18-10-2023
«Свободная мысль» — документальная программа, проводимая в рамках Московского Международного кинофестиваля (ММКФ) с 2006 года.
Кураторы программы — лауреат премий «Ника», «Золотой Орёл», «Тэфи» и «Эмми» режиссёр Сергей Мирошниченко, а также продюсер и кинокритик Григорий Либергал.
Учитывая заинтересованность критики и аудитории к неигровому кино, авторы программы создали уникальный формат «Свободной мысли», включающий в себя недоступные российскому зрителю шедевры мирового документального кинематографа. Показы программы «Свободная мысль» в рамках ММКФ способствуют возвращению массового зрителя в кинотеатры на просмотры неигровых картин, а также развитию проката документального кино на телевидении.
С октября 2010 на телеканале «Культура» стартовало ток-шоу «Смотрим. Обсуждаем» с показом лучших документальных картин со всего мира, основанного на фильмах, показанных в рамках программы «Свободная мысль». Ведущий — Владимир Хотиненко. Ток-шоу выходит в эфир каждую субботу в вечерний прайм-тайм. Художественными руководителями проекта выступают также Сергей Мирошниченко и Григорий Либергал
В 2011 году объявлено о возвращении конкурса документальных фильмов в программу ММКФ. В конкурсную программу войдут 7 полнометражных документальных работ. Основная направленность программы — это коммерчески успешное зрительское кино. Во внеконкурсной программе «Свободной мысли» останется 14 картин. Они по-прежнему будут отбираться среди шедевров мирового документального кинематографа.
Международное жюри в составе: режиссёр, председатель Гильдии режиссёров США Майкл Аптед (США); кинокритик, основатель Европейской документальной сети Туе Стин Мюллер (Дания); кинорежиссёр Александр Гутман (Россия) присудило приз за лучший документальный фильм 33 Московского Международного кинофестиваля фильму «В ад и обратно», режиссёр Данфунг Деннис.
Возвращение конкурсной документальной программы, пожалуй, одно из самых ярких и знаковых событий на Московском Кинофестивале этого года. После 22-летнего перерыва конкурс открывается вновь — теперь уже в рамках документальной программы «Свободная Мысль». Примечательно, что с самого момента основания Московского кинофестиваля в 1959 году конкурсный показ документальных фильмов неизменно присутствовал на фестивальных площадках тех лет. А в 1989 году эта традиция, к сожалению, была прервана.
С 2011 года на Московском Международном Кинофестивале вновь станет на одну статуэтку «Святого Георгия» больше и присуждаться она будет в номинации «Лучший документальный фильм». В конкурсную программу этого года войдет 7 полнометражных документальных лент. Среди них лента британского режиссёра Джеммы Этуол «Марафонец», фильм «Сенна» о бразильском гонщике Формулы-1 Ауртоне Сенне, германо-российский проект «Счастливые люди. Год в Тайге» режиссёра Дмитрия Васюкова, при авторском и продюсерском участии Вернера Херцога. Создателей При выборе конкурсных картин организаторы программы «Свободная мысль» по-прежнему руководствовались основным критерием — коммерчески успешное зрительское кино.
Лучшую же документальную картину года определят российский режиссёр и оператор Александр Гутман, датский кинокритик Туе Стин Мюллер и председатель жюри, английский кинорежиссёр, сценарист и актёр Майкл Аптед.
