Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Среднеазиатские евреи

16-06-2023

Бухарские евреи 1905 г.

Группа еврейских мальчиков с учителем в Самарканде (С. М. Прокудин-Горский)
Современный ареал расселения и численность

Всего: 320,000
США:
  60,000
Израиль:
  250,000
Европейский союз:
  10,000
Узбекистан:
  2,000
Таджикистан:
  550
Россия :
54 (перепись 2002)
Украина : 1

Религия

Иудаизм

Входит в

Евреи

Бухарские евреи (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) — этнолингвистическая община; подгруппа еврейской нации; жившая на момент завоевания Россией Средней Азии в городах Кокандского ханства, Бухарского эмирата и Хивинского ханства; исторически носители бухарско-еврейского диалекта.

Махалля среднеазиатских евреев. Фотография 1890 г.

Содержание

Происхождение термина «бухарские евреи»

Большое канесо в Бухаре. Фотография 1901—1906 г.

Европейские путешественники, до российского периода посещавшие Бухару, где была иудейская школа (ешива) и молитвенный дом (бейт кнессет), называли местных евреев бухарскими иудеями. Однако при установленнии российской власти, когда Бухарский эмират ещё оставался полунезависимым вассалом, в российских документах появился термин бухарские евреи. Им называли граждан Бухарского эмирата, бежавших, вследствие религиозных притеснений, из эмирата, в приграничные районы, полностью контролируемые русскими властями и термин имел юридический оттенок.

В 1924 году в ходе национального размежевания Средней Азии были организованны национальные республики. 10 февраля 1925 года глава правительства Узбекистана Юлдаш Ахунбабаев издал указ о признании бухарских евреев этнической группой и термин закрепился как этническое определение, хотя в паспортах записывались просто евреями.

Языки общения

Традиционный разговорный язык, называемый бухарским, представляет собой бухарско-еврейскую разновидность самаркандско-бухарского диалекта фарси или еврейский диалект таджикского языка. Другие языки: иврит, узбекский и русский, а также языки стран проживания.

Основные общины

Бухарские еврейки. 1900 год.

Основные общины были расположены во многих городах среднеазиатских республик: в Узбекистане — Ташкент, Самарканд, Бухара, Навои, Хатырчи, Шахрисабз, Карши, Катта-Курган, Коканд, Андижан, Маргилан, Фергана и др., в Таджикистане — Душанбе и др., в Киргизии — Бишкек, Ош и др., в Туркменистане — Мары (Мерв), Байрамали, Чарджоу и Карки, а также в Казахстане — Чимкент, Казалинск и др.

Численность

На основе имеющихся статистических данных о населении Средней Азии число бухарских евреев может быть оценено так:

  • в конце XIX в. — 16 тысяч,
  • в 1910-е гг. — 20 тысяч,
  • в конце 1920-х — начале 1930-х гг. — также 20 тысяч,
  • в конце 1950-х гг. — 25 тысяч,
  • в конце 1960-х — начале 1970-х гг. — 30 тысяч человек.

В 1970-е годы около 10 тысяч бухарских евреев выехали в Израиль.

На основе переписи 1979 г. численность бухарских евреев в Советском Союзе к началу 1980-х гг. определяется в 40 тысяч человек. На 1987 г. общая численность бухарских евреев в мире (включая третье поколение в Израиле и на Западе) — 85 тысяч, из них около 45 тысяч жили в Советском Союзе, 32 тысячи — в Израиле и около 3 тысяч — в остальных странах.

В Израиле под эгидой Бухарско-еврейского конгресса ежегодно проходит однодневный фестиваль «Бухара а-яффа» — «Красавица Бухара» ([1]). Обычно его посещают не только бухарские евреи иммигранты из Средней Азии, но и рождённые в Израиле. Количество посетителей достигает 300 000 человек. Это число и является индикатором численности бухарских евреев.

Миграционные потоки

С 1868 года до Первой мировой войны, 1500 из 16 тысяч человек, проживавших в районе Бухары, эмигрировали в Иерусалим.

После революции 1917 года в России, в период между 1920 и 1930 годами, около 4000 бухарских евреев бежали в Палестину через Афганистан и Персию. Около 800 из них были убиты или умерли от голода в дороге.

В 1970-е годы из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, остальные — в США, Канаде и Австрии.

После распада Советского Союза эмиграция усилилась и значительное количество бухарских евреев выехало в Израиль, США, Австралию и другие страны.

Сегодня в Израиле существует самая большая община бухарских евреев в мире — около 150,5 тысяч людей. В США и Канаде живут около 60 тысяч бухарских евреев, 50 тысяч из них в Нью Йорке, где находится самая большая после Израиля община бухарских евреев. Другие живут в разных точках Северной Америки — в Аризоне, Флориде, Калифорнии, Джорджии, Торонто, Монреале и др. На конец XX века в Средней Азии оставалось менее 10 % от былого бухарско-еврейского населения. Так, в Самарканде проживало лишь около 100 семей бухарских евреев.

В России по переписи 2002 года 54 человека и 1 житель Украины идентифицировали себя как бухарские евреи.

