13-10-2023
Украи́нский та́нец (укр. украї́нський та́нець) — это народный или сценический украинский танец. Народный танец — фольклорный танец, который существует в своей естественной среде и имеет определенные традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и т. п. Сценический танец, поставленный балетмейстером в профессиональном или самодеятельном коллективе для показа на сцене, может быть украинским, но уже не является народным.
Фольклорные и сценические танцы имеют как общие, так и отличительные черты. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций и выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (товарищества, группы, общества). Сценический танец предназначен прежде всего для показа зрителю и исключает любые элементы экспромта. В украинском народном танце часто присутствует элемент соревнования: двух парней, парня с девушкой, или танцора с музыкантом. На сцене такое соревнование может быть сознательно поставлено хореографом, как элемент сюжета танца.
Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позже — жестов, которые отражали определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось чуть ли не больше всего архаических черт.
Древнейшими следами танцевального искусства на Украине можно считать рисунки трипольской эпохи, где изображены фигуры людей, которые одну руку кладут на талию, а вторую заводят за голову. Такие движения встречаются в современных танцах. Изображения танцоров и музыкантов есть на фресках Софийского собора в Киеве XI века. По мнению некоторых исследователей, серебряные фигурки человечков с Мартыновского клада IV века передают одно из танцевальных движений: в полуприседе с широко расставленными ногами и возложенными на бедра руками. Изображения танцев находим и во многих миниатюрах из древних летописей. Письменные сообщения о древних танцах дают нам летописцы, которые называют их «скакание и топтание», «гульба и плясание», «хребтом вихляние», «плясание и плескание». Летописцы-христиане называют такие действия «бесовскими», или «языческими». Это даёт определённые основания считать, что первобытные танцы были тесно связаны с древним богослужением.
Об одном из остатков такого языческого обряда, который использовался в церковном богослужении на Волыни (1582), писал Ян Ласицький. Он сообщает о венчании, которое происходило около одиннадцати часов ночи. Молодых в церковь сопровождали свирельщики. После осуществления церковного обряда священнику подают чашу с медовым напитком, он отпивает её за здоровье молодых, затем передает молодожёнам, чтобы они допили священный напиток. Далее с головы невесты снимают зелёный венок и начинают его топтать — это означает прощание с девичеством. Тогда священник берёт молодых за руки и ведёт в танец, а все остальные, взявшись за руки, длинным рядом танцуют за ними[1]. Этот своеобразный ритуал, завершается общими песнями и танцами с хлопками в ладоши. Как видно, к нам пришла запись удивительного сочетания христианского обряда с древним народоверским обычаем, который ещё помнили в XVI веке. Вероятно, в старые времена такую же роль выполняли служители языческих культов.
Ритуальные танцы до сих пор бытуют в некоторых регионах Украины. Например, гуцульские танцы «Кругляк» и «Освящение зерна». По своей символике они сходны. Танец «Освящение зерна» выполнялся на Рождество сильными, здоровыми мужчинами: на белой плахте лежит зерно, вокруг него, взявшись за руки, танцуют в направлении движения солнца ритуальный танец, который даёт зерну магическую силу плодовитости. Далее освящённое таким образом зерно высыпают в подол хозяйки. Символика танца передаёт представление о мужской оплодотворяющей силе и женской — рождающей. Весной это освящённое зерно, перемешав с другим посевным зерном, хозяин посеет на ниву. Танец «Кругляк» выполняется также женатыми мужчинами при освящении пасеки. Топорики кладут по кругу, в виде солнца, зерно освящают в шапках, потом высыпают хозяйке в запаску[uk]. Этот ритуальный танец должен способствовать здоровью пчёл, хорошему медосбору. Поётся песня, «чтобы пчёлы были веселые». Звучат пожелания: «Дай Бог, чтобы пасека была такая величественная, как праздники были величественные». Освящённым зерном хозяева будут весной посыпать ульи, когда впервые будут выпускать пчёл.
Украинцы | |
---|---|
Культура | Литература • Музыка • Кухня • Изобразительное искусство • Кинематограф • Интернет • Театр • Архитектура • Имена • Танец • Костюм • Алфавит • Спорт • Свадебный обряд |
Диаспора | Австралия • Австрия • Аргентина • Белоруссия • Бельгия • Бразилия • Великобритания • Венгрия • Испания • Казахстан • Канада • Киргизия • Латвия • Молдавия • Польша • Россия • Румыния • США • Узбекистан • Уругвай |
Субэтносы | Бойки • Волыняне • Гуцулы • Лемки • Литвины • Ополяне • Пинчуки • Полещуки • Русины |
Отношение к религии (алфавитный порядок) |
Греко-католицизм • Православие (УПЦ (МП) • УПЦК • УПЦ в США • УАПЦ • УПЦ КП) (основные) Католицизм • Протестантизм • Ислам (малочисленные) |
Украинский язык | Украина • В диаспоре • Диалекты • Суржик |
Разное | Национальное движение • Всемирные форумы украинцев • Голодомор • Украинская эмиграция • История • Правители • Расселение • Этногенез • Этнокультурные регионы • Этнонимы |
Украинская культура | |
---|---|
Архитектура • Балет • Изобразительное искусство • Кинематограф • Наследие • Кухня • Литература • Музеи • Музыка • Образование • Праздники • Религия • Танец • Театр (театры) • Язык |
Украинский танец.