Заслуженный деятель искусств РФ Александр Гутман — победитель многих зарубежных и отечественных фестивалей, его режиссёрская фильмография насчитывает более 40 работ, которые обладают индивидуальным авторским почерком и стилем. Датский кинокритик Туе Стин Мюллер, основатель сети European Documentary Network, работает в области документального кино уже более 20 лет — пишет обзоры и статьи, ведет мастер-классы в более, чем 30 странах мира. В 2004 году Туе Стин Мюллер был награждён призом за вклад в европейское документальное кино и культуру. Председатель жюри, английский режиссёр Майкл Аптед — один из самых плодовитых и разноплановых британских режиссёров нашего времени, успешно работающих как в игровом, так и в документальном кино. Среди его работ — документальный фильм «Долгая дорога домой» (The Long Way Home) о творчестве Бориса Гребенщикова и о первой студийной записи советского музыканта на Западе, знаменитый документальный проект 7 Up, начатый ещё в 1964 году и успешно продолжающийся в наши дни, одна из серий бондианы — «И целого мира мало», а также фэнтази «Хроники Нарнии». С 2003 года Майкл Аптед является президентом Гильдии режиссёров Америки.
Напомним, что помимо документального конкурса, на ММКФ, как и всегда, будет показана программа современного документального кино «Свободная мысль», в которую по традиции войдут 17 лучших документальных картин года. Среди них победитель IDFA фильм голландского режиссёра Леонарда Ретел Хелмриха «Положение среди звезд» (Position Among The Stars). Это последний фильм в трилогии Хелмриха об Индонезии. Через многолетнее наблюдение за жизнью обычной семьи режиссёр выстраивает портрет современной страны, показывая контрасты между провинциальной и столичной жизнью, религией и глобализацией, богатыми и бедными жителями.
Обладатель многочисленных призов и наград, среди которых Гран-при фестиваля в Нионе, датский фильм «В бесконечность» (Into Eternity) поднимает актуальную для всего мира тему — захоронение высокорадиоактивных отходов. Фильм рассказывает о первом постоянном хранилище в Финляндии. Как только хранилище заполнится, оно будет закрыто, чтобы никогда не быть открытым снова.
Известная и любимая зрителями по прошлогоднему фильму «Свалка» (впоследствии номинированному на «Оскар») Люси Уокер в этом году представит свою новую работу «Отсчет до нуля» (Countdown To Zero). Этот фильм — увлекательный и пугающий анализ новых угроз, которые предсталяет ядерное оружие в современном мире.
Американский режиссёр Морган Сперлок («Supersize Me») вновь отправляется в комедийное исследование. На этот раз предмет его пристального интереса — мир рекламы. Снятый полностью на деньги от продакт-плэйсмента, «Самый лучший из всех проданных фильмов» (The Greatest Movie Ever Sold) раскроет тайны рекламного мира и логику его существования.
В этом году «Свободная мысль» совместно с программой «Перспективы» представят документальную картину в формате 3D известного немецкого режиссёра Вима Вендерса «Пина» (Pina). Это элегантное, чувственное произведение — биография замечательного хореографа Пины Бауш.
Всего же во внеконкурсной программе этого года будет показано 17 работ. 7 конкурсных документальных фильмов будут показаны во 2-м зале мультиплекса «Октябрь», сеансы же неконкурсной программы «Свободная мысль», как и прежде, будут проходить в 5-м зале с 23 июня по 2 июля 2011 года.
№ | Фильм | Оригинальное название | Режиссёр | Страна |
---|---|---|---|---|
1 | Чешский мир | чеш. Český mír | Филип Ремунда (чеш. Filip Remunda) и Вит Клусак (чеш. Vít Klusák) | Чехия |
2 | Вечерняя страна | Abendland | Николаус Гейрхальтер | Австрия |
3 | Рамин | Ramin | Аудрюс Стонис | Латвия Грузия |
4 | Марафонец | Marathon Boy | Джемма Атвал | Великобритания Индия |
5 | В ад и обратно | Hell and back again | Данфунг Деннис | США |
6 | Счастливые люди: Год в тайге | Happy People: A year in the Tayga | Дмитрий Васюков, Вернер Херцог | Россия Германия |
7 | Сенна | Senna | Азиф Кападия | Великобритания Франция |
Михаэль Мадсен, 75 мин., Дания
Люси Уокер, 91 мин., США
Леонард Ретель-Хельмрих, 109 мин., Нидерланды
Лиз Гарбус, 93 мин., США
Даниэль Анастасьон, Эрик Штраусс, 84 мин., США
Татьяна Уэсо Мексика, 100 мин., Мексика
Ким Лонджинотто, 96 мин., Великобритания, Индия
Павел Клоц, 98 мин., Польша
Дэвид Бонд, 80 мин., Великобритания
Стурла Гуннарссон, 93 мин., Канада
Зейна Даккаш, 78 мин., Ливан
Морган Спёрлок, 90 мин., США
Марцин Кошалка, 29 мин., Польша
Карен Гудман, Керк Саймон, 40 мин., США
Эмели Валлгрен, Ина Холмквист, 28 мин., Швеция
Марта Минорович, 24 мин., Польша
2 июня на официальной пресс-конференции 32-го Московского Международного кинофестиваля программа была объявлена пятой, юбилейной программой «Свободной мысли».
