20-10-2023
С-125 «Нева»/«Печора» (по классификации МО США и НАТО — SA-3 Goa) — зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия. Был принят на вооружение в СССР в 1961 году.
Головной разработчик — НПО «Алмаз» им. академика А. А. Расплетина.
Содержание |
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 «Печора» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20-18000 метров, на дальностях 3,5-25 км.
При проектировании С-125 главной задачей была необходимость получения достаточной точности наведения ракет в условиях отражений от земной поверхности. Для этого используется сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для приёма эхо сигналов цели и сигналов ответчиков ракет, а для зондирования цели используется узкий луч, формируемый отдельной антенной, что обеспечивает использование «разностного» метода наведения ракет.
Ракета для ЗРС С-125, разработанная в МКБ «Факел», двухступенчатая, ускоритель и маршевый двигатель твердотопливные.
ЗРК С-125 «Печора» поступил на вооружение в 1961 году и обеспечивал обстрел одной цели, летящей со скоростью до 560 м/с, двумя ракетами, с вероятностью поражения цели до 0,98.
За время эксплуатации неоднократно проводилась модернизация аппаратуры ЗРК.
С-125 М с ракетой В-600 | «Печора» с ракетой В-601П | «Печора» с ракетой В-601ПК | «Печора-2А» с ракетой В-601Д | |
---|---|---|---|---|
Макс. скорость поражаемых целей (м/с). | 560 | 560 | 560 | 700 |
Мин. эпр. (м2) | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Макс. высота целей, км | 10 | 18 | 16 | 20 |
Мин. высота целей, км | 0,2 | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
Макс. дальность, км | 12 | 17,5 | 14 | 28 |
Мин. дальность, км | 6 | 3,5 | 3 | 3,5 |
Вероятность поражения | 0,25 — 0,97 | 0,39 — 0,98 | 0,4 — 0,99 | 0,41 — 0,99 |
С тех пор, как в России было заменено большинство С-125 на С-300, было решено модернизировать С-125 системы, снимаемые с вооружения, и сделать их более привлекательными для экспорта. Выпущенная в 2000 году, версия Печора-2 показывают большую дальность, способность работать по нескольким целям и большую вероятность попадания. Пусковая установка перемещена на грузовик, что позволяет осуществить смену позиции за меньшее время. Также систему Печора-2M возможно использовать против крылатых ракет.
В 1999 Российско-белорусскому финансовому-индустриальному консорциуму «Оборонительные системы» предоставляли контракт на модернизацию Египетских С-125. Это восстановленное вооружение было повторно введено в эксплуатацию как С-125 Печора-2M.[1]
В 2001 Польша начала предлагать модернизированный С-125, названный Newa SC. В нём заменено много аналоговых компонентов цифровыми для повышения надёжности и точности. Это модернизация, также включает установку пусковой установки на шасси танка Т-55, что дало улучшение подвижности и также была добавлена аппаратура свой-чужой и улучшен обмен данными. Радар установлен на 8-колёсном тяжёлом шасси грузовика (прежде используемом для пусковых установок Р-11).
Позже, в том же самом году, российская версия была модернизирована снова до Печора-М, в которой модернизации подверглись почти все компоненты системы — двигатели ракет, радары, системы управления, боеголовки, электроника. Также добавлены лазерные/инфракрасные следящие системы, что позволило осуществлять запуск ракет без использования радара.
Также существует версия С-125 доступная в России с боеголовкой c заменённой аппаратурой телеметрии, для использования в качестве управляемых снарядов.
В сентябре 2010 году прошла предварительные стрельбы «Печора-2Д» — украинский вариант модернизации ЗРК С-125. По данным разработчика НПП «Аэротехника-МЛТ» (г. Киев, Украина) после модернизации ЗРК назначается 15-летний ресурс, 1500 часов наработки на отказ достигается путем замены 90 % элементной базы, ЗРК оснащается спутниковой навигационной системой, средствами имитации воздушной обстановки, комплексного и автономного технического контроля и автономного энергетического обеспечения. Расширена область поражения воздушных целей: максимальная высота поражения цели до 21 км, горизонтальная дальность до дальней границы зоны поражения — 27 км, максимальная наклонная дальность поражения цели — 35 км, максимальный курсовой параметр цели — 24 км.
Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», разработанные в СССР и США, успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, — обеспечить поражение высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и сложных для осуществления перехвата истребительной авиацией. При этом в полигонных условиях была достигнута столь высокая эффективность применения нового оружия, что у заказчиков возникло вполне обоснованное стремление обеспечить возможность его применения во всем диапазоне скоростей и высот, на котором могла действовать авиация вероятного противника. Между тем минимальная высота зон поражения комплексов С-25 и С-75 составляла 3-5 км, что соответствовало тактико-техническим требованиям, сформированным в начале пятидесятых годов. Результаты анализа возможного хода предстоящих военных операций указывали на то, что по мере насыщения обороны этими зенитными ракетными комплексами ударная авиация может перейти к действиям на малых высотах.
Разработка первых зенитных ракетных средств, способных бороться с маловысотными целями, была начата в США в июне 1954 года американской фирмой «Рейтеон» в рамках исследований системы оружия «Хок». Первый экспериментальный образец ракеты «Хок» был выпущен в 1956 году, а полномасштабные испытания системы развернулись в 1957 году. В процессе этих испытаний была продемонстрирована возможность уничтожения воздушных целей на высотах менее 30 м. В 1959 году. началось серийное производство этой системы, а в июне этого же года было сформировано первое войсковое подразделение, вооруженное ракетами «Хок».
В нашей стране начало работ над первым маловысотным ЗРК следует отнести к осени 1955 года, когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А. А. Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для ее решения лабораторию во главе с Ю. Н. Фигуровским.
Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.
В конце декабря 2008 года вступил в силу контракт на поставку российской стороной модернизированных комплексов ПВО «Печора-2М» в Египет, Сирию, Ливию, Мьянму, Вьетнам, Венесуэлу и Туркмению. Общая стоимость поставок — около $250 млн,[2]
В Египте в июне-июле 1970 года ЗРК С-125 в 16 стрельбах было сбито 9 самолётов и 3 повреждено (советские данные) .
В Сирии во время конфликта 1973 года было сбито 43 самолёта, при этом было уничтожено 5 дивизионов (сирийские данные) .
В 20:42 27 марта 1999 года в Югославии модернизированный югославскими военными ЗРК С-125 «Печора» сбил малозаметный самолёт F-117, в 32 км от Белграда и 13 км от пусковой установки[3][4]
Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Комплексы ПРО | |||||||||||||||||
ЗУ ВВС и ПВО |
|
||||||||||||||||
ЗУ сухопутных войск РФ |
|
||||||||||||||||
ЗУ ВМФ РФ |
|
||||||||||||||||
Командные пункты, средства управления, разное |
|
||||||||||||||||
* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
С-125.