История

Бухарские евреи. Рисунок конца 19 века — начала 20 века.
Царство Иудея 927 по 526 гг. до н. э. Отсюда иудеи были сосланы завоевателями в Вавилонский регион.
Нововавилонское царство 626 по 539 гг. до н. э. Здесь вокруг царской столицы иудеи жили среди арамеоязычного населения как бесправные пленники до вторжения персов.
Персидская империя Ахеменидов 550 по 330 гг до н. э. При персах иудеи получили равноправие, восстановили автономию в исторической Иудеи и интегрировались в государственный аппарат, затем расселились по всей империи.
Македонская империя 359 по 323 гг до н. э. Александр Великий предоставил иудеям географическую автономию в Иудее и религиозную автономию в диаспорах.
Селевкидская империя.
Греко-бактрийское царство 256 по 125 гг до н. э.
Парфянская империя. Иудейский экзилархат приобрёл признание со стороны государства и официальный статус.
Кушанская империя.
Персидская империя Сасанидов. Иудеи достигли численного пика и составляли до 20 % от населения империи.
Государство Эфталитов.
Тюркский Каганат.
Западно-тюркский каганат.
Хазарский каганат. Иудаизм становится государственной религией каганата.
Арабский халифат при Аббасидах. Изданы дискриминационые Омаровы законы по отношению к иудеям. Многие иудеи переходят в Ислам.
Файл:Asia history map 0001.png
Великий Сельджукский султанат.
Государство Хорезмшахов.
Монгольская империя после смерти Чингизхана. Иудейские общины значительно поредели вследствие кровавой агрессии со стороны монголов.
Чагатайский улус.
Государство Мавераннахр в начале правления Тамерлана.
Тимуридское государство.

Оригинальное самоназвание бухарских евреев яхудиён, то есть иудеи. В самостоятельную этнолингвистическую группу они сформировались в XVI веке. До этого, иудеи Средней Азии, Ирана и Афганских земель представляли собой единую этническую группу персоязычных иудеев и проживали в существовавшем на этих территориях Тимуридском государстве, официальным языком которого был персидский. Распад единой группы персоязычных иудеев на иранских и среднеазиатских иудеев связан с завоеванием Средней Азии в самом начале XVI века у Тимуридов кочевыми узбеками во главе с Мухаммедом Шейбани, пришедшими с севера. Параллельно с этим, в Иране к власти пришли Сефевиды во главе с Исмаилом I. Кочевые узбеки были тюрками-суннитами, сефевиды же — персами-шиитами. Сефевиды и Шейбаниды были враждебны друг другу. Вследствие этого, иудеи Средней Азии и Ирана потеряли контакты между собой, что привело к формированию двух этнолингвистических групп.

Таково было начало бухарского еврейства. Однако, предки бухарских евреев, древнии иудеи, появились на территории Средней Азии гораздо раньше, а именно в VI—IV веках до новой эры, и это связано с экспансией Персидской империи Ахеменидов.

В VI веке до новой эры на территории Средней Азии обитали такие ираноязычные племена как бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, парны и другие. Персы завоевали Среднюю Азию и сформировали на её территории несколько сатрапий; Бактрию, Согдиану, Хорезм, Парфию, Маргиану и Гирканию . Иудейский народ до формирования империи Ахеменидов проживал в Нововавилонском царстве в Месопотамии и находился в статусе пленников. Персы завоевали Нововавилонское царство в 539-ом году до новой эры и освободили иудеев из плена. Так как Персидская империя стала преемницей Нововавилонского царства, поэтому персы сохранили язык вавилонян, он же арамейский язык, в качестве официального языка империи. Иудеи к этому времени с иврита уже перешли на арамейский язык в качестве разговорного языка. Вследствие этого и вследствие полной лояльности персам, иудеи вовлекались на службу в государственный аппарат. В качестве служащих они с семьями и появились в среднеазиатских сатрапиях. А по другим причинам им незачем было появляться в настолько отдалённых от Иудеи землях, находящихся от Вавилонии к Иерусалиму в противоположном направлении. О том, что персы привлекали иудеев к службе во благо государства известно из Элефантинских папирусов.

Самое раннее упоминание касательно проживания иудеев в среднеазиатских сатрапиях приводится косвенно в Книге Эстер, которая описывает события происходившие между 486-м и по 343-ий год до новой эры.

...И сказал Аман царю Ахашверошу: "Во всех сатрапиях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них; и законы у него иные, чем у всех народов"... (Кн.Эстер.3:8)
...И призваны были писцы царские, и предписано было всё, как приказал Аман, сатрапам царским, и начальникам сатрапий, что над каждой сатрапией, и сановникам каждого народа, каждой сатрапии – письменами её и каждому народу на языке его... (Кн.Эстер.3:12)
...И разосланы были письма с гонцами во все сатрапии царские, чтобы истребить, убить и погубить всех иудеев... Список с указа этого следует передать в каждую сатрапию как закон, объявленный всем народам, чтобы были они готовы к этому дню... (Кн.Эстер.3:13,14)
...И сказала Эстер царю: "Если угодно царю, то пусть бы написано было, чтоб возвращены были бы письма с замыслом Амана, которые написал он, об истреблении иудеев во всех сатрапиях царских"... (Кн.Эстер.8:5)
...И призваны были в ту пору писцы царские, и написано было все так, как приказал Мардехай, – иудеям, сатрапам и начальникам, и правителям сатрапий, что от Индии и до Куша (Эфиопии) – ста двадцати семи сатрапиям, каждой сатрапии письменами её и каждому народу на языке его, и иудеям – письменами их и на языке их... (Кн.Эстер.8:9)
...Список с указа этого следует передать в каждую сатрапию как закон, объявлеямый всем народам; и чтобы иудеи были к этому дню готовы мстить врагам своим... (Кн.Эстер.8:13)
...Собрались иудеи в городах своих, во всех сатрапиях царя Ахашвероша, чтобы наложить руку на тех, кто желал им зла... И все правители сатрапий, и сатрапы, и начальники сатрапий, и исполнители дел царских поддерживали иудеев... (Кн.Эстер.9:2,3)
...И описал Мардехай эти события, и разослал письма ко всем иудеям, которые живут во всех сатрапиях царя Ахашвероша, ближним и дальним... (Кн.Эстер.9:20)
...И послал письма ко всем иудеям в сто двадцать семь сатрапий царства Ахашвероша со словами мира и правды... (Кн.Эстер.9:30)