В программу включены 23 фильма, среди которых — полнометражные и короткометражные фильмы-победители фестивалей Sundance, IDFA, DOK Leipzig, Yamagata IFF и многих других. Большая часть фильмов будет показана на 35 мм кинопленке. Особым событием программы станет приезд Марцеля и Павла Лозинських — известнейших польских документалистов.
Стоит отметить, что в этом году создатели программы расширили и географию фестивалей, и к списку западных фестивалей класса «А» присоединились главные фестивальные киноплощадки Азии, усилив и обогатив «Свободную мысль». В программу вошли фильмы-победители японского фестиваля Ямагата (Yamagata IDFF) и Международного документального кинофестиваля в Гуанчьжоу (Китай).
По результатам зрительского голосования, наибольших симпатий заслужил фильм The Yes Men Fix the World
№ | Фильм | Оригинальное название | Режиссёр | Награды | Страна |
---|---|---|---|---|---|
1 | Бухта | The Cove | Луи Психойоса | Премия «Оскар» за лучший полнометражный документальный фильм (2010).
Приз публики Амстердамского кинофестиваля (2009). Приз публики документального фестиваля «Сильвердокс» (2009). Приз публики кинофестиваля в Санденсе (2009). |
США |
2 | Согласные на все наводят порядок в мире | The Yes Men Fix the World | Энди Бихльбаум Майк БонанноКурт Энгфер | Приз DOC U! Амстердамского кинофестиваля (2009).
Приз зрительских симпатий программы «Панорама» Берлинского кинофестиваля(2009). |
США |
3 | Пианомания | Pianomania | Роберт Цибис, Лилиан Франк | Приз на «Неделе критики» 62-го кинофестиваля в Локарно. | Германия, Австрия |
4 | До востребования | Poste Restante | Марцель Лозинский | «Серебряный дракон» за лучшую режиссуру, приз ФИПРЕССИ на кинофестиваля в Кракове (2009).
Приз Европейской киноакадемии за лучший короткометражный фильм (2009). |
Польша |
5 | Химия | Chemo | Павел Лозинский | Приз на фестивале документального кино в Лейпциге (2009);
Приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Кракове (2009) «Приз Европа» за лучший документальный фильм (2009); Приз за лучшую режиссуру кинофестиваля «Один мир» (2010). |
Польша |
6 | Самый опасный человек в Америке | The Most Dangerous Man in America | Джудит Эрлих, Рик Голдсмит | Специальный приз жюри на кинофестивале документального кино в Амстердаме (2009)
Номинация на «Оскар» за лучший документальный фильм (2010). |
США |
7 | Игрок | The Player | Джон Аппель | Лучший голландский фильм на Международном фестивале документальных фильмов в Амстердаме (2009). | Нидерланды |
8 | Мы живем на людях | We Live In Public | Онди Тимонер | Гран-при кинофестиваля в Санденсе (2009). | США |
9 | Еще один идеальный мир | Another Perfect World | Фемке Волтинг, Йорин ван Нес | Приз Международного фестиваля документального кино в Гуанчжоу. | Нидерланды |
10 | Рестрепо | Restrepo | Себастьян Юнгер | Гран-при кинофестиваля в Санденсе (2010). | США |
11 | Безумная жизнь | La vida loca | Кристиан Поведа | Франция, Испания, Мексика |
|
12 | Незаконченный фильм | A Film Unfinished | Яэль Херсонски | Приз за лучший монтаж на кинофестивале в Санденсе (2010) | Израиль, Германия |
13 | Женщина с пятью слонами | The Woman with the Five Elephants | Вадим Ендрейко | Премия швейцарской киноакадемии за лучший документальный фильм года (2010).
