19-10-2023
Синхронная съёмка — процесс в кинематографе и видеозаписи, при котором одновременно осуществляется запись звука и съёмка изображения. В результате синхронной съёмки может быть получена синхронная фонограмма, точно совпадающая с экранным действием и артикуляцией персонажей фильма[1].
Во время видеозаписи звук автоматически записывается на носитель, общий с изображением, поэтому для синхронной съёмки не требуется никаких специальных технологий. Съёмка звуковых фильмов цифровой кинокамерой происходит таким же образом. В классическом плёночном кинематографе технология записи звука появилась только в середине 1920-х годов и представляла собой сложный процесс. За всё время развития звукового кино применялись четыре основных способа записи звука во время синхронной съёмки:
При записи на разные носители предпринимаются специальные меры для последующей синхронизации полученных фонограмм при монтаже и перезаписи. Первоначально для этого использовалась хлопушка-нумератор. В настоящее время для синхронизации используется временной код SMPTE[6].
Получаемая синхронная фонограмма может быть как чистовой, так и черновой. Чистовая фонограмма считается основным видом синхронной фонограммы в художественном кинематографе, поскольку может быть использована в фонограмме готового фильма без дополнительного озвучения актёрами в студии[7]. Черновая фонограмма требует последующей переработки и чаще всего служит для актёров только основой при переозвучивании, а в фильме не используется.
Сложность и громоздкость аппаратуры синхронной звукозаписи первых десятилетий звукового кинематографа наложили серьёзный отпечаток на технологию синхронной съёмки. Необходимость звукозаглушения киносъёмочного аппарата вынуждала конструировать тяжёлые камеры, пригодные только для съёмки в павильоне и с большими ограничениями — на натуре. Большинство сцен с актёрскими диалогами могли сниматься только в условиях павильона в декорациях из-за громоздкости камер и звукозаписывающей аппаратуры с питанием от источника переменного тока. Результатом была имитация большинства натурных сцен методами рирпроекции или блуждающей маски в декорациях киностудии. Сцены с диалогами актёров, едущих в автомобиле, купе поезда или летящих на самолёте, снимались в павильоне на предварительно отснятом фоне. При необходимости синхронной съёмки на натуре, которой тщательно избегали до конца 1960-х годов, использовалась звукозаписывающая аппаратура, размещаемая в специально оборудованных автомобилях или автобусах — тонвагенах с автономным источником переменного тока для питания приводов киносъёмочного и звукозаписывающего аппаратов. Появление магнитной записи упростило технологию, исключив проявление негатива фонограммы, но аппаратура не стала компактнее из-за технологии синхронизации. Лишь появление портативных магнитофонов с записью сигнала пилот-тона позволило отказаться от тонвагенов. Незначительное количество микст-камер использовались только для документальных съёмок и позволяли получать фонограмму чрезвычайно низкого качества. В СССР выпускались единичные типы киносъёмочных аппаратов, позволявших записывать фотографическую фонограмму на одну плёнку с изображением: «Конвас-звук», «Эра» и опытные экземпляры камеры «Родина» КСХ-звук[8][9]. Возможность полноценной синхронной киносъёмки на натуре появилась лишь в начале 1980-х годов, с появлением новейших киносъёмочных аппаратов, обладавших низким уровнем шума и пригодных для съёмки не только со штатива, но и с плеча и даже с рук, а также в движении[10]. Возможность синхронизации по временному коду, одновременно записываемому в фонограмме и на киноплёнке в виде штрих-кода, избавляет от лишних проводов и источников питания.
Обычно синхронная съёмка начинается командой «Тишина!», которая означает начало записи, когда разговоры и посторонние шумы, не имеющие отношения к содержанию кадра, должны быть прекращены. В съёмочном павильоне в этот момент включаются световые табло «Тихо! Съёмка!», иногда дублируемые звуковым сигналом[11]. Последующая команда «Внимание! Приготовились!» служит предупреждением для актёров и технического персонала. Далее даётся команда «Мотор!», которая служит сигналом к запуску приводов киносъёмочного и звукозаписывающего оборудования[11]. После этой команды даётся интервал времени, необходимый для разгона механизмов и начала их синхронной работы, отмечаемого звуковыми сигналами. После этого помощник режиссёра вносит перед объективом камеры нумератор-хлопушку и произносит вслух данные, записанные на доске. После срабатывания хлопушки, она выносится из кадра и звучит команда «Начали!» которая обозначает начало работы актёров, массовки и собственно начало монтажного кадра[11]. Щелчок от хлопушки и изображение его на соответствующем кадре плёнки и служат основными отметками синхронизации, используемыми в дальнейшем при монтаже эпизода. Павильоны для синхронной киносъёмки оборудуют с применением звукоизолирующих материалов и проектируются с учётом требований акустики.
Синхронная киносъёмка применяется в художественном кинематографе для всех сцен с диалогами актёров. Синхронность звука и артикуляции особенно важна на крупных и средних планах. Сцены, в которых отсутствуют реплики действующих лиц, или общие планы, чаще всего снимаются немым способом без записи синхронной фонограммы. Это ускоряет процесс и значительно удешевляет кинопроизводство. Большинство сцен хроникально-документальных фильмов также снимается немым способом, а синхронная съёмка применяется в исключительных случаях, если в кадре звучит прямая речь действующих лиц. В научно-популярных фильмах также иногда встречаются синхронные эпизоды, однако во многих случаях в документальных и научно-популярных фильмах синхронная фонограмма значительно перерабатывается из-за сложностей звукозаписи на натуре.
Сложность технологии изготовления оптической фонограммы исключает её использование в любительских условиях. Кроме того, вся любительская киносъёмочная аппаратура непригодна для синхронной съёмки из-за недопустимо высокого уровня шума и нестабильности частоты киносъёмки, делающей синхронизацию невозможной. Качественная запись звука требует отдельного звукооператора, обладающего навыками грамотной установки микрофонов и управления звукозаписывающей аппаратурой. Однако, многие кинолюбители предпринимали попытки синхронной съёмки с записью звука на магнитофон. Для последующего воспроизведения выпускались электромеханические приставки-синхронизаторы, например, «СЭЛ-1»[12]. Такая технология позволяла просматривать 8-мм и 16-мм любительские фильмы с синхронной фонограммой, записанной на магнитофоне. Выпуск 16-мм киноплёнки с односторонней перфорацией и магнитной дорожкой давал возможность перезаписи фонограммы, записанной магнитофоном, на эту дорожку. Однако, это требовало доработки кинопроекторов, оснащённых только воспроизводящей головкой. Любительская киносъёмочная аппаратура, записывающая звук на магнитную дорожку, не выпускалась, а профессиональная была недоступна по цене даже общественным объединениям кинолюбителей. Только иностранные модели любительских 8-мм кинокамер позволяли записывать звук на магнитную дорожку киноплёнки, но отечественным кинолюбителям они были недоступны, да и за рубежом не получили широкого распространения. Эти обстоятельства стали решающими после появления бытовых видеокамер, позволявших легко записывать синхронную фонограмму. С середины 1990-х годов бытовая видеозапись полностью вытеснила любительскую киносъёмку.
Синхронная съёмка.