Жирным шрифтом в цитатах выделены косвенные упоминания на среднеазиатские сатрапии, в которых жили иудеи в V—IV веках до новой эры. Книга Эстер повествует о событиях, связанных с попыткой высокого царского сановника Амана организовать истребление иудейского народа. Иудей Мордехай потребовал от своей племяницы Эстер, которая была женой персидского царя, заступиться перед царём за свой народ. Так она и поступила и спасла свой народ от гибели. В честь этого события, иудеи празнуют праздник Пурим.

У персов Среднюю Азию завоевали греки во главе с Александром Македонским в 329—327 годах до новой эры. В походах Александра Великого участвовали также иудеи. Об этом писал Иосиф Флавий.

...Затем Александр двинулся в Сирию, овладел Дамаском и, взяв Сидон, принялся за осаду Тира. Отсюда он отправил к первосвященнику иудейскому письмо с просьбою прислать ему подкрепление и продовольствие для войска... (Иудейские Древности.11:8:3)
...Когда же Адександр сам обратился к иудеям с предложением принять в ряды своих войск всех, кто того захочет, причем им будет предоставлено право не изменять своих древних обычаев, но жить, не нарушая их, многим очень понравилось это, и они согласились участвовать в его походах... (Иудейские Древности.11:8:5)

Также в ряды войск Александра Македонского вступили и самаритяне.

...Простившись таким образом с самаритянами, Александр повелел солдатам Санаваллета (наместника Самарии) идти вместе с ним походом на Египет, где он намеревался предоставить им земельные наделы, что он вскоре и сделал в Фиваиде, велев им охранять границы страны... (Иудейские Древности.11:8:6)

Греки не подвергли иудеев эллинизации, предоставив им и географическую автономию в Иудее и религиозную автономию в диаспорах, и это согласно договору между самим Александром Македонским и иудейским первосвященником.

Самым ранним археологическим свидетельством о пребывании иудеев на территории среднеазиатского региона являются руины древних синагог и черепки с ивритскими надписями и именами от II века до н. э., обнаруженные при раскопках в городах Мерв и Байрам-Али. В это время на территории Средней Азии существовало третье греческое государство после Македонской империи и Селевкидской империи, Греко-бактрийское царство.

Около 250-ого года до новой эры в юго-западных районах Средней Азии начало зарождаться Парфянское царство. Остальная часть Греко-Бактрийского царства, располагавшеяся в центре и на востоке среднеазиатского региона была разгромлена в 125-ом году до новой эры кушанами, которые основали на этой территории своё Кушанское царство. О том, что в Парфии проживали иудеи, известно из книги Деяния Апостолов, которая по своему характеру является исторической хроникой. Там упомянуты парфяно-язычные иудейские паломники прибывшие в Иерусалим в 33 году новой эры на праздник Шавуот.

...При наступлении дня Пятидесятницы все они (последователи Иисуса) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: „Сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?“ Парфяне[1], и мидяне, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышали их своими языками говорящих о великих [делах] Божиих. И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: „Что это значит?“ А иные, насмехаясь, говорили: „Они напились сладкого вина“. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: „Мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем“...(Деяния Апостолов 2:1-16)

Несмотря на то, что снисхождение Духа Святого на последователей Иисуса выглядет мифически, и всё же факт присутствия иудейских паломников из среднеазиатской Парфии в Иерусалиме в I веке новой эры является подлиным. Автор, писавший книгу Деяния Апостолов, вероятно, не раз слышал или сталкивался с парфяно-язычными иудейскими паломниками в Иерусалиме до написания книги.

Со временем, Парфянское царство значительно расширилось и превратилось в империю, простиравшуюся от Месопотамии и до границ Индии. Парфянская империя была заинтересована в создании лояльной ей иудейской администрации. Вследствие этого, они предоставили главе иудейской общины в Месопотамии, он же эксиларх, официальный статус. Теперь, существовавшая с VI века до новой эры должность эксиларха приобрела признание со стороны государства. Власть эксиларха распространялась и на иудеев Средней Азии.

В первой половине III века среднеазиатский регион от парфян и кушан вновь перешёл под контроль персов, которые присоединили его области к своей Персидской империи Сасанидов. Персы, которые исповедовали зороастризм, хорошо были знакомы с иудаизмом и последователей иудейской религии называли джухут. Это персидское слово является искажённым простонародным названием иудеев от самоназвания йехуди. Иудаизм был широко распространён в империи Сасанидов. Его адепты достигли численного пика в персидском государстве и составляли до 20 % населения империи[2].

В IV веке упоминается иудейская община в среднеазиатской области Персидской империи Маргиане (Мервский оазис). Иудейский учёный Шмуэль бар Бисна, который являлся членом Талмудической академии в городе Пумбедита в Месопотамии, совершил путешествие в Маргиану и упомянул о том, что местные иудеи изготовляли не достаточно кошерные вино и алкоголь.

