13-10-2023
Физиогно́мика (от греч. φύσις — природа, γνώμων — знающий), или прозопология[1][2] (др.-греч. πρόσωπον (рrosopon) — лицо, λέξη (logos) — слово) — научно не обоснованное учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных особенностей головы (в частности, его передней части) и выражения лица. В свою очередь, душевные качества разделяют на врожденные и приобретенные, так как «определенные черты лица унаследованы нами от родителей и поколений предков, а другие черты приобретены нами с жизненным опытом»[3]. В «науке» древности и некоторых позднейших эпох: учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером.[4] Знаменитый немецкий ученый Карл Ясперс писал: «Физиогномика — это исследование устойчивых соматических конфигураций как отличительных признаков сферы психического».[5] В отечественной же специализированной литературе можно встретить иное определение: «физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей»[6]. И определение физиогномики 1907 года в словаре об иностранных словах в русском языке:
«Уменье по внешности и особенно по лицу судить о внутренних качествах человека, делать заключение о его характере» [7].
«Хотя физиогномика имеет длительную историю, единая терминология описывающая физиогномические феномены не выработана, нет однозначного предписания смысловым компонентам терминов».[8] В целом, физиогномика — это эзотерическое и оккультное учение (к примеру, в Древней Греции «трактовалась как химерическое искусство, так как изучавшие её софисты отстаивали тесную связь между внешним обликом человека и его внутренними качествами, но доказать этого положения не могли»[9]); входит в структуру невербальных коммуникаций.
Изначально употребляли слово «физиономия», которая в русский язык пришла из французского языка (фр. physionomie, выражение лица < фр. physiognomie, искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица < лат. physiognomia < лат. physiognomonia < греч. Φυσιο + греч. γνωμονικά) в XVIII в., использовалось в значении «искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица», затем — в значении «выражение лица», являлась синонимом слова «физиономика». На сегодняшнее время, физиономией называют «лицо человека» с негативной окраской, а для придания большей выразительности, вместо «физиономика» употребляют слово «физиогномика».[10]
В широком понимании, предметом физиогномики становились лицо и тело, характерные мины, жесты и поза, телесная конструкция и осанка. Только понятие «физиогномика» в древности ассоциировалась с учением о формообразовании всего человеческого тела и его органов как физиологической основы духовных свойств души, характера, для обоснования которой использовались и наблюдения над характерными мордами животных. Это впервые описал и ситематизировал неизвестный автор в труде Φυσιογνωμονικά (англ.)русск. (иногда это сочинение приписывают Аристотелю), где перечислены главнейшие признаки: «Скажу теперь, каких родов берутся знаки: они берутся всех родов: распознают характер и по движениям, и по фигуре, и по цвету, и по выражению лица, и по волосатости, и по гладкости [по отсутствию волос], и по голосу, и по мясистости, и по членам, и по всему типу [виду] тела» (а 26-33).[11] Сегодня из древнего понимания «физиономика» выделились отдельные области познания (кинесика, френология, окулесика и т. д.) и физиогномика в узком понимании изучает только черты лица человека и выражение. К примеру, Каспар Лафатер о широком и узком понимании лица человека как предмета физиогномики имел иное представление:
Оригинальный текст (фр.)«La physionomie humaine est pour moi, dans l’acception la plus large du mot, l’extérieur, la surface de l’homme en repos ou en mouvement, soit qu’on l’observe lui-même, soit qu’on n’ait devant les yeux que son image. La physiognomonie est la science, la connaissance du rapport qui lie l’extérieur à l’intérieur, la surface visible à ce qu’elle couvre d’invisible. Dans une acception étroite, on entend par physionomie l’air, les traits du visage, et par physiognomonie la connaissance des traits du visage et de leur signification» [7].
Идентификация лица человека и её эмоциональное восприятие «…началось с проявления первого начала общественного самосознания в человеческом обществе, с того времени, как человек стал складывать в устные предания общие свои наблюдения и выводы»[12] В последующем, вера во взаимосвязь между внешностью и характером нашла отражение «…в фольклоре, …в преданиях разного рода знахарей и гадателей»,[13] «…в работах древних философов и писателей, став частью общепринятых знаний».[8] Рассматривая лицо как носителя коммуникативного потенциала и выполнения им различных функций, а также потому, что лицо собеседника хорошо нам видно, люди уделяют значительное внимание сообщениям на лицах окружающих. Делая важные суждения межличностного характера, зачастую в значительной степени полагаемся именно на лицевые сигналы. Возможно поэтому, «приоритет лица (facial primacy) или тенденция придавать лицу больше веса по сравнению с другими коммуникативными каналами … может быть связана с убеждением в том, что лицо многое говорит о личности человека и о его характере. Это убеждение появилось сотни (а может, тысячи) лет назад»[14].