Приз на кинофоруме «ВАКА» (2010). Приз кинофестиваля документальных фильмов в Лейпциге (2009). |
Швейцария, Германия |
14 | Танец:- Балет Парижской Оперы | La Danse — The Paris Opera Ballet | Фредерик Уайзман | Франция, США |
|
15 | ОКЕАНЫ | OCEANS | Жак Перрен | Франция, Швейцария, Испания, Монако, США |
|
16 | Последний сценарий | The Last Screenplay | Хавьер Эспада, Гайзка Уррести | Лучший фильм на Международном кинофестивале в Леоне;
Специальный приз на фестивале в Напе; Специальное упоминание на Современном фестивале в Триестре; Специальное упоминание на Фестивале независимого кино Монпокс (Колумбия) |
Испания |
17 | Снежный зверек | Lumikko | Мийя Терво | Финляндия | |
18 | Железные вороны | Iron Crows | Бон Нам Пак | Приз за лучший среднеметражный фильм на фестивале в Амстердаме (2009). | Республика Корея |
19 | Свалка | Waste Land | Люси Уокер | Приз зрительских симпатий на кинофестивале в Санденсе (2010).
Приз Amnesty International и приз зрительских симпатий программы «Панорама» Берлинского кинофестиваля (2010). |
Бразилия, Великобритания |
20 | Последний поезд домой | Last Train Home | Лисинь Фань | Лучший полнометражный фильм Амстердамского кинофестиваля (2009).
Участник официальной программы кинофестиваля в Санденсе (2010). |
Канада, КНР |
21 | Крепость | фр. La forteresse | Фернан Мельгар фр. Fernand Melgar | «Золотой леопард» кинофестиваля в Локарно (2008).
Приз Амстердамского кинофестиваля (2009). Гран-при и особое упоминание Монреальского кинофестиваля (2009). |
Швейцария |
22 | Бананы | Bananas | Герттен, Фредрик | Швейцария, Нидерланды, Испания |
|
23 | От Арарата до Зиона | From Ararat To Zion | Эдгар Багдасарян | Армения |
В 2009 году программа шедевров мирового документального кино состоит из 21 картины. В сумме, авторы этих картин вместе «собрали» более 70 самых престижных призов и премий за период 2008—2009 гг. Также впервые в этом году в программу были включены короткометражные лидеры международных кинофестивалей. Кроме этого, небывалый интерес к документальному кино дал авторам и организаторам фестиваля возможность осуществлять повторные показы картин. Всего программу посетило более 7500 человек.
По результатам зрительского голосования наибольший интерес вызвал фильм «Избранный» // Unmistaken Child израильского режиссёра Нати Барац. Второе место публика присудила картине легендарного немецкого кинорежиссёра Вернера Херцога «Встречи на краю света» («Encounters at the End of the World»). Ленте Джеймса Марша «Человек на проволоке» («Man on Wire») совместного производства США и Великобритании досталось третье место
Фильмы программы:
В 2008 году были показаны 18 эксклюзивных полнометражных картин, которые были отмечены на наиболее престижных международных кинофорумах. Все 18 кинофильмов отражают разные стороны неигрового кинематографа: фильм-портрет; классические европейские ленты, снятые в жанре длительного наблюдения; социально и политически острые конфликты; динамичные эксперименты как признанных, так и молодых режиссёров.
