16-05-2023
Южная Корея считается[кем?] столицей киберспортивного мира. Киберспорт в этой стране стал развиваться намного раньше, чем в других странах и приобрел невиданный размах . Именно в этой стране появилась такая профессия как прогеймер — человек, профессионально играющий в какую-нибудь компьютерную игру и зарабатывающий этим себе на жизнь. Наибольшую популярность в Корее приобрела игра StarCraft, которая стала элементом национальной культуры . Соревнования по этой игре проводятся в специально оборудованных комплексах с большим количеством зрителей, а сама игра проецируется на большие плазменные экраны. Профессиональные соревнования по StarCraft регулярно транслируются по двум телевизионным игровым каналам MBCGame и OnGameNet. В Корее впервые стали создаваться профессиональные киберспортивные команды, спонсируемые крупными корпорациями. В настоящее время на профессиональной игровой сцене StarCraft играют 12 прогеймерских команд, объединиящих лучших игроков в StarCraft. Существует профессиональная ассоциация KeSPA, которая следит за соблюдением правил проведения матчей. Созданы многочисленные фан-клубы прогеймеров, которые внимательно следят за игрой своих кумиров, посещают их выступления, создают сайты в интернете, печатают плакаты с фотографиями и т. д.
Крупнейший корейский игровой канал OnGameNet регулярно проводит лигу по StarCraft, которая называется OnGameNet StarLeague (сокращенно OSL), игры которой в прямом эфире транслируются по телевидению и интернету. «Звездная Лига» является кульминационным событием сезона, в котором сильнейшие игроки Кореи борются за высокие денежные призы. Первый сезон этой лиги проводился в 1999 году.
Как правило, сначала проводится однодневный квалификационный турнир, в котором имеет право принять участие любой игрок, имеющий лицензию прогеймера. Игроки разбиваются на группы и играют друг с другом на вылет, победитель из каждой группы проходит в первый раунд лиги. В первом раунде участвуют игроки, прошедшие отборочный этап, и игроки, хорошо выступившие в первом раунде предыдущего сезона. Они также разбиваются на группы, и победители проходят во второй раунд. Во втором раунде участвуют игроки, вышедшие из первого раунда, и игроки, хорошо выступившие во втором раунде. Обычно на этом этапе остается только 16 лучших игроков, которые разбиваются на четыре группы и играют круговой турнир внутри своей группы, двое лучших игроков из каждой группы выходят в плей-офф, где идет игра на вылет. Правила проведения лиги неоднократно менялись.
В сентябре 2011 года прошел финал последнего сезона OSL-лиги.
Корейский игровой канал MBCGame проводит вторую по престижности StarCraft-лигу MBCGame StarLeague (MSL). Первый сезон этой лиги был проведен в 2002 г.
Правила проведения этой лиги также постоянно менятются, но система, в целом, похожа на систему OSL (отборочные, первый раунд и второй раунд). Отличия заключаются в принципах разбиения на группы и составления сетки, а также в правилах проведения соревнования в рамках групп и в плэй-оффе (например, в группах отбор проводится по системе double round robin, а в плэй-оффе игра до трех побед начинается уже с четверть-финала).
В июне 2011 года прошел финал последнего сезона MSL.
Наравне с индвивидуальными лигами, проводимых игровыми телеканалами, огромной популярностью в Южной Корее пользуется командная лига ProLeague, в которых соревнуются не просто прогеймеры за звание лучшего игрока, а команды прогеймеров за звание лучшей команды. В трансляции матчей ProLeague принимают участие оба игровых канала OnGameNet и MBCGame, каждый из которых транслирует половину матчей: в дни проведения лиги проводятся одновременно два матча, каждый из которых транслируется по своему каналу. В последнем сезоне этой лиги принимало участие 12 прогеймерских команд.