1. По узкому предмету изучения различают:
В свою очередь, ряд источников относит к физиогномике исключительно статические признаки внешности, динамические же признает предметом изучения либо «патономики», либо «кинесики», либо рассматривает их в рамках психологии невербального поведения. Многие исследователи к физиогномике относят учение о конституции, френологию, другие же исключительно знаки лица. Но стоит отметить, что «динамические характеристики гораздо более значимы, чем статические, то есть движения лица более показательны, чем его форма».
2. Выделяют следующие виды физиогномики:
3. Русский зоолог и антрополог Богданов А. П. в своем труде «Антропологическая физиогномика» (1878 г.)[12] различал:
4. Как известно, "изучением выражения лица можно заниматься с двух точек зрения: мимики, с одной стороны, и физиогномики, с другой. Под последней понимается …"вросшая мимика"".[17] В связи с чем, из выдержек популярной литературы и некоторых сайтов по физиогномике, можно выделить следующие три составляющие:
Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Чарльз Дарвин, отвечая на вопрос: «Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?», писал «Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными»[18], но дальше слов дело не пошло. И физиогномика «вышла на финишную прямую XX в. в неопределенно-двойственном, растерянном состоянии»[19]: с одной стороны, физиогномические представления систематизированы, их можно логично изучать, так как они опираются в некоторых своих «исследованиях» на многовековой опыт, но с другой стороны, «… большинство ученых отрицают прямую зависимость между чертами лица и свойствами характера». И добавляют, что оккультное учение как физиогномика, противоположна науке, но сами оккультисты, считают, что у науки и оккультизма есть общее начало. При этом, «данные полученные в физиогномике, используются в психологии общения, в управленческой практике, в профориентационной работе при подборе кадров на различные должности. В психиатрии и криминалистике имеется огромное количество данных, подтверждающих полезность обращения к физиогномике. Педагогам и врачам, актерам и политикам, бизнесменам и менеджерам умение моментально снимать информацию с лица делового партнера, собеседника, подчиненного весьма полезно»[20]. Систематические исследования лица человека продолжаются по многим направлениям:
Направления изучения лица [21] | |
---|---|
Психологическое | определение зависимости выражений лица от эмоциональных и интеллектуальных нагрузок |
Психиатрическое | исследования и в клиническом, и в психологическом аспектах |
Судебно — медицинское | в этом направлении лицо изучают в качестве объекта криминалистики |
Клиническое | здесь лицо является объектом клинического вмешательства при заболеваниях кожи, глаз, носа, зубов; в этом случае, по лицу можно судить о состоянии здоровья, о сопротивляемости заболеваниям, на основе многовековых наблюдений называемой патофизиогномикой.[22] Знаменитый хирург и анатом Пирогов Н. И. в сер. XIX в. «…даже составил атлас „Лицо больного“, где утверждал, что практически каждое заболевание оставляет свой характерный след на лице человека»[23]. |
Анатомическое | изучают строения лица человека, форму, пропорции, контуры, композицию, соразмерности, рельеф; определяют половые, возрастные, конституциональные отличия в строении лица, создают фундамент для понимания законов его структурной организации |
Физиологическое | в теоретическом и практическом плане важно выяснить, что влияет на рост и развитие лица, чем обуславливается его подвижность, как регулируется выразительность, а также влияние нервной и эндокринной системы на функции лица |
Антропологическое | расшифровка этнических особенностейстроения лица и его выразительности, а также развитие лица в антропогенезе |
Эволюционное | изучение эволюционных изменений лица человека, которые позволяют установить, что и выразительность лица имеет свою историю, уходя корнями в мир инстинктивных рефлекторных реакций животных предков человека |
Генетическое | определение наследственной преемственности строения и выразительности лица человека, влияние на геном фенотипических факторов; для познания лица человека необходимо изучать его индивидуальное развитие в пренатальный период, что поможет объяснить все отклонения в его строении |
«Мы иногда совершенно верно судим о
человеке по первому впечатлению, на
основании, быть может, и бессозна-
тельно накопленного опыта, в силу
ассоциации угадывая в человеке те
или иные качества. А потому он сразу
становится нам либо симпатичным, ли-
бо антипатичным… Мы полагаем, что
это объясняется и до известной сте-
пени интуицией — бессознательным на-
итием, тем даром угадывания, не ска-
жу ясновидения…» [24].