В ходе зрительского голосования наибольший интерес вызвал фильм «Патти Смит: мечта жизни», реж. Стивен Себринг
В 2007 году показ современных шедевров документального кино с большим успехом был продолжен. Впервые было проведено голосование зрительских симпатий, в котором победил фильм «Монастырь»
Впервые шедевры мирового документального кино были показаны в рамках ММКФ в 2006 году. Тогда российским зрителям было представлено десять картин, получивших главные призы на международных кинофестивалях документального кино в Амстердаме, Марселе и Лейпциге, фильмы-чемпионы европейского и американского проката, арт-хаусные ленты «Белфаст, штат Мэн» Фредерика Уайзмана и «Человек-гризли» Вернера Херцога. Каждый из этих фильмов стал для зрителей открытием.
Фильмы программы:
Свободная мысль дается людям, чтобы они могли сделать свободный выбор. И они сами должны определить, что чёрное, а что белое. И возможно, у каждого человека свое представление о чёрном и белом. Но всегда есть понятие абсолютного зла и насилия, с которым так или иначе борются авторы фильмов, которые мы показываем в программе «Свободная мысль».
К сожалению, в последнее время эта борьба иногда заканчивается гибелью тех, кто делает это кино.
В апреле этого года в Ливии, освещая военный конфликт, погиб известный фоторепортер и режиссёр Тим Хетерингтон. Хетерингтон прославился своими афганскими и либерийскими фоторепортажами, а также документальным фильмом «Рестрепо», который был показан в нашей программе в прошлом году.
В 2009 году в Сальвадоре от рук наркомафии погиб известный французский фотограф и режиссёр Кристиан Поведа. Он снимал документальный фильм «Безумная жизнь» о преступных группировках Центральной Америки. И поплатился за это — фильм вышел на экраны уже после его смерти. Увы, свобода просто так не дается.
Все фильмы, вошедшие в программу этого года, сняты неравнодушными людьми. И не важно, в какой стилистике они сняты, какую форму изложения они имеют, нас, кураторов этой программы, прежде всего волновало одно — обращена ли мысль их создателей на благо людей, защищает ли фильм свободу и ценность человеческой жизни, защищает ли он природу, вроде бы данную нам для счастливой жизни, но отношения с которой у человечества с каждым годом осложняются все новыми и новыми проблемами. Одним словом, мы — за торжество жизни и свободу выбора.
К счастью, мир — не шахматная доска, и мы, люди, не безвольные фигуры на ней, управляемые невидимой рукой. И мы верим, что никому никогда не удастся превратить живой мир в пусть умную, но все-таки в игру.
Сергей Мирошниченко, Григорий Либергал, Кураторы документальной программы ММКФ
Каждый человек может изменить мир. Без него 100 — это всего лишь 99
Мы как-то привыкли к безропотности, а это приводит к вседозволенности. Мы забыли, что один человек может сделать многое. То, что он может сделать многое во имя зла, нас не удивляет. Но то, что человек делает на благо других людей, во имя светлых идей, в это верится с трудом.
Мы рады, что наша программа документальных фильмов этого года настраивает нас на то, что ещё не все потеряно, что человек может сделать многое во имя защиты природы, прав униженных людей. Он может высмеять глупость и этим ограничить её власть. Но что ещё вдохновляет нас в этой программе, что как только появляется умный и талантливый подвижник, вокруг него сразу же собираются единомышленники.
