23-10-2023
Татхагатага́рбха (санскр. तथागतगर्भ, tathāgatagarbha IAST — букв. «вместилище Так Приходящего», либо «зародыш Так Приходящего») — учение о беспрепятственной возможности для всех живых существ стать буддами, или же — о присутствии будды («природы» будды) в каждом живом существе.
Содержание |
Учение о Татхагатагарбхе (или теория Татхагатагарбхи), сформировалось в Индии в IV—V веках. У его истоков, предположительно, стояли буддийские мыслители Майтрея-Асанга, Васубандху и Сарамати.
Согласно российским исследователям-буддологам, авторы учения говорили в своих трактатах: 1) о том, что все существа могут стать Буддами, поскольку в природе существ нет ничего, что могло бы этому воспрепятствовать, либо 2) о том, что все существа уже есть Будды и им надо лишь раскрыть, реализовать свою «буддовость» (слово «гарбха» можно перевести, в том числе, как «зародыш [Будды]»)[1].
Следует отметить, что полностью учение о Татхагатагарбхе ни в одном из его видов не разделила ни одна школа буддизма за пределами Индии, за исключением нескольких течений в китайском буддизме и подшколой Джонанг тибетской школы Сакья, чья активная деятельность пришлась на XVII век.
В настоящее время первую из перечисленных точек зрения более или менее поддерживают тибетские буддисты Махаяны, вторую, по-своему, — буддисты Китая, Кореи и Японии, а также тибетские буддисты, практикующие Дзогчен. Последние, с оговорками, полагают, что природа человеческого ума есть Пробуждение, или изначальное знание (ригпа, джняна, видья)[2].
Теория Татхагатагарбхи близка по своей сути теории об Алая-виджняне буддистов-йогачиринов. Последние использовали терминологию татхагатагарбхинцев в своих сочинениях, таких как «Ланкаватара сутра» и «Махаяна шраддхотпада шастра». Поскольку учение о «вместилище/зародыше Так Приходящего» так и не стало самостоятельным направлением в буддизме, его иногда ассоциируют с Йогачарой.
Татхагатагарбха.