Вера в физиогномику не должна заключаться исключительно в созерцательном понятии ее правдоподобности, — она непременно должна быть основана на внутреннем (личный опыт, интуиция, биоэнергетика) и духовном (моральные ценности; воспитанность — этика поведения, манера общения) впечатлении, которое оставляет в вашей душе человек, так как внешность человека в целом, может оказывать мгновенное и глубокое влияние на то, как его воспринимают другие люди и как он рассматривает самого себя. Об этом свидетельствуют результаты множества психологических и социологических исследований того, что сегодня называют словом «лукизм» (lookism), которое переводится как оценка или дискриминация человека исключительно по внешним данным (Patzer, 2002)[25]. Поэтому, стоит отметить, что физиогномика по чертам лица определяет не столько действительный характер и возможное поведение, а то, как в первый раз человека в большинстве случаев воспринимает незнакомый человек (или группа людей).
Выделяют два метода оценки, в зависимости от целей анализа внешних черт лица:
Однако существуют определенные методологические ограничения на познание личности по внешним признакам, так как трудности возникают в связи с необходимостью определения того, в какой мере и в каком объеме объективное репрезентирует внутренний мир человека.
Физиогномика является целостной системой, так как черты лица тесным образом взаимосвязаны. И точность результата «чтения» зависит от умения оценить все факторы, влияющие на лицо, которые, в свою очередь, делятся на следующие группы:
1. в зависимости от воздействий, оказывающих на лицо человека:
«современные физиогномисты полагают, что любое изменение в чертах лица связано со значительными внутренними и эмоциональными изменениями»[26]. Подобные изменения возможны двумя факторами или группами воздействий:
2. в зависимости от культурных особенностей:
3. в зависимости от метода идентификации психологических параметров человеческой личности в контексте аналитической психологии:
4. в зависимости от ошибок атрибуций приводящие к социальному искажению или эффекты субъективного социального восприятия лица человека:
Достоверность физиогномических выводов, однако, весьма спорна и основаны они на процентах вероятности, а это значит, что никаких постулатов в корреляциях внешности и личности нет. Представление о том, что, зная некоторые закономерности, можно сделать точный вывод о характере незнакомого человека по лицу — одно из типичных заблуждений авторов так называемой популярной литературы. «Конечно, всем хочется научиться читать человека, как книгу. Но это невозможно: слишком много факторов нужно учесть, чтобы делать выводы».[33] Поэтому, о человеке, которого вы видите впервые, сказать можно не так уж и много — велик риск ошибиться. «Тем не менее, несмотря на эти трудности, физиогномика имеет несколько привлекательных черт. Ее исследования носят холистический (нередукционистский), феноменологический (опытно-описательный) и междисциплинарный характер».[34]
Основные представления физиогномики зародились в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему предписано природой. Особенно почитали физиогномику на Востоке, полагая, что весь жизненный путь человека можно предсказать по лицу.
В Китае Ф. считалась полноправной отраслью медицины. Сянфа 相法 («законы внешнего облика»), сяншу 相术 («искусство гадания по внешнему облику») или сяньжэньшо 相人說 ("искусство предсказания судьбы по внешнему облику") были основаны на представлении о взаимосвязи судьбы и характера человека с его физическими характеристиками. Первые упоминания о физиогномике встречаются в летописи Цзочжуань (V в. до н. э.). Однако, Сюнь-цзы (3 в. до н. э.) доказывает как то, что Ф. уже существовала как система, так и то, что ее практичность подвергалась сомнению (гл. Фэйсян, «Отрицание физиогномики»). Среди китайских отрицателей Ф. выступал также Ду Му 杜牧 (803—852).
Ван Чун (1 в. н. э.) в «Критических суждениях» говорит: «Человеческая жизнь во власти Неба, это проявляется во внешности, исследуя ее проявления, познается судьба, как с помощью доу и ху (меры объема) познается вместимость». Физиогномика была повседневной практикой в традиционном Китае. Так, например, в книге двадцать четвертой главе шестой «Люйши чуньцю» упоминается беседа о физиогномике некоего искусного физиономиста (善相人) с правителем царства Чу Чжуан-ваном, время правления которого 613—591 гг. до н. э. В главе 92 «Исторических записок» Сыма Цяня приведен эпизод из жизни одного из выдающихся соратников первого ханьского императора, полководца Хань Синя (см. также эпизод с гаданием по лицу, упоминаемый в седьмой главе «Хуайнань-цзы», а также во второй главе «Ле-цзы» и седьмой главе «Чжуан-цзы»):
"Цисец Куай Тун, понимая, что судьба Поднебесной в руках Хань Синя, решил с помощью хитроумного плана поколебать [его намерения]. Он стал наставлять Хань Синя, исходя из учения сянжэньшо. Он сказал: «Я освоил искусство угадывания личности по внешности». «Как же вы определяете судьбу человека по лицу?» — спросил Хань Синь. Куай Тун отвечал: «Благородство и подлость человека отражаются в строении его костей, заботы и радости сосредоточены в его внешнем виде, свершения и провалы проявляются в его решительности. То, кто все это учитывает, в десяти тысяч дел не совершит и одной ошибки».
