21-10-2023
Рабиа аль-Адавия араб. رابعة العدوية القيسية |
|
---|---|
Род дея- тельности: |
исламский богослов |
Рождение: | 717 Басра[1] |
Смерть: | 801 Басра[1] |
Подданство: | Омейядский халифат Аббасидский халифат |
Страна: | Ирак |
Школа, течение: | суннитка, аскет |
Рабиа аль-Адавия аль-Басри́ (араб. رابعة العدوية القيسية; 717, Басра — 801, Елеонская гора[2]) — видная представительница басрийской школы аскетов (зухд), героиня многочисленных исламских притч, прославляющих бескорыстную любовь к Богу.
До наших дней сохранились фрагментарные и, иногда, полулегендарные сведения о жизни Рабии аль-Адавии.[3] Исследователь суфизма Маргарет Смит (англ.) отмечает, что иногда в трудах средневековых авторов аль-Адавия путалась со своей тёзкой Рабией из Сирии, умершей за 40 лет до Басри.[4] Одно из наиболее полных жизнеописаний было оставлено персидским поэтом Фаридом ад-Дин Аттаром, жившим в XII веке.[5] Родилась в бедной семье в городе Басре.[6] О родителях не сохранилось исторических сведений. Тот факт, что Рабию не называли по имени отца, как это принято для незамужних женщин в Исламе, возможно свидетельствует о том, что она была рабыней.[7] По некоторым источникам, рано оставшись сиротой, она была продана разбойниками в рабство. Однажды очередной из её хозяев настолько тронут её преданностью и молитвам Богу, что отпустил её на волю.[6] Так или иначе, освободившись от рабства аль-Адавия стала полностью свободной женщиной, над которой не было обычной опеки родственников-мужчин.[7]
Аттар приводил легенду, связанную с рождением Басри. У её отца уже было трое дочерей, и поэтому новорожденную назвали Рабией (Четвёртой). В доме не было масла для светильника, но мать хотела увидеть младшую дочь, а отец дав обет ничего не просить у существ, созданных Богом, ничем не мог ей помочь. Во сне к нему явился пророк Мухаммед и предрёк, что его дочь станет великой святой, приказав обратиться к эмиру Басры за деньгами — помощь беднякам должна была стать искуплением эмиру за нарушение обета.[8]
По возвращении, Рабия стала известна как одна из величайших исламских аскетов, отказавшись от брака и умышленно живя в бедности.[2] Большую часть жизни она провела в городе, где родилась — Басре.[9] Рабия аль-Адавия стала одним из центральных персонажей многочисленных притч и легенд, в которых подчёркивалась идея о бескорыстной и всепоглощающей любви к Богу, во имя которой она отреклась от земных благ.[10]
Современником Рабии был Хасан аль-Басри, также считающийся одним из первых исламских аскетов. На его проповеди регулярно приходила Рабия. Однажды, когда она не появилась вовремя, он не начал проповедь и слушатели поинтересовались, кого он ждёт. Хасан ответил, что какая бы мудрость ни была в его словах, они приходят к нему из сердца Рабии.[11]
Руки Рабии просили эмир Басры Мухаммед бин Сулейман и множество благочестивых людей, однако дать верные ответы на четыре вопроса, без которых она даже не рассматривала предложение, смог только Хасан.[12] Однако и на его предложение последовал ответ, что Рабия прекратила своё существование и полностью покинула себя, что её существование во Всевышнем. В дальнейшем многие из легенд рассказывают про обоих — Рабию и Хасана.[13]
Считается, что Рабия похоронена на Елеонской горе, в месте, где находится мечеть XVII-го века.[14]
Мудрость по мнению аль-Адавии заключалась в знании Бога и полной преданности ему. Величие человека заключалось в следующих вещах: чистоте сердца, молитвах, преданности и вере в защиту Всевышнего и направлении всех своих помыслов на Бога.[15] Аль-Адавия учила, что тот, кто отдаётся на милость Всевышнего, находится под Его защитой.[16]
В описаниях аль-Адавия предстаёт полностью отрекшейся от мира.[17] Её аскетичный и простой образ жизни являлся средством ухода от мирских конфликтов, что роднило её взгляды с уставом францисканцев.[18] Согласно одной из легенд, ученик, заметивший, что Рабия проводит в молитвах всю ночь, спя лишь короткое время в конце дня, спросил существует ли что-то, что она хотела бы поесть. Рабия ответила: «Ты знаешь, что я люблю финики, которые растут здесь в изобилии. Но я не съела ни одного, так как я слуга одного Господина и у меня есть немного скромных обязанностей. Или я буду есть, или довольствуюсь тем, что Возлюбленный (так называли суфии Бога) пошлёт мне.»[19]
На вопросы о Рае, Рабия отвечала «Сначала Сосед, потом дом». Согласно пояснениям аль-Газали это означало, что она стремилась не к Раю, а к Господу.[20] Позднее её учение войдет в суфийскую концепцию о надежде и страхе.[21]
Суфизм | |
---|---|
Тарикаты | Бадавия • Бекташи • Кадырия • Кубравия • Мевлеви • Накшбандия • Рифаия • Сухравардия • Халватия • Чиштия • Шазилия • Ясавия |
Персоналии | аль-Газали • аль-Джунайд • Ибн Араби • Рабиа аль-Адавия • Руми • Халладж • Аль-Бадави • Ад-Дисуки |
Терминология | Ваджд • Вахдат аль-вуджуд • Вахдат аш-шухуд • Гайб • Зикр • Инсан камиль • Макам • Нафс • Сама • Силсила • Тарикат • Хакикат • Фана |
Ранги | Авлия • Ариф • Дервиш • Ишан • Кутб • Муршид • Мюрид • Пир • Факир • Эфенди |
Категория · Commons · Портал |
Мусульманки | ||
---|---|---|
Библейские женщины | ||
Семья пророка Мухаммеда |
Мать: Амина | Жёны пророка Мухаммеда | дочери: Зайнаб · Рукайя · Умм Кульсум · Фатима | внучки: Зайнаб бинт Али
|
|
Сподвижницы Мухаммеда | ||
Мусульманки-политики | ||
Известные мусульманки |
Рабиа аль-Адавия · Рания аль-Абдулла
|
|
Хиджаб · Брак · Секс · Феминизм |
Рабиа аль-Адавия.