20-04-2023
Оуян Сю | |
---|---|
Син (姓): | Оуян |
Мин (名): | Сю |
Цзы (字): | Юншу (永叔 Yǒngshū) |
Хао (號): | Цзуйвэн (醉翁 Zuìwēng) Люи Цзюши (六一居士 Liùyī Jūshì)¹ |
Ши 謚: | Вэньчжун (文忠 Wénzhōng)² |
1. В конце жизни | |
2. Полное обращение Оуян Вэньчжун-гун Ōuyáng (歐陽文忠公 Wénzhōnggōng) |
Оуян Сю (кит. трад. 歐陽修, упр. 欧阳修, пиньинь: Ōuyáng Xiū) (1007, Лулин, ныне Цзиань, провинция Цзянси (или Мианьян, Сычуань)— 22 сентября 1072, Инчжоу, ныне Фуян, провинция Аньхой) — китайский государственный деятель, историограф, эссеист и поэт эпохи династии Сун. Также известен под вторым именем Юншу, в конце жизни — под придуманным им самим прозвищем «старый пьяница» 醉翁, и как «Отшельник Лю-и» 六一居士, где Лю-и составлено из числительных «шесть» и «один», то есть «один из шести». На вопрос, о каких «шести» идёт речь, он однажды ответил своему гостю, что в его доме всегда есть 10 000 книг, 1 000 древних свитков, в том числе времён династий Ся, Шан и Западная Чжоу, один гуцинь, один набор шахмат и один чайник вина. Проведший жизнь среди этих пяти, он шестой.[1] Его многосторонние дарования ставят его вровень с деятелями европейского Возрождения.[2]
Вместе с Фань Чжунъянем, своим учителем, руководил сунскими реформами 1040-х гг., предвосхитившими реформы Ван Аньши. В 1053 под его руководством была составлена хроника «Исторические записки о пяти династиях», а в 1060 один из важнейших трудов китайской историографии, «Новая история династии Тан». Также был автором крупнейшего палеографического труда эпохи «Собрание древних надписей с пояснениями», в котором привёл и прокомментировал сотни древних надписей на металле и камне.
Он также знаменит как танский и сунский прозаик и поэт (мастер обоих поэтических жанров эпохи, ши и ци, в эссеистике известен также как создатель жанра шихуа (рассуждения о стихах). Его наиболее знаменитые в России прозаические работы — автобиографические «Записки хмельного старца» (1046) и «Биография Отшельника Лю-и» (1070).
Содержание |
Оуян Сю, как крупному историку, принадлежит первенство в отрицании определения легитимности китайских династий по сверхъестественным признакам-"знамениям" и теории "пяти элементов". Вместо этого, он руководствуется степенью политической унификации китайских территорий.[3]
Оуян Сю.