«В физиогномической практике Китая применялись схемы и термины. Физиогномические термины „5 вершин“ (лоб, нос, подбородок и скулы), „3 двора“ („верхний двор“ — от границы волос до переносицы, „средний двор“ — от переносицы до кончика носа и „нижний двор“ — от кончика носа до подбородка) и пр. размечающие расположение частей лица. Все разнообразие частей лица сводилось к нескольким типам: восемь типов носов, шесть типов глаз и т. д., с каждым типом связывался иероглифический аналог и определенный прием письма. Контуры лица определялись восемью иероглифическими подобиями („8 норм“): квадратное лицо сравнивалось с иероглифом тянь („поле“), лицо, расширяющееся в нижней части, уподоблялось иероглифу фэн („ветер“)»[35].
Основные моменты, на которые были обращены гадательные практики в Китае — обильное потомство, материальное благополучие и продвижение по службе. К примеру, «физиогномисты — конфуцианцы старались прежде всего обнаружить наличие или отсутствие на лице признаков таких нравственных качеств, как почтительность к родителям, благопристойность, преданность своему господину, верность властям»[30]. При этом особенно важны были симметрия и гармония черт лица, сулившие хорошую судьбу. Крупные, правильные черты, квадратное лицо у мужчин и круглое лицо у женщин (символ полноты, достатка в семье) служили признаком богатства и знатности. Всякая же асимметрия черт, а также узкий лоб, маленький подбородок назывались «отклонениями» и свидетельствовали либо о каком-то нарушении здоровья, либо предвещали беды. Лоб — «если его выпуклость как стоящая стена, он широк, прям и высок — это облик знатного и долголетнего человека»; уши — «они возвещают долголетие, если толсты и крепки, приподняты и длинны»; складки у глаз — «когда они идут кверху — богатство и счастье непрерывной чередой»; нос — «должен быть толст и плотен — будешь жить долгие годы»; подбородок — «если подбородок остер или придавлен — не займешь почетного положения»; скулы — «должны быть выдающимися, если они не выступают, не заметны, то человек ничтожен и рано умрет».
Первые упоминания о физиогномике на Западе припысывают Аристотелю. Элементы физиогномических исследований также содержатся в работах древнегреческого ученого Теофраста, однако, ранее этим интеросовался и Гиппократ. К примеру, около 340 г. до н. э. Аристотель красноречиво писал по вопросу, поднятому еще Гиппократом: «Если люди имеют большие лбы, — замечает он в „Истории животных“, — то они медлительны и в движениях, если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию, если у них лбы закругленные или выпуклые, то они вспыльчивы». Первый систематический трактат, который дожил до настоящего времени является «Physiognomica», приписанный Аристотелю (но вероятно принадлежащий его «школе», а не созданный философом непосредственно). Он и его сторонники считали, что черты лица и его общее выражение характеризуют тип людей и что по ним можно определять уровень интеллекта человека и его одаренности. Исследования Аристотеля определили дальнейшее развитие физиогномики на следующие 2000 лет. Однако, научные критерии в его описаниях лица отсутствовали и были абсурдными. Сократ (469—399 гг. до н. э.) и его современник Платон (428 (7) — 348 (7) гг. до н. э.), последователем которых был Аристотель, также умозрительно оценивали лица. В дальнейшем, ученые Древней Греции и деятели Древнего Рима — врачи Гален (129 — ок. 200) и Цельс (первая пол. I в. н. э.), мыслители Цицерон (106 — 43 до н. э.), Плиний Младший (61 — ок. 113 н. э.) и т. д., также изучали лица людей, придавая физиогномике жизнестойкость и научный интерес. Стоит отметить, что еще «в древности физиогномика была наукой, и притом весьма серьезной и важной…»[36] «Столь важный аспект теоретической мысли классической древности был связан с серией трактатов по физиогномике. Из множества написанных сочинений до нашего времени сохранились четыре: приписываемый Аристотелю учебник (конец IV — начало III в. до н. э.); трактат ритора II в. н. э. времен императора Адриана, Полемона из Лаодикеи; трактат врача и софиста IV в. н. э. Адамантия и физиогномический труд „De physiognomonia“ латинского анонима также IV в. н. э.»[8]
Последующие исследования по физиогномике относятся к Средневековью. В этот период в Европе произошло отделение физиогномики от науки. В таких условиях физиогномика вырождалась в антинаучные спекулятивные направления, родственные черной магии, астрологии и хиромантии. Однако, среднеазиатский философ и врач Ибн Сина (980—1037), разделял взгляды Аристотеля, хотя только ссылался на его труды, когда речь шла о мимике. Вместе с тем в своей практике он подробно анализировал выражения лиц больных и приобщал результаты наблюдений к другим аргументам при постановке диагноза и оценке состояния больного.