На рубеже начала V века дочь иудейского эксиларха Гуны Бар Натана по имени Шошандухт вышла замуж за персидского царя-сасанида Йездигерда I. Йездигерд I очень симпатизировал иудеям и Рав Гуна Бар Натан был его приближённым. У царской четы родились три сына и все стали влиятельными лицами. Первый сын Бахрам V занял после отца персидский престол и стал шахиншахом/царём. В дальнейшем 12 царей и 2 царицы из 16 последующих правителей сасанидской Персии, правившие на протяжении более чем 200 лет, были прямыми потомками Бахрама V. Но все они были чужды иудаизму, а сын Бахрама V Йездигерд II, также персидский царь, даже необоснованно подозревал иудеев в измене. Внук же Бахрама V Пероз, царствовавший после своего отца Йездигерда II, вообще устроил гонения на иудеев и казнил экзиларха Гуну V сына Мар Зутры.

Другой сын Йездигерда I и Шошандухт Шапур стал царём вассальной Армении. Третий сын Нарсе стал наместником Хорасана (восточная Персия до Амударьи и Зерафшана). Помимо этого он основал город Хорезм. Нарсе не довольствовался только официальной должностью, он также был главой иудейской общины в Хорезме.

Правление Бахрама V ознаменовалось постоянными войнами с эфталитами, которые появились на арене Средней Азии и основали там своё государство существовавшее начиная с приблизительно 410-ого года и до 560-х годов, до того когда персы в союзе с тюрками, пришедшими в Среднюю Азию с севера-востока, разгромили эфталитов и Средняя Азия была присоединена к Тюркскому каганату.

В Тюркском каганате иудеев называли джихит, от персидского джухут. Это тюркское название иудеев перекочевало через Западно-тюркский каганат, выделившийся из Тюркского каганата и через Хазарский каганат, выделившийся из Западно-тюркского каганата, на Русь, где трансформировалось в этноним жид.

Следующей после тюрков доминирующей силой в Средней Азии стали арабы. Арабы завоёвывали Среднюю Азию в несколько этапов длившихся на протяжении окола 100 лет, начиная с середины VII века и до 40-х годов VIII века. Официальное отношение арабов-мусульман к иудеям Средней Азии, также как и к иудеям других завоёванных территорий, определялось дискриминационными Омаровыми законами определявшими иудеев в качестве людей Писания и распространявшими на них статус зимми.

В период раннего Средневековья (500—1000 года) существовал клан иудейских купцов раданиты, которые контролировали евро-азиатскую торговую империю. Родным языком этого клана был персидский язык, однако многие из них владели различными языками. Их торговые пути проходили также через среднеазиатский регион. Из среднеазиатского региона персоязычные иудеи-раданиты через «Уйгурию» путешествовали в центральный Китай и оседали на своих путях. К концу VI века относятся археологические свидетельства о присутствии иудейских торговцев на территории современной Киргизии найденные Киргизской Академией Наук. В VIII веке упомянута в Уйгурии персоязычная иудейская община. Она существовала в городе Дандан-Уйлик, находившемся между реками Юрункаш и Керия. В X веке упомянута иудейская община в городе Баи, находившемся неподалёку от современного города Куча. Раданиты оседали также в центральном Китае. В VIII веке впервые упомянуты иудеи в Китае и сегодня оставшиеся их потомки известны как китайские евреи.

В VII—VIII веках вновь упомянуты иудеи в Мерве. Аль-Табари пишет об иудеях как автономной общине в населении Мерва. Эта иудейская община проживала в городе беспрерывно по крайней мере с IV века. Выходцами из этой общины около этого времени были известные Сагль аль-Табари и его сын Али ибн Сахль Раббан аль-Табари.

В VIII веке в биографии некого мусульманского мистика Абу Али Фучайл бен Эйац Тамими упомянута иудейская община в городе Абиварде, находившемся неподалёку от современного города Ашхабад.

К VIII веку Хорезм представлял собой высокоразвитую цивилизацию. Это отражалось в военном деле, торговле, строительстве, ремёслах, ирригации, науке, культуре, творчестве и др. Всё это находилось на высшем для тогдашнего мира уровне. Хорезм — древнейшее государство, однако на протяжении многих веков впадал в вассальную зависимость от завоевателей. К VIII веку Хорезм выделился из Западно-тюркского каганата. В государстве помимо хорезмийцев проживали также персы, тюрки и много иудеев. Иудеи в Хорезме были процветающей и влиятельной общиной. Было среди них много учёных. По традиции иудейских учёных называли хабрами. Хорезмшах иногда советовался по определённым вопросам с иудеями-хабрами. В дальнейшем слово хабр стало популярным в Хорезме и было взаимствовано в местный язык.

В 712 году происходит завоевание Хорезма арабами, которые учинили жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особено жестокие репрессии обрушились на учёных Хорезма. Спасавшись большое количество аристократов и учёных бежали в западном направлении и достигли пределов государства Хазарский каганат.

