19-07-2023
Сонатная форма с двойной экспозицией (сонатная форма в концерте) — разновидность сонатной формы, применяемая в первых частях концертов для солирующего инструмента с оркестром. Использовалась со второй половине XVIII в. до приблизительно середины XIX века.
Содержание |
Поскольку жанр концерта ориентирован больше не на глубину содержания, а на демонстрацию виртуозных возможностей солиста, он имеет и некоторые связанные с этим особые черты формы.
Этот тип сонатной формы подчинен идее концертирования — «соревнования», сопоставления солиста и оркестра. С этим связано наличие двойной экспозиции. Первая экспозиция исполняется только оркестром (без солиста), при этом основной является вторая, она представляет собой типичную сонатную экспозицию.
Оркестровая экспозиция имеет в целом вступительную функцию. Отсюда ряд её особенностей по сравнению с основной — бо́льшая сжатость, и проведение всех тем в основной тональности.
Сольная экспозиция может иметь новые темы в главной и побочной партиях по сравнению с оркестровой (ради усиления противопоставления оркестра и солиста). Необходимые в концертном жанре виртуозные эпизоды обычно располагаются в связующей и заключительной партиях. Перед разработкой в большинстве случаев следует оркестровая интермедия, которая закрепляет достигнутую тональность.
Специфика жанра накладывает свой отпечаток и на разработку. Так как её структура не закреплена, здесь открываются богатые возможности для написания виртуозных разделов, которые при этом не повредили бы целостности всей формы.
Реприза обычно сокращена — так как в разработке не было серьёзного развития, которое она должна уравновешивать.
В послеклассическом концерте каденция может располагаться в иных местах формы — например, перед репризой.
Важный раздел сонатной формы в концерте — кода. Она обычно начинается с оркестровой интермедии (часто звучит та же интермедия, которая завершала экспозицию). Второй раздел коды — обязательная в классическом концерте виртуозная каденция солиста. Третий раздел представляет собой собственно коду (окончательное завершение и утверждение основной тональности).
Такой тип сонатной формы повсеместно применялся композиторами венского классицизма.
В следующую за ним романтическую эпоху двойная экспозиция применяется не всегда. Это связано со стремлением композиторов преодолеть традицию жанра концерта, предполагающую виртуозную сольную партию при отсутствии глубокого музыкального содержания. Они стремились приблизить жанр концерта к сонате и даже к симфонии, в которых двойной экспозиции нет. И хотя это стремление было общим для композиторов романтизма и в итоге привело к исчезновению двойной экспозиции, такой тип формы довольно часто применялся вплоть до середины XIX века.
Двойных экспозиций нет в концертах Шумана, Листа (композиторов с ярко новаторскими идеями), но они есть в концертах Шопена, Брамса (более ориентирующихся на традицию).
Музыкальные формы | ||
---|---|---|
Вокальные формы | Куплетная форма • Запевно-припевная форма | |
Простые формы | Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма | |
Сложные формы | Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната | |
Циклические формы | Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория | |
Полифонические формы | Канон • Фуга | |
Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения |
Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал | |
Специфические формы эпохи барокко | Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка | |
Специфические формы эпохи романтизма | Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма | |
Формы музыкального театра | Опера • Оперетта • Балет | |
Музыка • Теория музыки |
Сонатная форма с двойной экспозицией.