Эпоха Возрождения открыла пути новым течениям в искусстве и науке. В 1477 г. была опубликована книга ученого Иоанна Скота. Затем появляются труды Леонардо да Винчи (1452—1519). В этом смысле, подвергаются научному анализу закономерности строения лица, его пропорции, возникает новое отношение к выразительности лица.
Широкую известность в 60-х гг. XIX в. получили труды психиатра, основателя биокриминалистики, профессора Туринского университета Чезаре Ломброзо. В труде «Преступления, причины, средства борьбы» (1899 г.) Ч. Ломброзо разработана классификация факторов преступлений, включающая физические, биопсихологические и социальные факторы.е научного подхода к физиогномике.
«Попытки эпигонов немецкой позднеромантической традиции в лице Л. Клагеса или Р. Касснера вернуть статус науки физиогномическому знанию (сюда же относится графология, характерология и т. п.) с точки зрения отработанных к XIX веку критериев научности могут быть оценены лишь как авантюра. Ибо здесь нет точного обнажения каузальных связей, здесь нечего „наблюдать“ и можно только интуитивно „усматривать“. Но для античности и для средневековья физиогномика — такая же полноправная наука, как для эпохи Просвещения — ньютоновская физика…»[36] О физиогномике с позиций философии экзистенциализма писал и другой немецкий ученый Карл Ясперс, котрый считал, что физиогномический подход позволяет в общих чертах обрисовать присущую данному индивиду психическую атмосферу и подвергал критике не поддающиеся проверке суждения статической физиогномики и, признавал учение о мимике.
«Какая интересная вещь физиогномика»,
надо всмотреться в человеческие лица,
«что таят они», надо искать обобщения
и в фотографиях».
"В отечественных исследованиях по истории и теории античной литературы почти не нашлось места для одного важного и специфического аспекта теоретической мысли классической древности, связанного с серией трактатов, носящих название «Физиогномики» (точнее, «Физиогномоники») …"Почти", поскольку в советской научной литературе есть все же страницы, посвященные псевдоаристотелевскому трактату с указанным названием. … Имею в виду четвертый том фундаментальной «Истории античной эстетики» [9] А. Ф. Лосева"[38]. В общих же курсах античной литературы физиогномика даже не упоминается. Лишь отдельные периоды истории физиогномики рассматривали И. А. Сикорский, И. М. Нахов, В. В. Куприянов, Г. В. Стовичек, В. А. Лабунская; зависимость между психическими заболеваниями, внешними статическими и динамическими признаками изучали В. М. Бехтерев, Л. С. Минор, В. Ф. Чиж, Л. М. Сухаребский; теория восприятия людьми друг друга разрабатывалась в работах А. А. Бодалева, В. Н. Панферова и др.
Физиогномика поможет любому человеку проанализировать черты лица, с тем чтобы истолковать их на различных уровнях и приобрести глубокое понимание как собственной личности, так и личности других людей. Начать можно в любое время и заниматься этим практически где угодно: в автобусе, на работе или на улице. Однако начать читать по лицам лучше дома, а самый простой способ — посмотреть в зеркало. После прочтения собственного лица, придет время сосредоточиться на лицах других людей. Привыкание наблюдать за лицами и ассоциировать их черты с определенными формами поведения, заметно повышает способности (навыки) социального общения.