Тюрки-хазары основали своё государство за 60 лет до этого, выделившись из Западно-Тюркского каганата. В это время границы Хазарского каганата проходили; на юге вдоль Кавказского хребта от Каспийского моря до Чёрного моря, далее вдоль побережья Чёрного моря до Керчинского пролива, далее вдоль побережья Азовского моря до реки Дон, далее вверх по реке Дон до среднего течения реки Волга, далее вниз по реке Волга до Каспийского моря, далее вдоль побережья Каспийского моря и до Кавказского хребта. Обладая уровнем высокоразвитой цивилизации многие руководящие военные, государственные, деловые должности в каганате занимали эмигранты-хорезмийцы. Среди эмигрантов-хорезмийцев были также иудеи-хабры. Дочь одного из хабров по имени Серах вышла замуж за хазарского военачальника знатного княжеского происхождения по имени Булан. В 730-е годы Булан и сам принял иудаизм и сразу же выступил инициатором обращения хазар в иудейскую веру. Многие знатные хазары под его влиянием переходили в иудаизм. (Стоит заметить, что несмотря на то, что в Хазарском каганате проживало много персоязычных иудеев (включая раданитов) предки которых ещё в древности проникли на Кавказ с юга из соседней Персии, однако именно от иудейских эмигрантов из Хорезма стали принимать веру многие хазары). Внук Булана по имени Овадия стал царём/беком Хазарии, вторым лицом государства после кагана и сосредоточил в своих руках реальную власть. Хазарский бек Овадия уже был на 75 % этническим иудеем и на 25 % хазаром-иудаистом. Овадия окончательно закрепил иудаизм в Хазарии как доминантную религию. К 850-м годам Хазарский каганат значительно расширился. На юге включал Закавказье, на востоке Крым и Киев, на севере граница проходила от истоков реки Дон и до нижнего течения реки Кама, на востоке граница проходила от реки Кама по правобережью нижнего течения реки Урал и до Хорезма. В 960-е годы Русское государство разгромило Хазарский каганат, положив конец его существованию.

В VIII веке выходцем из иудеев Средней Азии был известный астроном Машаллах ибн Атари.

В Х веке упомянута иудейская община в городе Гургандж. В книге «Хронология», написанная Аль-Бируни, описан тщательно, точно и последовательно еврейский календарь. Эту информацию ему предоставили его коллеги-иудеи. Одного из них звали Якуб бен Муса Эль-Никриси из Гурганджа.

В том же Х веке упомянута иудейская община в городе Кят, столице Хорезма. Аль-Бируни рассказывает о своём учителе хорезмийском учёном по имени Аль-Эйраншахри из Кята, который писал книги о религиях христиан, иудеев, манихеев и индуистов, которые проживали в Кяте.

В этом же Х веке в персидской географической книге «Худод Эль-Эалам» упомянут город Яхудлик, находившийся на границе Ферганской долины в современной Джалал-Абадской области Киргизии. В переводе с тюркского «яхудлик» означает «место изобилующее иудеями». Отсюда следует, что в городе проживала иудейская община.

В Х веке киргизская национальная эпическая поэма «Манас», где иудей обозначается термином джит, упоминает несколько городов со значительным иудейским населением, среди них Самарканд и Бухара.

К XII веку преуспело достаточно распространиться среди племён Средней Азии несторианское христианство. Это распространило среди европейцев ложные слухи о существовании где-то на Востоке между мусульманскими и языческими странами затеряного христианского королевства, управляемого неким королём-пресвитером Иоанном. В некоторых из текстов упоминаются иудеи, живущие под покровительством пресвитера Иоанна. В частности таковы встречаются в фантастической книге «The Travels of Sir John Mandeville», в книге «The Hebrew letters of Prester John» и в книге «Igeret Orhot Olam». Хотя эти книги малозначимые и всё же слухи о многочисленных иудейских общинах проживающих среди христиан на Востоке до кровопролитного монгольского нашествия вполне имеют реальную основу. Ведь ещё в X веке арабский географ Аль-Мукаддаси отмечал, что в среднеазиатских землях проживает много иудеев и мало христиан. Он также упомянул города Ош, Баласагун, Узген, Тараз и другие, в которых жили ахль аль-зимма, то есть иудеи и христиане.

В XII веке упоминается иудейская община в Самарканде. В книге «Кандия» приведена легенда об иудейском мудреце, который обучал самаркандцев строить знаменитый свинцовый акведук «Джу-й Арзиз». Эта легенда отражает подлинное присутствие иудеев в Самарканде в соответствующий период.

В том же XII веке упоминается иудейская община в городе Джанд, находившемся в современной Кызылординской области Казахстана между городами Кызыл-Орда и Байконур. Известный хорезмийский поэт Рашид Эль-Дин Мухаммад Ватват хвалит правителя Джанда Камаля Эль-Дина Мухаммада строками;

От страха копья твоего пронзающего сердца

И стрелы твоей прожигающей души

Убрался обычай волхвов

И не осталось имени иудеев.

Упоминание иудеев в этом куплете означает изгнание или даже уничтожение иудейской общины в Джанде во время правления Камаля Эль-Дина.

В этом же XII веке европейский путешественник Вениамин Тудельский совершил путешествие на Восток и в своей книге упомянул об иудеях живущих в среднеазиатских городах,

...Оттуда на расстоянии семи дней пути стоит на берегу реки Гозан большой город Гива (Хива), в нем до восьми тысяч евреев; город торговый, в который съезжаются с товарами купцы всех на свете наций; расположен на обширной равнине. В расстоянии пяти дней пути лежит на границе персидского царства большой город Самаркут (Самарканд), в нем до пятидесяти тысяч евреев, между которыми есть люди ученые и богатые. Начальствует над этой общиной наси раввин Обадия.

