В 1956 году начала занятия литературой, в 1962 году — живописью.
С 1965 года участник и организатор независимых выставок авангарда и в СССР, и за рубежом. Публиковалась в специализированных изданиях по современному искусству в Германии, Италии, Австрии, с 1991 года — в российской периодике. Организатор и автор (совместно с мужем Сергеем Сигеем) самиздатовских журналов «Транспонанс» (1979—1986)[2][3] и «Дабл» (1991).
Ры Никонова — автор огромного количества неопубликованных стихов, прозы, пьес, трактатов и статей (отдельно издана только ранняя повесть «Студент Иисус»), публикаций в журналах «Крещатик», «Черновик», «Urbi», «Новое литературное обозрение», «Стрелец» и др. Переводы некоторых стихотворений на английский язык вошли в антологию современной русской поэзии в английском переводе «Ночь в Набоков-отеле» (Дублин, 2006).[5]
«В пьесах, которые только отчасти можно назвать абсурдистскими, Ры Никонова расширяет театр, делает его „тотальным“, всеохватным, синтезируя на практике идеи Жене, Арто, Беккета, Мрожека, обэриутов, дадаистов и многих др. В этом театре важно все. Пространство сцены проглатывает и сцену, и зрителя, и зрительный зал и даже само здание театра, смешивая все между собой»[6] — Денис Безносов, 2011.
Ры Никонова. Слушайте ушами: Пьесы, проза и плюгмы 1961—1979 гг. с заметками и режиссерскими экспликациями автора и послесловием Сергея Сигея. — М.: Русский Гулливер, 2011. — 112 с.[6]