Правила проведения Пролиги также постоянно менялись, но общий принцип был следующим. Сначала проводится круговой турнир, каждая команда играет с каждой другой командой по одному или по два матча. Каждый матч состоит из игр членов одной команды против членов другой и проводится до трех (иногда - до четырех) побед. Сначала организаторы объявляют карты, на которых будет проходить матч, затем команды одновременно выставляют игроков, которые будут играть на этих картах. Каждый игрок может быть выставлен только один раз в матче, но если матч идет с ничейным результатом, то проводится "решающая игра" ("Ace match"), на которую тренеры команды имеют право выставить любого игрока, в том числе из тех, которые уже играли в этом матче. Эта игра и выбор тренеров определяют исход матча, поэтому принятое тренерами решение очень часто становится предметом многочисленных обсуждений болельщиков.
После того, как круговой турнир закончится, четыре (или шесть) команды, победившие в большем количестве матчей, проходят в плэй-офф, где играют друг с другом на вылет. При этом команда, занявшая первое место по результатам кругового турнира, проходит сразу в финал, команда, занявшая второе место, проходит в полуфинал и т.д.
Победители командных лиг:
2003:
2004 SKY:
2005 SKY:
2006 SKY:
2007 Shinhan Bank:
2008 Shinhan Bank:
2008—2009 Shinhan Bank:
Большинство корейских команд состоит из двух частей: команда A и команда B. Эти команды имеют разные расписания тренировок, разные обязанности и привилегии. В команде A («основном составе») играют наиболее сильные и опытные прогеймеры, участники этой команды освобождены от рутинных обязанностей по дому, а их тренировочное расписание является более свободным. В команде B («скамье запасных») играют молодые и менее успешные прогеймеры, им приходится гораздо больше времени уделять тренировкам, а также выполнять различные обязанности по дому, такие как мытье посуды и стирка.
1. Air Force ACE. (AСЕ — аббревиатура от Air Force Challenges E-sports). Данная команда состоит из прогеймеров, проходящих срочную службу в вооруженных силах Южной Кореи. Эта команда была создана по инициативе известнейшего игрока в StarCraft Лим Ё Хвана, известного под ником Slayers_Boxer.
2. CJ Entus. В этой команде до ухода на службу в вооруженные силы Кореи играли победитель WCG 2005 Grand Final fOru, многократный чемпион Кореи Savior, чемпион WCG 2004 Grand Final Xellos и другие известные прогеймеры.
3. Woongjin Stars.
4. KT Rolster. Одна из старейших корейских старкрафт-команд, спонсируемая крупным оператором сотовой связи Korea Telecom Freetel. В этой команде долгое время играли такие известные игроки, как GARIMTO (П), YellOw, NaDa (Т), Sync (Т), Nal_ra, Reach (П), ChoJJa (З) и Flash.
5. Hwaseung OZ. За эту команду выступал самый известный и успешный зерг Кореи Jaedong, чемпион OSL Anytime и многие другие известные прогеймеры.
6. MBCGame HERO. Команда, спонсируемая игровым корейским телеканалом MBCGame. В этой команде до перехода в команду SK Telecom T1 играли такие известные игроки, как JulyZerg и Bisu.
7. Samsung KHAN. Команда, спонсируемая крупнейшей корейской корпорацией Samsung.
8. SK Telecom T1. Эта команда является одной из старейших корейский прогеймерских команд, спонсируемой крупнейшим корейским оператором сотовой связи, и известна плеядой своих терранов-чемпионов Boxer, iloveoov, Fantasy и др.
9. STX SouL.
10. WeMadeFox. Команда, за которую выступал "гениальный терран" NaDa.
Большое количество корейских прогеймеров приобрели большую известность в Корее благодаря телевизионным матчам, транслируемым по корейскому телевидению. В других страны прогеймеры из Южной Кореи известны благодаря международным соревнованиям (таким как World Cyber Games) и Интернету.