Это было время, когда контроль над среднеазиатским регионом осуществляли Сельджуки. Сам Вениамин Тудельский восточнее от Ирака не был и информацию об иудеях в Средней Азии получил в Багдаде в иудейском эксилархате. В экзилархате ему предоставили данные о странах иудейские общины которых находились в их ведении,

...Раввин Даниил, сын Хасдая, называемый „реш-галута (экзиларх)“, имеет родословные акты, доказывающие происхождение его от царя Давида. Евреи называют его „адонену — рош га-гола (ивр. господин наш — глава изгнания‎)", а измаильтяне (арабы) именуют «сайидна бен-Дауд (араб. господин наш — потомок Давида)», и он имеет неограниченную власть над всеми общинами израильскими (иудейскими) во владениях «повелителя правоверных (Халифа)», владыки измаильтян. Так завещал Халиф и своему потомству и вручил экзиларху печать для утверждения власти его над всеми живущими во владениях Халифа еврейскими общинами. Он приказал также всем евреям и всем народам своего царства вставать пред экзилархом и ему кланяться, под опасением наказания ослушника ста ударами… Власть экзиларха распространяется на все еврейские общины следующих стран: земли сеннаарской, Персии, Хорасана, Йемена, Диарбекира (регион к востоку от озера Ван), Месопотамии, земли Кут (регион вокруг Араратских гор), земли Алании (Кавказ), земли Сикарии, всех стран тогармских (тюркских), страны гергенов, и далее до границ земли Тибета и Индии. Живущие во всех этих землях еврейские общины получают от одного только экзиларха разрешение назначать в синагоги раввинов, хазанов и глав йешив, которые и должны являться к нему за получением рукоположения и права на должность, и по этому случаю приносятся ему дары, а также известный ежегодный налог со всех концов света.

В 1220-е годы монголы под предводительством Чингизхана вторгаются в пределы Средней Азии. (Среднеазиатский регион в это время контролировался государством Хорезмшахов, которым эти земли достались от Сельджуков). Завоевание государства Хорезмшахов монголами сопровождалось большим кровавым насилием. Погибали многие жители среднеазиатских городов. Такая же участь не миновала и иудеев. С вторжением монголов исчезли многие иудейские общины по всему среднеазиатскому региону включая Уйгурию. Основным местом где уцелела какая-то часть иудеев был треугольник Бухара-Самарканд-Шахрисабз. В 1240 году арабский историк Ибн ал-Фути упоминает иудейскую общину в городе Бухара, которая к тому времени уже была в составе Монгольской империи. В это время, ближайшие иудейские общины к Средней Азии сушествовали в афганском Балхе и иранском Мешхеде.

В 1258 году монголы взяли Багдад, что привело к окончательному крушению Халифата, а вместе с ним к исчезновению официального статуса иудейского экзилархата. Контакты иракских иудеев с иудеями персоязычного мира прекратились и теперь иудеи персоязычных земель были предоставлены самим себе в плане самоуправления. Когда монгольская агрессия приутихла, началось востановление мирной жизни. Монголы признавали все религии равными, поэтому статус зимми был отменён и иудеи стали равноправными гражданами как и другии религиозные общины.

Во второй половине XIII века Монгольская империя распалась на четыре государства. Бухара, Самарканд, Шахрисабз оказались в составе Чагатайского улуса. В 1330-х годах путешественник Ибн Баттута сообщает о 18-ом хане Чагатайского улуса Бузане, который особо благоволил иудеям, разрешал им строить новые храмы. Это настроило против него мусульман, которые его и убили.

В 1340-х годах Чагатайский улус распался на два государства; Могулистан и Мавераннахр. В 1370 году к власти в Мавераннахре пришёл Тамерлан. При Тамерлане иудеи в Средней Азии занимались текстильной промышленностью. Потомки Тамерлана Тимуриды правили после его смерти в Средней Азии и далеко за её пределами окола 100 лет (с 1405 по 1500 г.), пока не вторглись в Мавераннахр в начале XVI века с севера племеное объединение кочевых узбеков во главе с Мухаммедом Шейбани и основали Бухарское ханство. К северо-западу от Бухарского ханства в Хорезме они основали Хивинское ханство. Эти политические события резко ослабили контакты между иудеями Персии, Мавераннахра и Афганских земель, что привело к распаду единой иудейской общины соответствующих регионов на две отдельные общины; персидских евреев и афгано-бухарских евреев. (Во второй половине XVIII века в связи с основанием на Афганских землях Дурранийской империи последняя группа распадётся на афганских и собственно бухарских евреев.)

С XVI века еврейская община в Бухаре становится основным центром сосредоточения еврейского населения в Средней Азии.

К XVII веку относится литературная деятельность еврейского поэта Элишы Бен Шмуэля Рагиба Самарканди. Его перу принадлежит поэма «Шахзаде ва суфий (Принц и отшельник)». В XVII—XVIII веках творил Юсуф Бен Ицхак Бухари, перу которого принадлежит много высокохудожественных и колоритных произведений. В их числе — ряд газелей, большая поэма «Мухаммас», в которой воспевается личность Моисея.

В городе Бухара евреи проживали отдельно от мусульман в трёх кварталах-махалля: Махалляи-Кухна (Старая махалля), Махалляи-Нав (Новая махалля) и Амиробод (город Эмира).

В Самарканде еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская синагога «Канесои Гумбаз», построенная в 1891 году, сохранилась до наших дней.

В Бухарском эмирате постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-аршина, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием.

В середине XVIII в. происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам и возникает община чала (буквально «ни то, ни сё») — евреев, продолжающих тайно исповедовать иудаизм. В первой половине XIX в. вторая волна массовых насильственных обращений в ислам значительно увеличивает число членов этой общины. Остатки общины чала существуют в Средней Азии, в основном в Бухаре, до настоящего времени. Большинство членов её по паспорту являются узбеками.

В 1793 году в Бухару прибыл из Земли Израиля Рав Йосеф Маман и стал духовным лидером бухарского еврейства. Он ввёл сефардский молитвенный канон вместо персидского, которым пользовались бухарские евреи до этого. Рав Йосеф Маман наладил хорошие отношения с мусульманскими авторитетами и сумел спасти бухарских евреев от различных насильственных бед.

