20-09-2023
Сотери́я (англ. Soteria) — альтернативный (антипсихиатрический) подход к острой шизофрении[1] и расстройствам шизофренического спектра[2] с использованием терапевтической среды и низких дозировок препаратов[1] .
Содержание |
В своей работе 1999 года «Сотерия и другие альтернативы неотложной психиатрической госпитализации» Лорен Мошер, разработавший метод Сотерии, охарактеризовал его как «применение по 24 часа в день межличностных феноменологических вмешательств, осуществляемых непрофессиональным персоналом, обычно без лечения нейролептическими препаратами, в контексте немногочисленной, аналогичной домашней, тихой, поддерживающей, защищающей и толерантной социальной среды»[3]. По результатам, полученным в Сотериях, был сделан вывод, что эта поддерживающая, защищающая, гуманная, сфокусированная на межличностных аспектах небольничная обстановка способна устранить или снизить необходимость применения антипсихотических препаратов в течение наиболее дезорганизованного периода психоза[4] . Результаты продемонстрировали, что люди, попавшие в Сотерию и не получавшие медикаментозное лечение, выздоравливали гораздо чаще и быстрее[5] .
Основные принципы Сотерий включают[2] :
В конце 1960-х — начале 1970-х годов был предпринят ряд попыток создать в рамках терапевтических общин альтернативы госпитализации людей с диагнозом шизофрения[2] . При этом шизофрению пытались понять не как заболевание, требующее медицинского вмешательства, а скорее как важный аспект жизненного процесса человека[2] . В таких инициативах особое значение придавалось скорее необходимости позволить людям пройти через их опыт психоза при минимальном вмешательстве и высокой доле поддержки, чем пользе антипсихотической терапии, проводимой в качестве первого курса лечения[2] . Среди инициатив в Великобритании был Кингсли Холл (англ. Kingsley Hall), связанный с именами Лэйнга и коллег в Филадельфийской ассоциации, и Вилла 21, связанная с именем Дэвида Купера[2] .
С 1966 по 1967 год научно-исследовательскую подготовку в Тавистокской клинике (англ. Tavistock Clinic) в Лондоне проходил Лорен Мошер, проявлявший интерес к альтернативным методам лечения шизофрении и впоследствии воплотивший их в Сотерии[6]. Он посетил Анну Фрейд и Рональда Лэйнга и испытал влияние идеи Лэйнга, что шизофрения является реакцией на невыносимую ситуацию[6]. Лэйнг утверждал, что психоз иногда может быть благотворным, трансцендентальным опытом и что пациенты при наличии соответствующей поддержки могут оказаться способны найти путь через своё безумие, выходя на другом конце пути более сильными, более творческими личностями[7] .
Сотерия вольно проектировалась по образцу Кингсли Холла Филадельфийской ассоциации в Лондоне (1964—1972) в сочетании с экзистенциальной психотерапевтической ориентацией, идеями эпохи морального лечения американской психиатрии, межличностной теории Салливэна и его специально созданной среды для людей с шизофренией в больнице Шеппард-Пратт (англ. Sheppard-Pratt Hospital) в 1920-х годах, а также мнением, что после психоза возможно дальнейшее развитие[4] .
Первый дом Сотерия открылся в апреле 1971 года[3][7] . Название «Сотерия» происходит от греческого слова «Σωτηρία», которое означает «спасение» или «освобождение»[3]. Аналогичный дом («Эманон») открылся в 1974 году в пригороде области залива Сан-Франциско[3].
Участвующие в эксперименте были молодыми людьми, посещавшими психиатрические службы экстренной медицинской помощи в области залива Сан-Франциско[7] . Для исследования в Сотерии отбирались ранее госпитализировавшиеся менее, чем на тридцать дней (т.е. впервые получившие диагноз), находившиеся в возрасте от 18 до 30 лет и не состоявшие в браке лица, состояние которых по оценкам трёх независимых экспертов, если они могли прийти к согласию, соответствовало критериям шизофрении по DSM-II, обнаруживая по крайней мере четыре из семи блейлеровских симптомов данного расстройства[3]. Половину Мошер направил на обычную терапию в местные психиатрические отделения, где они получали медикаментозное лечение, а половину — в Сотерию[7] .
Правил было мало[7] . Запрещалось насилие, наряду с наркотиками и половыми связями между проживающими и сотрудниками[7] . Визиты посторонних были редкими и заранее согласованными с проживающими[7] .
В Сотерии сотрудники, не имевшие официальной подготовки в области психиатрии или психологии, работали сменами по 24 и 72 часа и, таким образом, жили с проживавшими[7] . Насколько возможно, сотрудники старались проявлять толерантность к любому эксцентричному поведению[7] . За исключением экстренных случаев, препараты не использовались в течение первых шести недель пребывания проживавшего[7] . В среднем проживающие находились в Сотерии пять месяцев, хотя большинству становилось существенно лучше к концу шестой недели[7] .