Лим Ё Хван — SlayerS_`BoxeR` (кор. 임요환) (Терран)
Ли Юн Ёль — [ReD]NaDa (кор. 이윤열) (Терран)
Пак Сон Чжун — JulyZerg (кор. 박성준) (Зерг)
Ма Чжэ Юн — sAviOr (кор. 마재윤) (Зерг)
Ли Дже Дон — Jaedong (кор. 이제동) (Зерг)
Пак Чжун Сук — [Oops]Reach (кор. 박정석) (Протосс)
Кан Мин — Nal_rA (кор. 강민) (Протосс)
Ким Тхэк Ён — Bisu (кор. 김택용) (Протосс)
Со Джи Су — ToSsGirL (кор. 서지수) (Терран)
Со Джи Хун — Xellos (кор. 서지훈) (Терран)
Сон Бён Гу — Stork (кор. 송병구) (Протосс)
Пак Тхэ Мин — GoRush (кор. 박태민) (Зерг)
Ким Дон Су — Garimto (кор. 김동수) (Протосс)
Пак Ён Ук — Kingdom (кор. 박용욱) (Протосс)
Ли Ён Хо — Flash (кор. 이영호) (Терран)
Ли Джэ Хун — fOru (кор. 이재훈) (Протосс)
То Джэ Ук — BeSt (кор. 도재욱) (Протосс)
Пак Чхан Су — Luxury (кор. 박찬수) (Зерг)
Хё Ёнг Му — JangBi (кор. 허영무) (Протосс)
Лим Ё Хван (SlayerS_`BoxeR`) (Терран) — победитель WCG 2001, 2002
Со Джи Хун (Xellos) (Терран) — победитель WCG 2004
Сон Бён Гу (Stork) (Протосс) — победитель WCG 2007
Ли Дже Дон (Jaedong) (Зерг) — победитель WCG 2009
Самой авторитетной и почетной индивидуальной лигой по StarCraft в Корее является OnGameNet Starleague (OSL), основанной на жестком и качественном отборе лучших прогеймеров.
Второй по авторитетности индивидуальной лигой по StarCraft является MBC Starleague (MSL). Победа в OSL или MSL является высочайшим достижением для профессиональных игроков в StarCraft. В Корее победа в любой из этих лиг расценивается даже выше, чем победа на World Cyber Games, из-за большего количества сильных игроков, принимающих в них участие. Единственным игроком не из Кореи, который побеждал в этих лигах, является канадский прогеймер Grrrr….
В 2008-м году после успеха турнира GOM TV Star Invitational, транслировавшегося на английской языке и собравшего около миллиона зрителей, компания GOM TV (до этого выступавшая как спонсор MSL) организовала новую про-лигу GSL, ориентированную на некорейских зрителей, комментирование матчей в которой ведется на английском языке. Однако эта лига не была признана профессиональной ассоциацией KeSPA и игровыми телеканалами OnGameNet и MBCGame, и в первом сезоне этой лиге приняли участие только игроки из 7 прогеймерских команд (CJ Entus, Hanbit Stars, KTF MagicNs, Lecaf Oz, Samsung KHAN, STX SouL, WeMade FOX). Во втором сезоне этой лиги стали также участвовать игроки из команд AirForce ACE и SK Telecom T1. В третьем сезоне игроки из SK Telecom T1 опять перестали участвовать.
Ниже привидены звездные лиги OSL, MSL и GSL названы по именам корпораций, выступавших их спонсорами.
KeSPA — это ассоциация профессиональных игроков в компьютерную игру Starcraft в Южной Корее. Соревнования по StarCraft в Южной Корее после выхода игры приобрели большую популярность. Различные корейские корпорации, заметив интерес к этой игре стали проводить состязания с денежными призами между лучшими игроками. Телевизионные каналы стали транслировать матчи для поднятия своих рейтингов. Постепенно появились люди, которые стали профессионально заниматься игрой в StarCraft и зарабатывать на этом деньги. В 2001 году появилась профессиональная ассоциация игроков KeSPA, которая стала регулировать споры игроков и проводить официальные соревнования.
Старкрафт в Южной Корее.