В 1802 году бухарские евреи впервые наладили контакты с русскими евреями, написав им письмо на иврите следуещего содержания;

Мир и благословение да ниспадут на голову еврейской общины; шлю вам привет. Я слышал от бухарских купцов, что в городах России имеется много евреев; здесь в Кизиль-Гаре, мы не знаем, от каких евреев вы происходите. Нам, для наших дел, надо бывать в России, но до нас дошли слухи, что там очень притесняют и преследуют евреев; если вы полагаете, что мы не будем терпеть притеснений и убытков, то известите нас. Местные купцы пользуются нашими капиталами для торговли, на условиях компании, но не честно поступают при этом; если вы дадите нам положительный ответ, мы сами будем приезжать за товаром. Напишите нам, а если вы иврита не знаете, то пишите на русском языке, но ивритским шрифтом; здесь имеется переводчик, знакомый с русским языком. Надеемся, что наступит знамение для евреев. Напишите, сколько мы должны платить за пересылку денег из Бухары. На этом заканчиваем. Мир вам, всем чадам вашим и домочадцам. Писал в Бухаре призывающий на Израиль благословение Вениамин С"Т. 9-ого Сивана 5562 г. от сотворения мира.

Это письмо получили евреи города Шклов Могилёвской губерни Российской империи. Шкловские евреи, прочитав письмо, написали ответ;

Понедельник, первый день Хануки, 25-го Кислева 5563 г. от сотворения мира, город Шклов, что в Белоруссии, известный и прославленный среди евреев. К нашим единоверцам, остатку Богом изгнаного народа, преданным и верным служителям Господа; да ниспошлёт Он на них, ожидающих пришествия Мессии, мир и благоденствие и да благославит их добро и труды рук их. Как были мы удивлены, получив из дальней земли привет от наших братьев евреев, которые не известили нас о месте своего жительства, о стране своего пребывания, так что мы не знаем кому ответить. И хотя внизу, под присланным письмом, имеется подпись одного лица, а именно, Вениамина С"Т, однако мы не знаем, где, в каком месте он проживает. Правда, в письме упомянут город Кизиль-Гар, но нам неизвестно, в какой стране находится этот город. После долгих поисков на карте земного шара, мы отыскали вашу страну и граничащии с ней земли: это Бухара — Большая и Малая, граничащая с востока с Китаем, с юга — страной Великого Могола, с запада — Каспийским морем, с севера — Сунгари и Киргиз-Казацкими степями. В Большой Бухаре мы отыскали на карте город Бухару, а в Малой — город Казгар, и думали прислать вам ответ через то же лицо, которое передало нам ваше письмо, быть может это лицо имеет надёжный путь вручить вам наш ответ... Вы писали, что хотели бы приехать в Россию по торговым делам, но не решаетесь, ибо слыхали, что в России притесняют и преследуют еареев. Знайте же, что мы, благодарные Господу, живём здесь в совершенном благополучии, под властью славного и великого царя Александра Павловича, да возвеличит и возвысит его Господь и да пошлёт ему долголетия за то, что он осчастливил нас своею милостью, совершенно уравнив в правах с остальными жителями, и теперь евреи по всем своим делам могут судиться всюду, где имеются общие суды. И мы, теперь, слава Богу, благоденствуем, не терпя никакой обиды. Всем купцам разрешено теперь торговать и разъежать по всей стране, и вы можете также приезжать сюда по своему желанию, но только должны запастись у себя дома удостоверением от вашего правителя, что вы честные купцы, а когда приедете на русскую границу, то должны будете это удостоверение показать начальнику той местности, а он выдаст вам свидетельство на русском языке. Советуем вам в первый раз приехать сюда вместе с купцами из вашего коренного населения, которые уже знакомы со всеми этими путями; ознакомившись со всем этим, сумеете и вы свободно и безпрепятственно разъезжать по всей стране. Приезжайте к нам, благославенные Богом, и мы сподобимся узреть вас; и да спасёт вас Господь от всяких страхов и ужасов, и вместе возблагодарим мы Его... Заканчивая письмо, мы с хвалой падаем ниц перед разсеянными детьми Израиля. Пишу, по поручению почтённых и именитых жителей Шклова, я, смирённый Илия Бааль Магиха (корректор св. Торы), проживающий здесь, в Шклове, в синагоге почтённых братьев, богачей р. Исаака и р. Иосифа, сыновей богатого, почтённого р. Шраги Файвеля, память да будет его благословенна.

Текст данной переписки был опубликован в книге «Drischat Zion» вышедшей в Франкфурте-на-Одере в 1806 году. В дальнейшем контакты бухарских евреев с русскими евреями участятся.

После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на туземных евреев, сумевших документально подтвердить своё пребывание на территории Туркестанского края‎ на момент российского завоевания и местное происхождение предков и бухарских евреев. Туземные евреи считались российскими подданными, купцам разрешили свободно торговать по всему краю и в крупнейших городах европейской России.

На бухарских евреев, даже если они были ближайшими родственниками официально туземных законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело.

В 1920-е годы в Узбекистане действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские колхозы. В 1930-х годах все они были закрыты, бухарско-еврейская интеллигенция репрессирована. В 1951 году закрывается последняя школа с преподаванием на бухарско-еврейском языке. Единственным действующим культурным центром оставалась самаркандская синагога «Канесои Гумбаз».

Традиционные занятия

Основными традиционными занятиями бухарских евреев были окраска шерсти и ткани, а также мелкая торговля.