Все черты, от лба до подбородка, могут раскрыть важную информацию о личности и здоровье обладателя. Визуальная психосемиотика предполагает разделение всех признаков лица на четыре группы:
Характеритики овала лица человека и профиля, по мнению различных авторов популярной литературы | |
---|---|
По мнению В. Б. Шапаря об овале лица[32] | Уверенность в себе, консерватизм и целеустремленность, физическая активность, мягкость и жесткость, физическая и психическая энергия, авантюризм, авторитарность, жадность, склонность к идеализации, отзывчивость, подверженность смене настроений, понятливость, лидерство |
По мнению В. Б. Шапаря о профиле[32] | Представительность, склад ума, способность к руководству и зависимость, доверчивость и скептицизм, музыкальность, упорство, проницательность, физическая активность |
По мнению С. Брауна о форме лица[39] | Форма того или иного человека может обеспечить вас жизненно важной информацией о том, является ли его обладатель в целом более Инь или Ян. Если сочтете затруднительным это определение… обратите особое внимание на лоб и линию челюсти |
Лицо, которое мы демонстрируем внешнему миру, играет большую роль в нашей жизни. Оно может сделать нас счастливыми и уверенными в себе, а может сделать несчастными и служить причиной порождения многих комплексов и проблем. Имея свою форму, лицо обретает свою индивидуальность. На этом основании, во — первых, выделяют формы лиц, которые в анфас делятся на две группы: на угловатые и округлые, в каждой из которых существуют по пять основных типов лица (неполная классификация по сравнению представлениями Э. Ледо), где «…редко встречаются „чистые“ типы».[10]. Стоит отметить, что помимо разделения форм головы по лицевому углу, рассматривают также по контуру профиля лица: прямой (плоский или приплюснутый), выпуклый и вогнутый лица [11]. А также есть учение, связанное с концепциями канона перемен [12]. И в — третьих, с учетом конституциональных особенностей человека выделяют 3 формы головы:
Немаловажную роль в физиогномике играет и цвет лица. Здесь необходимо понять, что речь идет не об основных цветах кожи — знаках расовой принадлежности. В отличие от Аристотеля, современные физиогномисты знают, что у кожи нет постоянного цвета. Он может варьироваться от состояния человека или местности, где он живет. Цвет лица может колебаться от снежно-белого до иссиня-черного, что обусловлено количеством красящего пигмента — меланина. Чем его больше, тем темнее кожа. Очень часто, давая характеристику человеку, можно услышать, что у него «нездоровый цвет лица», «кожа, как у алкоголика» или, наоборот, «здоровый цвет», «кожа просто сияет». Это тоже дает своеобразную характеристику…
В мире не существует ни абсолютно симметричных, ни абсолютно асимметричных объектов. Поэтому в любом объекте всегда существует единство симметрии и асимметрии. Ярким примером асимметрии является лицо человека, которое связано с «[13]. Однако, есть мнение о том, что морфологическая (анатомическая) асимметрия является структурной основой функциональной асимметрии, но доказательства этого не получены до сих пор [14]. Доказательством наличия асимметрии нормального человеческого лица служит метод создания изображения одного и того же лица из двух левых и двух правых половин, правилом билатеральной симметрии. Таким образом, создаются два дополнительных портрета с абсолютной симметрией, но значительно отличающихся от оригинала. «Сравнивая два снимка — „жесткий“ и „мягкий“, сделанные с одного и того же лица, можно … установить весьма интересные зависимости».[42]
«Попробуем выполнить следующее: сфотографируем общеизвестный эталон красоты — лицо Венеры Милосской, потом вертикальной линией разделим его на две части. К левой половине добавим ее зеркальное изображение, то же самое сделаем и с правой. Полученные в результате сложения таких двух строго симметричных фотографий лица окажутся не похожими на Венеру. Одно, широкое, округлое, в лучшем случае будет напоминать пушкинскую Ольгу, а другое, узкое, длинное, отдаленно смахивает на образ, который мы приписываем пушкинской Татьяне. Ни Ольга, ни Татьяна не претендовали на роль общепризнанных красавиц. А вот изваянная великим мастером античной Греции Афродита, с ее одновременно и „правосторонней“ и „левосторонней“ половинами лица, вне конкуренции. Напрашивается вывод: строгая симметрия убивает человеческую красоту. Кстати, поэтому так безжизненны лица кукол, у которых одинакова повторяемость сторон лица. Другое дело, что наша асимметрия должна и обычно бывает умеренной, ибо, если один глаз где-то около лба, а другой залезает на щеку, — так уж лучше кукольность» — писал д.м.н., профессор Л. Е. Этинген.[43]
Эта методика называется видеокомпьютерным психоанализом (ВКПА), разработанная Автандилом Ануашвили [15][16], ранее описанная В. В. Куприяновым и Г. В. Стовичком (1988), которые считали в свое время, что объективные параметры лица удастся выразить только с помощью научных методов, поиска новых методов изучения лица, способных повысить диагностическую ценность мимики, решить вопросы измерения индивидуальных признаков лица, так как лишь при их строгой идентификации можно продолжить анализ и выявлять корреляцию между психическими потенциями и физическими трансформациями лица (фенотипология является одним из методов применения на сегодняшний день). «Объективный научный анализ лица безусловно реален, — заявляют ученые. — Предстоит использовать разнообразные средства получения точных количественных показателей. Насколько велика будет их прогностическая функция, в настоящее время оценить трудно. Однако вряд ли возникнут разногласия по поводу целесообразности постановки и разработки данной проблемы. Уже одна только перспектива дифференциации лица больного способна заинтересовать и воодушевить исследователя»[44]. Однако факт асимметрии во внешнем строении лица и тела человека был известен еще древним художникам и ваятелям античного мира, и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности их произведениям.
