16-06-2024
Юго-восточный церемониальный комплекс, известный также как Южный культ смерти, Южный культ или Воинский культ вождеств — название, под которым объединяется стилистическая традиция археологических артефактов, иконографии, церемоний (включая религиозные) и мифологии миссисипской культуры, совпавшая с возникновением основанного на кукурузе сельского хозяйства и социальной организации на основе вождеств в период 1200—1650 годов.[1][2] Несмотря на некоторое сходство произведений искусства, данное явление развилось не под влиянием культур Месоамерики, но совершенно независимо.
ЮВЦК представлял собой прежде всего «сеть обмена». Примером торговых и культурных связей могут служить два нагрудных украшения, как будто выполненных одним и тем же изготовителем — одно из юго-восточного Миссури, а второе — из Спайроу-Маундз в Оклахоме. Обнаружены и другие пары нагрудных украшений, также в значительной мере сходных друг с другом, на всей территории юго-востока США.[1]
Социальная организация миссисипской культуры была основана на культе войны, о чём можно судить по экзотическим мотивам и символам, а также дорогому сырью, такому, как раковины из Флориды, медь с юго-востока, свинец из северного Иллинойса и Айовы, керамика из Теннеси, каменные орудия из Канзаса, Техаса и южного Иллинойса.[3] Эти предметы встречаются в погребениях элиты наряду с боевыми топорами, булавами ипрочими видами оружия. Эти боевые символы встречаются наряду с другими артефактами, на которых изображены космические символы, животные, люди и мифические существа[4].
Определение ЮВЦК впервые дали в 1945 г. Антонио Уоринг и Престон Холдер в виде четырёх списков характерных черт культов, свойственых носителям маскогских языков, проживавших до прихода европейцев на юге США.[5] С тех пор авторы расширили первоначальное определение, используя первоначальные списки как основу для критического анализа всей концепции. В 1989 г. учёные предложили новое определение, на этот раз привязаное к археологическим данным, для определения художественой традиции миссисипской культуры. Джон Мюллер (en:Jon Muller) из Университета Южного Иллинойса предложил классификацию комплекса, основанную на пяти археологических горизонтах, к каждому из которых привязана своя традиция, основанная на специфических мотивах, ритуальных объектах, тенденциях развития обмена на дальние расстояния и политических структурах.[6]
Прим. Большая галерея изображений ЮВЦК с толкованием символов приведена в англоязычной версии данной статьи.
Мотив | Рисунок 1 | Рисунок 2 | Рисунок 3 | Рисунок 4 | Рисунок 5 |
---|---|---|---|---|---|
Раковина с гравировкой |
Шейное украшение из раковины с гравировкой, Спайроу-Маундз
|
Кубок из раковины с гравировкой, Спайроу-Маундз
|
Кубок из раковины с гравировкой, Спайроу-Маундз, с изображением головы ястреба
|
Раковина с гравировкой, Спайроу-Маундз.
|
Шейное украшение из Нодены
|
Керамика |
Фигурный сосуд, Нодена
|
Керамика, Уинтервиль
|
Керамика культуры Плакемин, Фазерленд
|
|
Погребальная керамика, Паркин-парк
|
Резной камень |
Резные каменные статуэтки, Этова-Маундз
|
Каменная фигурная курительная трубка из Спайроу-Маундз
|
Каменная палитра, Маундвиль. Оборотная сторона — вогнутая, использовалась для смешивания краски.
|
Церемониальная булава, Спайроу-Маундз
|
Статуэтка Матери-кукурузы, известная как Статуэтка Келлера, Кахокия
|
Медь |
Медные катушки для ушей, Спайроу-Маундз
|
Украшения из чеканной меди, Этова-Маундз
|
Копии украшений из чеканной меди, Спайроу-Маундз
|
Пластина из чеканной меди, Этова-Маундз
|
2 копии пластинок из чеканной меди, Спайроу-Маундз
|
Церемониальный отряд это, церемониальный танто секиро, церемониальный центр.
Каракульмяк, Блошка земляная извилистая, Файл:Grey Cup circa 2006.jpg, Заоникиево (Вологодская область), Умершие в мае 2012 года.