Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Расово-антропологическая школа

19-08-2023

Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино. Иногда её также называют антропосоциологией.

Содержание

Идеи расово-антропологической школы

Общие черты и положения этого направления в социологии таковы[1]:

  • представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;
  • отрицание существования равенства рас;
  • деление рас на «высшие» и «низшие»;
  • интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;
  • оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями[2].

Представители расово-антропологической школы

Критика расово-антропологической школы

Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX—XX в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались, доказывались произвольность и ценносто-предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т. д. Критики заявляли, что культурные различия между расами определяются не физиологическими расовыми факторами, а средой, в которой они развивались. Большую роль в этой критике сыграли работы Ф. Боаса, Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца, С.Оссовского и др.[2]

На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-антропологической школы не присутствует в более или менее значительных социологических теориях. Оно, однако, присутствует в идеологиях и идеологических программах различных режимов и политических движений[3].

Литература

  • Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang. Doctrines racistes a la francaise. — М.: Ладомир, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-86218-473-0

Ссылки

  • Расово-антропологическая школа — статья из Большой советской энциклопедии
  • Е.А. Кечина. Расово-антропологическая школа // Энциклопедия социологии.
  • В.Г. Николаев. Расово-антропологическая школа // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах. Главный редактор и составитель С.Я.Левит. СПб.: Университетская книга, 1998.
  • Гофман А.Б. Биологический редукционизм: расово-антропологическая школа // Лекции по социологии, 1997.

См. также

Примечания

  1. Расово-антропологическая школа// Энциклопедия социологии
  2. ↑ В.Г. Николаев. Расово-антропологическая школа // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах. Главный редактор и составитель С.Я.Левит. СПб.: Университетская книга, 1998
  3. Биологический редукционизм: расово-антропологическая школа // Лекции по социологии, 1997

Расово-антропологическая школа.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15