Один из наших героев — сборщик мусора в Бразилии — произносит такую фразу: «Я стараюсь объяснять людям, что можно использовать вторично, а что пойдет в компост. Иногда мне говорят: „Подумаешь, одна банка из-под пива!“ Но эта одна банка чрезвычайно важна. Потому что 99 — это не 100, и вся разница в этой одной банке». Сегодня очень важно помнить, что 99 это ещё не 100, вне зависимости, относится это к банке или к выбору человека. Каждый может что-то поменять в этом мире в лучшую сторону. И не важно, кто он — рабочий бразильской свалки, выдающийся всемирно известный настройщик роялей, защитник дельфинов, прозревший политик или сосед по больничной койке. В фильме выдающегося польского режиссёра Марцеля Лозинского есть великий образ — послания, уходящие вникуда. Мы думаем, что наша программа состоит из посланий, которые дойдут до сердца каждого зрителя, ради которого мы все это и делаем.
У нашей программы «Свободная мысль» в этом году юбилей — пять лет. Как обычно, мы отобрали все самое лучшее в мировом документальном кинематографе за последний год. Фильмы программы — победители крупнейших мировых фестивалей, лауреаты и номинанты премии Оскар, обладатели призов фестивалей в Амстердаме, Лейпциге, Неоне и многих других авторитетных киносмотров. Кроме этого, мы расширили географию фестивалей, и к списку западных фестивалей класса «А» присоединились главные фестивальные киноплощадки Азии, усилив и обогатив программу этого года. Это фестивали документального кино в Ямагате (Япония) и в Гуаньчжоу (Китай).
Как и всегда, в нашей программе представлены выдающиеся звезды документального кино, такие как Фредерик Вайзман, Жак Перрен, Марцель и Павел Лозинские, а также Кристиан Поведа (в программе будет представлена его последняя работа «Безумная жизнь») и многие другие.
Мы рады, что «Свободная мысль» летит дальше, оставляя надежду на то, что документальное кино может влиять на мир и менять его к лучшему.
Кураторы программы
Сергей Мирошниченко Григорий Либергал
«Граница между добром и злом проходит через все страны, через все партии, через все классы, через всех людей, по сердцу каждого человека. И даже в сердце каждого человека эта граница меняется со временем» А. И. Солженицын
Начиная с 2006 года в рамках Документальной программы «Свободная мысль» было показано 43 шедевра мирового документального кино. И мы не ошиблись в нашем начинании — наши зрители были тем главным индикатором, который позволил нам с уверенностью смотреть на перспективы развития нашей программы и дальнейшего продвижения документального кино как на телевидении, так и в кинозалах.
В этом году, как и во все предыдущие годы, основными участниками нашей программы «Свободная мысль» являются фильмы-победители крупнейших международных фестивалей, таких как Сандэнс, ФулФрэйм, Амстердам, Ляйпциг, Неон, а также фильмы, которые получили американский «Оскар» и приз Европейской киноакадемии за лучший документальный фильм года. Как и всегда мы включали в программу фильмы, которые получили большие кассовые сборы в прокате и высокий рейтинг на телевидении. Мы по-прежнему считаем, что кино должно быть обращено к зрителю и поэтому верим, что все наши фильмы будут иметь большой успех и у зрителей Московского кинофестиваля.
В этом году в нашей программе будут представлены такие выдающиеся режиссёры как Алекс Гибни, Джеймс Марш, Вернер Херцог, Хелена Тржештикова, Эрвин Вагенхофер и другие талантливые мастера. Вся программа будет показана на территории России впервые.
Отсматривая картины, мы поняли, что художники-документалисты обратились к внутреннему миру человека, к его месту в обществе и к его способности сопротивляться глобальным проявлениям зла во всех его видах. Большой русский писатель Александр Солженицын в своем последнем интервью дал определение добра и зла: «Граница между добром и злом проходит через все страны, через все партии, через все классы, через всех людей, по сердцу каждого человека. И даже в сердце каждого человека эта граница меняется со временем. Она всегда отступает, то расширяя добро, то расширяя зло. Люди не бывают одинаковы за всю жизнь. Они в течение жизни меняются, и их доля в добре и зле разная».
