18-10-2023
Произведение с недоступным правообладателем (англ. Orphan work — «бесхозное произведение») — произведения, в отношении которых вероятно не истёк срок действия авторского права, но в то же время не существует возможности найти правообладателя. Такие произведения нельзя публиковать и доступ к ним возможен только в библиотеках, архивах или частных коллекциях. В частности, такие работы не могут быть разрешены к публикации в интернете, как и не разрешено включать их в антологии или использовать частично в других работах. Проблема таких произведений сильно ограничивает сферу общественного достояния, поскольку ввиду отсутствия зарегистрированных данных о владельцах имущественных прав значительная часть произведений, которые могли бы быть доступны как общественное достояние, имеют неопределённый правовой статус.
Проблема работ с недоступным правообладателем возникла вследствие постоянного продления срока охраны авторских прав при отсутствии новых и отказе существующих систем регистрации владельцев этих прав[1].
Точный процент работ, которые попадают в эту категорию, подсчитать невозможно, однако он является весьма значительным. Например, по данным Библиотеки Конгресса, около 85 % музыкальных записей, созданных до 1968 года, хранящихся в этой библиотеке, не могут быть распространены среди общественности вне стен учреждения именно в связи с невозможностью установить правообладателей[2].
В США проблему сиротских произведений пытались решить многократно. В частности, в конце 1990-х годов был принят закон Fairness in Music Licensing Act, расширивший сферу добросовестного использования музыкальных произведений с недоступным правообладателем, а также таких, которые давно не переиздавались.
В 2000 году Европейская комиссия, однако, подала иск в ВТО по поводу нарушения Бернской конвенции со стороны Соединённых Штатов, принявших Fairness in Music Licensing Act. Иск был удовлетворен, и это существенно замедлило решения проблемы произведений с недоступным правообладателем в США.
Новая попытка решения проблемы была осуществлена в США в 2005 году, когда Copyright Office при Библиотеке Конгресса предложил создать т. н. «Фонд мёртвой руки», к которому перечислялась бы определенный процент выгоды от продажи или предоставление доступа к сиротских произведений. Эти средства были бы направлены на выплату роялти авторам, которые заявили бы о своих имущественных правах. Соответствующий законопроект, однако, в 2006 был отклонён Конгрессом в результате протестов со стороны организаций, представляющих интересы групп художников и издателей. Работы по реализации этого закона, однако, продолжаются[3].
Страны Европейского союза пытались различными способами решить проблему сиротских произведений, каждая из этих попыток, однако, имела различные недостатки. В двух странах, (Дания, Венгрия) правовые системы предоставляли некоторые возможности для публикации произведений с недоступным правообладателем, в других (Франция, Нидерланды) пытались обойти проблему с помощью специальных правительственных постановлений, которые позволяли «общественное лицензирование» произведений с недоступным правообладателем определёнными государственными учреждениями[4].
Венгерская система, которая вступила в силу в 1999 году, обязывала документировать поиски правообладателей путём публикации в национальной газете факта обнаружения произведения с недоступным правообладателем, и, если правообладатель не находился, предлагала подавать соответствующее заявление и вносить оплату (в размере около 350 евро) в Патентную службу. В случае принятия заявления Патентная служба предоставляла произведению статус произведения с недоступным правообладателем, что означало возможность его публикации, в частности в коммерческих целях[5]. Эта система однако оказалась малоэффективной — ею воспользовались лишь несколько институтов по относительно небольшому количеству произведений, ещё меньше — коммерческих компаний. В 2009 году эта система была изменена с целью унификации с практикой Евросоюза[6].
В 2007 году Еврокомиссия опубликовала отчёт о сиротских произведений и трудностям их оцифровки[7], который впоследствии был расширен в 2008 и 2009 годах[8]. В мае 2011 года Комиссия объявила окончательный проект директивы[9], который, несмотря на многочисленные критические замечания, поступившие в ходе общественных обсуждений, был принят Европейским парламентом 13 сентября 2012 года. Согласно директиве, право распространения произведений с недоступным правообладателем имеют исключительно некоммерческие культурные учреждения (музеи, архивы, библиотеки) после попытки найти владельца имущественных авторских прав, при этом предоставление доступа может осуществляться только в электронной форме[10].
Другое решение этой проблемы было принято в Канаде, где появилось бюро «мертвой руки», к которому можно обращаться с информацией о том, что несмотря на приложенные усилия, правообладателя произведения найти не удалось, после чего бюро, осуществив проверку данных, предоставляет произведению статус бесхозного[11].
Подобно Канаде, Индия[12], Япония[13] и Южная Корея[14] установили параметры государственного лицензирования для бесхозных работ.
Проблема произведений с недоступным правообладателем поднималась также в России, однако не нашла пока правового решения[15].
Произведение с недоступным правообладателем.