Название красильщиков кабудгари происходит от таджикского кабуд — синий. Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман эмирата даже выражение: «идти к еврею» означало намерение отдать пряжу для окраски в синий цвет.

Бухарские евреи внесли весомый вклад в развитие музыкальной культуры и танцевального искусства оседлых народов Средней Азии.

Известные бухарские евреи

  • Хаимов Якуб[источник не указан 651 день] — народный писатель Узбекской ССР
  • Пинхасов Лев[источник не указан 651 день] — народный артист Узбекской ССР оперный певец театра Навои г,Ташкента
  • Исраэль Аарони — израильский шеф-повар, автор книг и ведущий телепередач по кулинарии
  • Кимягаров, Борис Ариевич, кинорежиссёр, один из создателей "Таджикфильм"а и Народный артист Таджикской ССР.
  • Давыдова, Берта, киноактриса и певица, знаток Шашмакома, Народная артистка Узбекской ССР
  • Толмасов Аврам[3], певец, потомок великой музыкальной династии Толмасовых.
  • Малаков, Эзро Ашерович — известный певец и знаток Шашмакома, хазан (еврейский религиозный певец), педагог, Заслуженный артист Узбекской ССР.
  • Мусаева Доритт, жена президента Исландии
  • Юдаков, Сулейман — советский композитор и музыкант, народный артист Узбекской СCP.
  • Арабов, Яков (Jacob Arabo), основатель компании Jacob and Co
  • Шамаева, Мухаббат (Любовь) — известная певица, народная артистка Узбекской ССР
  • Исаков (Исхаков), Рустам Исроилович — выдающийся учёный-психиатр, Украина
  • Исхакова, Барно (Бахмал) Бераховна — величайшая и легендарная певица Шашмакома, Заслуженная артистка Таджикской ССР а затем Народная артистка Таджикской ССР.
  • Маллаев Натан Мурадович — профессор-филолог, автор 20 книг, посвящённых творчеству А. Навои.
  • Муллоджанова, Шоиста Рубиновна[4] — легендарная певица Шашмаком, народная артистка Таджикской ССР и известная как «Королева Шашмаком» и «Соловьей Востока»
  • Колонтарова, Мазол (Малика) Яшуваевна[5] — легендарная балерина, народная артистка Таджикской ССР, народная артистка СССР (1984 г.)
  • Калантаров Исак Ариевич — профессор, доктор с/х наук, главный агроном Узбекистана.
  • Леваев, Лев Авнерович — филантроп и миллиардер, президент Федерации еврейских общин СНГ, президент Конгресса бухарских евреев Израиля, президент Всемирного конгресса бухарских евреев
  • Шамалова-Беркович, Юлия — депутат израильского парламента (Кнессет)
  • Фазылов, Маркиэл Аронович — гроссмейстер, двукратный чемпион мира и трехкратный чемпион СССР по русским шашкам, бывший председатель бухарско-еврейского общества г. Самарканда. С 2009 г. живёт в Израиле. С 2009 г. председатель Ассоциации Выходцев из Самарканда в Израиле.
  • Бабаханов, Леви — известный мастер шашмакома из Бухары, Узбекистана (известный как «Левича»), был солистом и пел для последних Эмиров Бухары до Великого Октября.
  • Бабаханов, Ари — известный мастер шашмакома, внук великого Леви Бабаханова.
  • Галибова, Рена Абрамовна (Раъно) — артистка кинофильма и певица (меццо-сопрано), Народная артистка Таджикской ССР.
  • Коенова, Фатима — легендарная певица Шашмаком, Заслуженная артистка Таджикской ССР.
  • Маллаев, Ильёс (Ильёмани) — легендарный поэт, музыкант, певец, и драматург, заслуженный артист Узбекской ССР.
  • Муллоджанова, Роза — певица оперы, заслуженная артистка Таджикской ССР
  • Муллокандов, Гавриэль — известный певец и музыкант, знаток бухарского Шашмакома, первый получивший звания Народного артиста Узбекской ССР.
  • Приев Израил Гаврилович — Профессор Биохимии СамМИ
  • Приев Элиэзэр Рафаэилович — Зав кафедрой «Строй Материалов» СамГаси
  • Катаев, Исак Миэрхаимович — музыкант, певец, знаток Шашмакома. проработал в составе группы макомистов в ансамбле «Шашмаком» Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Узб ССР, являлся солистом Узбекской филармонии имени К.Якубова, Заслуженный Артист Узб ССР
  • Робер Оссейн — французский актер

Примечания

  1. Здесь парфяне — это географическое и этнолингвистическое определение парфяноязычных иудеев.
  2. Иудеи в Иране
  3. Аврам Толмасов на YouTube
  4. Шоиста Муллоджанова на YouTube
  5. Малика Колонтарова на YouTube

Ссылки

  • Портал бухарских евреев (рус., англ.)
  • БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ- ДОЛГИЙ ПУТЬ ЕВРЕЕВ УЗБЕКИСТАНА
  • Статья «Бухарские евреи» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Евреи-мусульмане в Средней Азии. Бухарские евреи
  • Еврейское кладбище в Бухаре. Google Maps
  • Об археологических раскопках руин древних синагог в Туркмении.
  • Расселение иудеев в Средней Азии в древности и в раннее Средневековье. Михаэль Занд.
  • Хорезм и Хазария.
  • Иудеи в киргизских традициях. и Иудеи в Киргизстане
  • Книга Странствий Раввина Вениамина.
  • http://cemeterycare.uz/

Среднеазиатские евреи.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15