На протяжении всей истории человечества люди задумывались над тем, как определить и измерить красоту, а следовательно, как сделать возможным ее воссоздание. В силу временных, культурных, этнических и возрастных различий трудно установить универсальные каноны красоты. И в каждую новую эпоху возникали свои представления о красоте человеческого лица, рождались новые вкусы и критерии оценки красоты:
Известны многочисленные попытки определить пропорции лица, что представляет интерес для объективного суждения о пределах его изменчивости и для выявления патологических отклонений. Согласно утверждению древнегреческого скульптора [17][18].
Ученые добавляют, что у людей с идеальными пропорциями лица, возможно, хорошее здоровье [19].
Волосы имеются почти на всей поверхности кожи, в частности, и на голове. И с точки зрения физиогномики, каждый признак волосяного покрова может многое рассказать о том, как человек желает выразить себя и быть воспринятым другими людьми, но и как воспринимает вокруг себя окружающий мир. Их рассматривают по следующим критериям:
Анатомическое рассмотрение лица предполагает выделение две группы мышц: жевательные и мимические. Определение функций последних зависело от направления мышечных пучков и важно было определить с чем связано натяжение кожи в месте фиксации к ней пучков той или иной мышцы. Оказалось, что концы мышц прикрепляются к коже, располагающейся по окружности одного из естественных отверстий на лице, а именно вокруг орбит носа, рта, ушей и глаз. Таким образом, мимические мышцы либо расширяют вход в эти естественные отверстия, либо суживают его, либо хоть как-то изменяют его форму. Эти мышцы определяют мимику лица, что является хорошим дополнением изучения физиогномики в комплексе.
Одним из самых красивых компонентов лица являются глаза человека. В народе глаза ассоциируют с «зеркалом души» (хотя это латинское изречение связано с лицом, а не с глазами, высказанное [20]), физиогномисты говорят, что это «зеркало мысли», а вот древние восточные (в частности, китайские) физиогномисты называли их «зеркалом ума».[46] Русский поэт — сатирик Дон Аминадо, тонко подметил:
«Глаза — это инициалы души».
Глаза являются самыми сложными для изучения и интерпретации. С точки зрения оценки глаз как материальной структуры (форма, разрез, цвет и т. д.) к ним приемлем и духовный оценочный компонент — взгляд. По глазам всегда определяли внутренние переживания людей, возможно, поэтому древние китайские физиогномисты, как и японские, считают глаза важнейшей частью лица, и, если они «благоприятны», то это обстоятельство перевешивает отрицательные свойства всех остальных деталей лица. Для оценки глаз применяют целый ряд признаков: размер, посадка, профилировка и длина глазных щелей, взгляд, фокусировка, цвет (разработана классификация психологических типов по критерию цвета глаз, которая не носит строго научного характера и возникла, главным образом, на основе житейских наблюдений. Поэтому использовать ее следует осторожно, лучше — в сочетании с трактовкой других признаков), характер строения глазниц, век, их складок и ресниц. «И это далеко не все. Таких характеристик более сотни».[32] Существенным дополнением к характеристике глаз являются брови.
При определении характера и судьбы человека рот является одним из основных, который поддерживает жизнь человека, так как тело получает воду и пищу через рот. Рот действует, как аппарат речи и выражает мысли человека, приоткрывая склад его характера и, наконец, размер и форма рта помогают определить внутреннюю энергию человека. Характеристика рта исходит из следующих признаков — губы, зубы и улыбка.
Зубной врач Вильям Роджерс (La Buccomancie, 1851 г.) писал: «Покажите мне только губы лица, и я скажу вам, что оно было, что оно есть и что оно будет».
