19-06-2024
Ариберт Райман (нем. Aribert Reimann, 4 мая 1936, Берлин) – немецкий композитор.
Содержание |
Отец - музыкальный педагог, мать - певица. В Высшей школе музыки Берлина изучал композицию под началом Бориса Блахера, контрапункт — у Эрнста Пеппинга, игру на фортепиано — у Отто Рауша. С конца 1950-х годов выступал как пианист и аккомпаниатор (в том числе, аккомпанировал Д.Фишеру-Дискау, Б. Фассбендер и Э. Грюммер). Изучал музыковедение в Венском университете (1958). Преподавал современную песню в гамбургской (1974-1983) и берлинской (1983-1998) Высших школах искусств (1983-1998), среди его учеников Клаудиа Бараински. Живёт в Берлине.
Тяготеет к опере и вокальным жанрам. Писал музыку на тексты Сапфо, Микеланджело, Шекспира, Байрона, Шелли, Джойса, Э.По, Дикинсон, Каммингса, С.Плат, Гёльдерлина, Эйхендорфа, Рильке, Х.Арпа, Бодлера, Хименеса, Павезе, Пауля Целана.
В ранних работах ощущается влияние Веберна, но в то же время и песен Шуберта и Шумана, переложениями которых он неоднократно занимался. Аналогично в дебютных сценических работах берговское начало уравновешивалось вагнеровским и, в меньшей степени, отголосками опер Вайля, Хиндемита и Дебюсси.
Наиболее значительными из опер Раймана считаются «Лир» (поставлена в Мюнхене в 1978 году с инициировавшим её написание Фишером-Дискау в главной роли) и «Замок» (премьера состоялась в Берлине в 1992 году). Работу над операми чередует с сочинением вокальных циклов, среди которых особое место занимают сочинения, вдохновлённые лирикой Целана, с которым Райман был знаком лично.
Впервые к поэзии Целана композитор обратился в цикле «Пять стихотворений» (1960). Вехой в творчестве композитора стал «Цикл» (1971) для баритона с оркестром (написан для Фишера-Дискау), созданный уже после гибели поэта на стихи его последнего прижизненного сборника «Поворот дыхания» (1967). Премьера сочинения была приурочена к празднованию 500-летнего юбилея Альбрехта Дюрера в Нюрнберге. В числе работ последних лет, отличающихся особой аскетичностью языка - цикл «Kumi Ori» («Восстань, светись») для баритона с оркестром (1999), название которого отсылает к строке из сборника Целана «Световолие» (1970); песня «Полюсы, что в нас» («Die Pole sind in uns», 1995, для баритона и фортепиано), цикл «Пять стихотворений Пауля Целана [из посмертно изданного сборника «Подворье времени», 1976]» (1994/2001 для контратенора и фортепиано).
Удостоен многочисленных премий и наград, включая Большой Германский крест За Заслуги (1985), Берлинский Орден За заслуги (1995), баварский Орден Максимилиана «За достижения в науке и искусстве» (2003). Премия Эрнста фон Сименса (2011) и др.
Райман рабитс, рейман фейс, сколько лет елене райман, райман хамзатовна.
Категория:Игроки КХТ «Волга-Телеком», Хеб-сед, Елабужский государственный педагогический университет, Криц, Леонид, Обсуждение:Нэт Вэй.