23-10-2023
Состав аккорда: | ||
большая секунда | ||
большая секста | ||
большая терция | ||
малая септима | ||
увеличенная кварта | ||
прима |
Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское шестизвучие) — звуковой комплекс, который использовался А. Н. Скрябиным в «Поэме огня» в качестве основы для одновременных и последовательных музыкальных звукосочетаний. Этот способ музыкальной дедукции, заключавшийся в создании музыкальной ткани из определённой структуры, являлся новаторским для 1910 года (когда была закончена работа над музыкальной поэмой) и неоднократно использовался впоследствии[1].
В «Поэме огня» Скрябин отказался от общепринятых гармонально-тонических принципов, а прометеев аккорд стал причиной дискуссий в музыкальном мире. Впоследствии специалисты его называли «знаменем музыкального мышления новой стилистической эпохи»[2], а также «„вратами“ в область авангардного музыкального мышления ХХ века»[3]. Вслед за прометеевым аккордом ещё одним примером новой гармонии стал аккорд Петрушки Стравинского[3].
По мнению некоторых искусствоведов, прометеев аккорд также является примером космической темы в творчестве Скрябина[4].
Аккорд состоит из следующих звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез[1].
Аккорды | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По типу |
|
||||||||
По функции |
|
||||||||
Именованные |
Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский |
Прометеев аккорд.