксированными наборами значений[6] (к примеру, параметр вершины может принимать два значения: «комплемент последовательно занимает препозицию по отношению к вершине», как в японском или турецком языке, и «комплемент последовательно занимает постпозицию по отношению к вершине», как в русском или английском[6] ); таким образом, каждый язык в своих особенностях может быть описан как набор значений параметров. Тогда следует считать, что в ходе усвоения языка ребёнок производит установку параметров[7] , извлекая их значения из слышимой им речи на усваиваемом языке. Полный же набор возможных значений всякого параметра считается врождённым.
Языковая способность вкр, языковая способность как проблема научного исследования, языковая способность по остуду.