«... носы бывают десяти видов: пря-
мые, горбатые, продавленные, с выпук-
лостью выше или ниже середины, орли-
ные, ровные, курносые, закругленные и
острые; они хороши, поскольку речь
идет о профиле. Спереди носы бывают
одиннадцати видов: ровные, толстые в
середине, тонкие в середине, с тол-
стым концом и тонким местом прикреп-
ления, с тонким концом и толстым мес-
том прикрепления, с широкими и узкими
крыльями носа, с высокими и низкими
ноздрями, открытыми или загороженными
концом носа. И так же найдешь ты раз-
личия в других частях ...»
Архитектурным центром лица является нос, состоящий из костной основы и хрящевых тканей, образующих носовую полость. У всех новорожденных, независимо от наследственных признаков, носики маленькие и курносые, но в последующем приобретают доминантные признаки: горбинку, уплощенность, форму, длину и другие. Характеризуют носы по форме, ширине, длине, по его кончику, переносице, крыльям носа, по основанию и спинке. Разнообразие всевозможных сочетаний этих признаков легко прослеживается в обыденной жизни и имеет этнические и географические особенности строения и конфигурации. Физиогномисты важным показателем уровня интеллекта считают угол, образуемый носом и верхней губой. В связи с этим выделяют — прямой угол, при горизонтальной линии ноздрей; нос, расположенный под тупым углом по отношению к верхней губе, приподнятый слегка вверх и опущенный, образующий острый угол. Кроме других признаков, существенным являются ноздри. В целом, анализируя нос, как важную деталь лица, следует сопоставить его размеры, форму и другие признаки со всем лицом, и только в сравнении говорить о гармонии, соразмерности и пропорциональности.
Для носа характерны выраженные возрастные изменения, которые проявляются в увеличении выраженности спинки, опущении его основания и кончика носа, в уменьшении носогубного угла на фоне углубления носогубных складок.
Уши детей и родителей похожи[47]
Скелет лица представляет его основу. Поэтому, как бы ни были развиты мускулатура и подкожная жировая клетчатка лица, его облик в значительней мере определяется конструкцией и формой костной основы.
Идентификация человека по информационным признакам лица широко применяются в биометрике. Нынешние биометрические методы идентификации, как отпечатки пальцев и радужная оболочка глаз, имеют ряд недостатков, которые ограничивают их активное использование. Как полагают Эдриан Мурхаус и соавторы,[48] нос может лучше подойти для этих целей, хотя на данный момент качество распознавания лица по носу значительно ниже, чем при распознавании по традиционным «ориентирам».
Во многих сферах общественной жизни отмечается тенденция к использованию данных физиогномики
для решения практических задач. Эти знания применяются и в сфере медицины:Выявление (опознание) симптомов различных заболеваний в медицинской семиотике происходит при общем осмотре человека — это является важной составляющей донозологической диагностики состояния здоровья по лицу. Она включает определенные методы медицинской диагностики, берущей знания из аюрведы.
Физиогномика в Викисловаре? | |
Проект «Неакадемические исследования» |
Оккультизм | |
---|---|
|
Алхимия • Астрология • Герметизм • Гностицизм • Каббала • Карты Таро • Магия • Мистицизм • Неоплатонизм • Пифагореизм • Розенкрейцерство • Теософия • Теургия • Христианская каббала • Христианский мистицизм • Эзотеризм |
Основные концепции |
Адам Кадмон • Ангелы • Астральная проекция • Астральный план • Бафомет • Великое Делание • Гнозис • Гномы • Голем • Гомункул • Грехопадение • Демоны • Древо Жизни • Духи • Духи воды • Духи огня • Закон синархии • Знаки зодиака • Иерофант • Кадуцей • Крест • Микрокосм • Мировая душа • Одержимость • Падшие ангелы • Пентаграмма • Пентаграмматон • Печать царя Соломона • Пифия • Посвящение • Пять метаэлементов • Саламандры • Святой Грааль • Сильфы • Стихии • Тетраграмматон • Тонкий план • Ундины • Феникс • Философский камень • Флюид • Элементали • Эликсир жизни • Эфир |
|
Структура невербальных компонентов общения | |
---|---|
Фонационные средства | экстралингвистика • паралингвистика • просодия • |
Оптико — кинетические средства | выразительные движения • физиогномика • окулесика или окуломантия • |
Знако — символические средства | системология • графология • актоника • |
Тактильные средства | такесика • сенсорика • аускультация • |
Пространственно — временные средства | проксемика • хронемика • |
Физиогномика.