Авторы представленных фильмов стараются эту границу сдвинуть в сторону добра, и мы рады помочь им своим скромным трудом.
Григорий Либергал, Сергей Мирошниченко
Удержать наш мир от катастрофы может только свободная и разумная мысль.
Огромный успех полнометражного документального кино на экранах Европы стал толчком к разработке одного из интереснейших проектов Московского международного кинофестиваля — программы документальных фильмов «Свободная мысль».
Учитывая заинтересованность критики и аудитории к неигровому кино, авторы программы создали уникальный формат «Свободной мысли», включающий в себя недоступные российскому зрителю шедевры мирового документального кинематографа. В 2008 году будут показаны 18 эксклюзивных полнометражных картин, которые были отмечены на наиболее престижных международных кинофорумах.
Все 18 кинофильмов отражают разные стороны неигрового кинематографа: фильм-портрет; классические европейские ленты, снятые в жанре длительного наблюдения; социально и политически острые конфликты; динамичные эксперименты как признанных, так и молодых режиссёров.
Впервые шедевры мирового документального кино были показаны в рамках ММКФ в 2006 году. Тогда российским зрителям было представлено десять картин, получивших главные призы на международных кинофестивалях документального кино в Амстердаме, Марселе и Лейпциге, фильмы-чемпионы европейского и американского проката, арт-хаусные ленты «Белфаст, штат Мэн» Фредерика Уайзмана и «Человек-гризли» Вернера Херцога. Каждый из этих фильмов стал для зрителей открытием. В 2007 году показ современных шедевров документального кино с большим успехом был продолжен.
Показы программы «Свободная мысль» в рамках ММКФ способствуют возвращению массового зрителя в кинотеатры на просмотры неигровых картин, а также развитию проката документального кино на телевидении.
Составители программы Сергей Мирошниченко, Григорий Либергал
Современное документальное кино — это своеобразный мост между правдой и истиной
Дорогие друзья! Программа документального кино «Свободная мысль» проходит в рамках Московского кинофестиваля уже второй раз. Конечно, сказалось особое отношение к документальному кино Президента фестиваля Никиты Сергеевича Михалкова. Но если бы зритель не пришёл в залы и не поверил нам, этой программы не было бы.
В 2007 году мы продолжаем показ современных шедевров документального кино. Среди представленных фильмов есть обладатели «Оскара», «Эмми», главных призов Амстердамского фестиваля, Sundance и многих других важнейшей наград.
Современное документальное кино — это своеобразный мост между войной и миром, между обособленностью и способностью к взаимопониманию, между свободой и несвободой, между безверием и верой, а в конечном итоге между правдой и истиной.
Составители программы Сергей Мирошниченко, Григорий Либергал
Документальное кино благодаря техническому прогрессу сделало стремительный скачок в развитии формы. Легкие, подвижные камеры стали похожи на перо литератора или на кисть художника, все более и более освобождая режиссёра от условностей, мешавших в прошлом приблизиться кинематографистам к правде и истине. Свобода и гиперреальность съемок поставили перед документалистами другую задачу — приближение к тайнам бытия, при этом автор за свободой формы не должен потерять мысль.
Настоящее документальное кино в своих лучших примерах сегодня может соперничать по уровню обобщения с серьёзной современной литературой и философией. Но благодаря аудиовизуальным средствам «Свободная мысль» доносится до человека наиболее доступным способом.
В нашей программе мы покажем яркие звезды на документальном небосклоне. Это победители главных кинофестивалей, обладатели самых престижных мировых наград, а также документальные хиты, с успехом показанные в кинозалах Европы и Америки.
Надеемся, что документальная программа после двадцатисемилетнего перерыва вернулась на Московский Международный кинофестиваль всерьез и надолго.
Составители программы Сергей Мирошниченко, Григорий Либергал
Свободная мысль (Московский кинофестиваль).