08-08-2023
Томос к Флавиану (лат. Tomus ad Flavianum, Epistola ad Flavianum) — догматическое послание[de][1] папы римского Льва I (440—461) к константинопольскому патриарху Флавиану (447—449), написанное в июне 449 года в связи учением архимандрита Евтихия.
В этом послании, в написании которого принял участие секретарь папы Проспер Аквитанский, было сформулировано учение о двух природах Иисуса Христа, божественной и человеческой и об их соединении в одном лице. Томос стал программным документом православной церкви в их борьбе с монофизитством. В Libellus Hormisdae, которую после завершения Акакианской схизмы в 519 году должен был подписать каждый епископ, особо подчёркивалась верность посланиям Льва I, в частности Томосу.
Хотя предшественники Льва I были авторами многочисленных посланий, они, если касались богословских вопросов, не содержали подробных рассуждений. Послания Льва позволяют рассматривать его как первого богослова на римской кафедре. Томос стал одним из важнейших вероучительных документов, вследствие чего значительно возрос авторитет папы на Востоке. Большое значение, которое придавали Томосу, вскоре породило легенды о его почти сверхъестественном происхождении. Легенда, изложенная Иоанном Мосхом о том, как папа положил Томос на гробницу святого Петра, попросив его исправить, если там есть ошибки, и через сорок дней получил ответ от апостола: «прочитал и исправил», была известна даже в Древней Руси[2][3].
Томос был зачитан и одобрен на Халкидонском соборе в 451 году. Соответственно, современные нехалкидонские[en] церкви, отвергая Халкидонский собор, отвергают и Томос. В последующие века Томос получил позитивную оценку на ряде церковных соборов, а Отцы Церкви V—VIII веков, такие как Анастасий Синаит, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин, часто цитировали его в своих догматических произведениях[4].
Томос к Флавиану.