В отличие от других альтернативных подходов к лечению шизофрении, система Сотерии подвергалась количественному экспериментальному изучению методом рандомизированного контролируемого исследования[2] . Хотя предварительные результаты эксперимента «Сотерия» были опубликованы сразу же, потребовалось более двух десятилетий, чтобы надлежащим образом проанализировать все данные, полученные в проекте[7] .
Ранние публикации, описывающие, что происходило в течение первых шести недель, показывают, что как пациенты Сотерии (из которых только 24% получали медикаментозное лечение), так и стандартно лечившиеся пациенты обнаруживали одинаковые и значительные улучшения своего клинического состояния[7] . Результаты проведённых два года спустя интервью с участниками, опубликованные гораздо позже, выявили, что 43% проживавших в Сотерии всё ещё не принимали психотропные препараты и что, во всяком случае, есть доказательство незначительного преимущества использовавшегося в Сотерии подхода по сравнению с обычным лечением[7] . Те участники, состояние которых впоследствии было признано соответствующим более строгому определению шизофрении, позже введённому Американской психиатрической ассоциацией, в основном были признаны поправившимися[7] .
Контролируемое исследование, профинансированное Национальным институтом психического здоровья и проведённое Лореном Мошером, продемонстрировало, что психосоциальная помощь в терапевтической среде данного типа даёт результаты равнозначные или лучшие, чем стандартное больничное или амбулаторное лечение — при не более высокой стоимости и без опоры на обычные дозировки нейролептиков[8] .
В 2004 году журнал «Всемирная психиатрия» опубликовал результаты исследований, полученные из Сотерии в Берне и завершающиеся выводом, что в данной специфической среде пациенты с наиболее острой формой шизофрении могут быть излечены так же успешно, как и при стандартных больничных процедурах, но при значительно более низких дозировках антипсихотиков и без повышенных суточных расходов[1] . Кроме того, используемый в Сотериях подход, видимо, предоставляет определённые преимущества, обнаруживаемые преимущественно на субъективно-эмоциональном, семейном и социальном уровне[1] .
В 2008 году журнал «Бюллетень по шизофрении» опубликовал обзор исследований, свидетельствующих о том, что при лечении лиц с первым или вторым эпизодом расстройства шизофренического спектра, используемый в Сотериях подход даёт одинаковые, а в некоторых отдельных регионах — лучшие результаты, чем традиционные подходы, основанные на медикаментозном лечении, что достигается при значительно меньшем применении медикаментозного лечения[2] .
В 2009 году «Британский журнал психиатрии» опубликовал обзор 27 исследований[9] , четыре из которых проводились в домах-Сотериях[9] . Данный обзор не выявил ни одного доказательства против альтернативных моделей помощи и с учётом ранее проведённых исследований дал основание полагать, что размещение кризисных коек во внебольничных учреждениях может повысить удовлетворённость пользователей экстренными службами по месту жительства[9] .
Проекту «Сотерия» и полученным в нём результатам посвящена заключительная глава «Внебольничное немедикаментозное вмешательство при первом психотическом эпизоде», написанная Мошером для книги «Модели безумия»[10], которая в 2008 году была переведена на русский язык[4], и книга «Сотерия: Сквозь безумие к освобождению»[11].
В 1977 году был открыт подобный Сотерии дом, называвшийся «Место переправы» (англ. “Crossing Place”) и отличавшийся от Сотерии следующими особенностями:
Сотерия как клиническая программа закрылась в 1983 году[3]. Аналогичный дом, Эманон, закрылся в 1980 году[3].
Переместившись в Европу, создание Сотерий возобновилось в 1984 году, когда под руководством профессора социальной психиатрии Люка Чомпи открылась Сотерия в Берне[3][12], где, в отличие от Сотерии Мошера, для работы привлекались специалисты[13].
В настоящее время интерес к данному подходу растёт в Великобритании, нескольких европейских странах, Северной Америке и Австралазии[2] . В последнее время данная модель была воспроизведена в ряде европейских стран[9][14][15]: Швейцарии[12], Венгрии[16], Финляндии, Германии, Швеции[17]. В Германии дома-Сотерии или аналогичные дома функционируют, создаются или планируются в Цвифальтене[18], Кёльне[19], Франкфурте-на-Одере, Гессене, Ганновере, Мюнхене, Бремене и Штутгарте[20]. В Швеции открыли три таких дома[17].
На конференции, проведённой в октябре 1997 года в Берне, была создана Ассоциация Сотерий, возглавленная профессором медицинского факультета Ганноверского университета Вайландом Махлайдтом[3][21] . После проведения начальной конференции в 2005 году формирование национальной Сети Сотерий началось в Великобритании[2] .
Это заготовка статьи по психиатрии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Сотерия.