14-06-2024
Следственный комитет Республики Беларусь (СК РБ) |
|
---|---|
Эмблема Следственного комитета Республики Беларусь | |
Общая информация | |
Дата создания | 12 сентября 2011 года |
Руководство деятельностью осуществляет | Президент Республики Беларусь |
Штаб-квартира | Белоруссия 220034, г. Минск, ул. Фрунзе, д. 19 |
Председатель | Валентин Шаев |
Сайт | |
sk.gov.by |
Следственный комитет Республики Беларусь (СК РБ) (белор. Следчы камітэт Рэспублікі Беларусь) — орган предварительного следствия в Беларуси, образованный путем слияния следственного аппарата органов прокуратуры с подразделениями предварительного расследования из системы МВД и КГК. Образован 12 сентября 2011 года, начал свою деятельность 1 января 2012 года[1]. Председателем СК РБ является генерал-майор юстиции Шаев Валентин Петрович[2].
История белорусского следствия во многом связана со сложившейся системой права в дореволюционной России, а затем и в СССР.
В Российской империи постоянно действующий Следственный аппарат был создан Судебными уставами 1864 г. и существовал при судах. В книге первой Судебных уставов «Общее учреждение судебных учреждений» указано, что «для производства следствия по делам о преступлениях и проступках» при судах «состоят Судебные Следователи», которые «назначаются Высочайшую властью, по представлениям Министра Юстиции» на основании представления «общего собрания Суда при участии Прокурора», и увольнение их с должности зависело «от той власти, коею они определены к должностям».
Принципиально важно, что, несмотря на то, что производство предварительного расследования поручалось должностным лицам судов, со времени введения в 1864 г. должностей судебных следователей они фактически выводились из-под административного подчинения руководителей судов, при которых состояли, а также не были они подчинены и прокурорам.
На прокуроров, в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства, возлагался надзор за следствием. При этом прокуроры получили достаточно широкие надзорные полномочия за расследованием судебными следователями уголовных дел, в то же время прокуроры лишены были права производства предварительного расследования. Как было записано по этому поводу в данном Уставе, «Прокуроры и их Товарищи предварительное следствие сами не производят, но дают только предложения о том следователям и наблюдают постоянно за производством следственных действий».[3]
В дальнейшем, за истекшую полуторавековую историю своего функционирования, следственный аппарат претерпел немало организационно-структурных перестроек, связанных с изменениями социально-политического строя и решаемых им практических задач.
В частности, на заре становления советской власти, Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 «О суде» институт следователей вообще был упразднен.
Со временем он возродился в виде народных следователей при судах, а впоследствии должности следователей при судах были упразднены и введены в органах прокуратуры, за которыми были также сохранены функции по осуществлению надзора за законностью предварительного расследования уголовных дел, а также в органах внутренних дел и государственной безопасности с сохранением за ними функций по осуществлению оперативно-розыскной деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Предварительное расследование в Республике Беларусь производилось следователями прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований. Все они входили в структуру соответствующих ведомств.
12 сентября 2011 года Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал Указ № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь».[4]
Создание Следственного комитета Республики Беларусь положило начало коренной реформе белорусской правоохранительной системы. Решение о его создании было принято 2 августа 2011 года на проведенном под руководством Президента Республики Беларусь совещании по вопросу совершенствования системы органов предварительного расследования.[5]
Образованию Следственного комитета предшествовала масштабная научная и аналитическая работа, изучался зарубежный опыт, оценивалась современная ситуация в правовой и общественно-политической сферах. Из системы органов прокуратуры был выделен следственный аппарат, из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля – подразделения предварительного расследования.
1 января 2012 года новая следственная структура приступила к функционированию.[6]
Основными задачами Следственного комитета являются[7]:
Систему Следственного комитета составляют:
Основное место в международной деятельности Следственного комитета Республики Беларусь занимают вопросы взаимодействия с зарубежными коллегами в сфере досудебного производства по уголовным делам. Это вопросы оказания различных видов правовой помощи по уголовным делам.[8]
В соответствии с законодательством Республики Беларусь Следственный комитет Республики Беларусь определен одним из уполномоченных органов по осуществлению непосредственных сношений с центральными, территориальными и другими органами государств, являющихся участниками ряда международных договоров о правовой помощи по уголовным делам.
Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2011 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь» Следственный комитет Республики Беларусь определен компетентным органом, уполномоченным на сношения с компетентными органами государств–участников Содружества Независимых Государств в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года в редакции Протокола к ней от 28 марта 1997 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года.
Кроме того, Следственный комитет Республики Беларусь является компетентным органом по заключенным в рамках Содружества Независимых Государств международным соглашениям в сфере борьбы с преступностью.
Взаимодействие Следственного комитета Республики Беларусь в вопросах оказания правовой помощи осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности. Правовые основы для оказания международной правовой помощи по уголовным делами на основе принципа взаимности определены в разделе XV Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
За время функционирования Следственного комитета Республики Беларусь удалось наладить конструктивное взаимодействие не только с правоохранительными органами государств–участников СНГ (Следственным комитетом Российской Федерации, Следственным департаментом МВД России, МВД Украины, МВД Казахстана и др.), но и коллегами из других государств. В 2013 году следователями Следственного комитета исполнены просьбы об оказании правой помощи, поступившие от компетентных органов 26 государств, в свою очередь СК РБ направлены аналогичные просьбы компетентным органам 49 государств.
Следственный комитет Республики Беларусь принимает активное участие в разработке проектов договоров о правовой помощи по уголовным делам и различным аспектам противодействия преступности. Обеспечивается участие Следственного комитета в работе совещаний полномочных представителей, экспертов государств–членов СНГ по разработке и согласованию ряда проектов договоров о международно-правовом сотрудничестве и других в рамках СНГ и Организации Договора о коллективной безопасности.
Так, в ходе визита в г. Минск Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. 25 апреля 2013 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Следственным комитетом Республики Беларусь и Следственным комитетом Российской Федерации[9]. Данный международный договор предусматривает новые формы взаимодействия, такие как:
Следственным комитетом Республики Беларусь продолжается работа по установлению рабочих, деловых контактов с правоохранительными органами иностранных государств.
Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2012 года № 512[10] Председателем Следственного комитета Республики Беларусь назначен Валентин Петрович Шаев.
Следственный комитет республики беларусь заместитель председателя, следственный комитет республики беларусь управление по витебской области, следственный комитет республики беларусь статьи, следственный комитет республики беларусь слуцк.
Файл:Escritor Augusto R. Bastos.jpg, Немецкое причастие, Шишмарёва, Елизавета Михайловна, Файл:3rd. Range Rover M62 engine 003.JPG.