19-10-2023
Оригенизм — совокупность направлений христианского богословия, восходящая к различным теориям богослова III века Оригена (ок. 185 — ок. 254). Оригинезм и Ориген были осуждены в VI веке как ересь. Считается, что оригенизм стал основой для более поздних еретических течений, таких как арианство, иконоборчество и учение катаров. Под «оригенизмом» в настоящее время понимают[1]:
Построение целостной системы, охватывающей все книги Ветхого и Нового Заветов кроме Апокалипсиса, было главной задачей Оригена. Основным дошедшим до нашего времени его экзегетическим сочинением является IV книга трактата «О началах». Основным допущением Оригена является предположение, что вся Библия подлежит интерпретации, выходящей за рамки буквального смысла[3]. Согласно Оригену, Священное Писание нельзя рассматривать как сборник разнородных текстов, написанных разными авторами в разное время, содержавших устаревшие и неприменимые нормы. Такое произведение было бы недостойным божественного авторства. Метод Оригена обычно называют «аллегореза», то есть нахождение по определённым критериям подходящих к любому данному тексту аллегорий. По мнению современного богослова Ф. Янг[en], экзегеза Оригена «основывается на тех же традициях филологической науки, что и экзегеза нашего времени, только в несколько ином приложении». Подготовительным этапом к толкованию Библии стало создание огромного по объёму сводного текста Ветхого Завета для шести различных чтений в «Гексаплах». Рассматривая Библию как продукт авторства непосредственно Бога, Ориген придавал значение каждой её букве, и потому сопоставлением различных версий пытался определить оригинальную версию текстов[4].
В представлении Оригена о мире, где всё целесообразно, Библия представляла собой образ человека, то есть познающего существа. Как человек состоит из тела, души и духа, так и в Библии можно выделить три смысла: телесный или буквально-исторический, душевный или нравственно-назидательный и духовный или таинственный. Ориген отмечает, что это разделение относится к воспринимающей способности читателя, которая увеличивается усердной молитвой[5]. Буквальный смысл Библии был для Оригена важен как историческое свидетельство, придающее смысл пророчествам. В споре с Цельсом Ориген доказывал истинность рассказов о чудесах. Хотя общий принцип его состоял в том, что телесный смысл Библии недостаточен, в отдельных исключительных случаях Ориген настаивал на буквальном толковании, когда церковь придерживалась другой точки зрения. Так, по его мнению фраза «хвалите Его, солнце и луна»(148:3) доказывали то, что эти небесные объекты наделены самосознанием[6]. Выделение душевного смысла редко встречается в произведениях Оригена и современные исследователи затрудняются с определением его значения[7]. Духовный смысл отличается от прочих тем, что присутствует всюду в тексте Библии. С этой точки зрения всё Священное Писание это притча или даже шарада[8].
Исследователи выделяют три группы, существенно повлиявшие на экзегетическую мысль Оригена — александрийские иудеи и в первую очередь Филон, языческие философы и гностики (Ираклеон, Маркион). Из христианских богословов в числе его предшественников называют Климента Александрийского[9]. В IV веке метод оригеновский метод комментирования Библии применяли Иларий Пиктавийский и Амвросий Медиоланский[10]. Отступление от буквального текста, являющееся по мнению некоторых современных исследователей, развитием метода аллегории апостола Павла, критиковали уже в V веке Епифаний Кипрский на Востоке и Викентий Леринский на Западе[11].
Ориген развивал учение об апокатастасисе др.-греч. ἀποκατάστασις τῶν ἁπάντων («восстановление всего»), встречающееся ещё у Отцов Церкви II века. Его эсхатология сводилась к учению о воссоздании всего существующего. Бога он мыслил как абсолютную благость, а потому и первоначально созданное им он мыслил как абсолютно благое, так как только таковое может быть проявлением абсолютно благой воли. Все создания были первоначально равно хороши и равно свободны. Мир был миром чистых свободных духов (др.-греч. πνεύματα), неразличимых между собой ни существом, ни энергией, ни по своему единению с Богом Словом. Однако эти духи претерпевали изменения к худшему по мере того, как они пользовались своей свободой. В результате возникли разнообразные индивидуумы: херувимы, серафимы и остальные градации ангелов, Солнце, Луна, звёзды и другие разумы высшего порядка. Дальнейший распад привёл к тому, что в некторых духовных существах огонь божественной любви охладел до такой степени, что они стали душами др.-греч. ψυχαί, и им потребовались тела. Неизменным сохранился только один дух, и это Христос. В последние свои дни он истощил себя, принимая различные тела для различных существ, принимая вид херувимов для херумивов, ангелом для ангелов, человеком для людей. После своего воскресения Христос имел эфирное и сфероидальное тело, и такие будут тела и у всех после Страшного суда, когда все соединятся с Богом Словом. Таким образом, конечная цель бытия — восстановление того порядка, который существовал в начале. Это учение осуждено Пятым Вселенским собором 553 года[12].
В середине VI века по этому вопросу произошёл раскол среди палестинских оригенистов. Одни из них, исохристы полагали, что как существовавшие в начале человеческие духи, так и те, которые в конце воссоединятся с Богом, были и будут равны Христу[13]. Эта доктрина была осуждена папой Львом I (440—461)[14]. Их более умеренные оппоненты, «протохристы», считали, что дух Христа был создан как первый и высший среди сонма духов. Каждая из этих групп обвиняла другую (и обе они обвинялись не-оригенистами) в ереси. Исохристы обвиняли протохристов в том, что они возвысили «созданный дух», то есть Христа до Троицы, и были обвиняемы, в свою очередь, в том, что унизили Христа до тварных душ. с точки зрения христологии, протохристы были более близки к антиохийской школе, тогда как иcохристы к александрийской[15].
Источниками оригенизма являются не только труды Оригена, но и восходящая к Филону иудео-христианская традиция Александрии. Эта традиция восприняла также некоторые идеи языческой философии, особенно платонизм. Своё первоначальное развитие оригенизм получил в Александрийской школе, различные течения мысли в которой как принимали, так и критиковали учение Оригена. Вероятно, критика Оригена началась ещё при его жизни. В 231 году он был лишён сана пресвитера епископом Димитрием Александрийским (189—231), хотя причины этого могли быть не богословского, а дисциплинарного характера. Однако Евсевий Кесарийский сообщает, что в ответ на выдвинутые против него обвинения, Ориген был вынужден писать в Рим папе Фабиану (236—250) письма с доказательство своего православия[16]. Возможно, осуждение Оригена было повторено при преемнике Димитрия, епископе Иракле (231—248)[17].
Учение Оригена было развито Дионисием Великим, занимавшего александрийскую кафедру в 248—265. Хотя степень зависимости учения Дионисия от Оригена оценивается по-разному, многие современные исследователи рассматривают его как основателя «церковного оригенизма»[18]. О развитии учения Оригена во второй половине III века известно не очень много, кроме того, что, возможно, Феогност Александрийский[en] использовал богословский метод Оригена, а Пиерия[en] называли «Оригеном младшим»[19][20]. Представитель Антиохийской школы Малхион Антиохийский[en] в полемике с Павлом Самосатским использовал термин «сосложение» и называл Христа «сложным живым существом»[21]. Склонные к оригенизму последователи Малхиона пошли по пути одностороннего развития божественного аспекта христологии в ущерб человеческому. В этом они следовали христологии Оригена, о которой Г. Флоровский заметил, что в ней отсутствует учение о человеке[22].
К концу III века сложилась ситуация, когда богатое философское наследие Оригена стало использоваться для обоснования учений, противоречащих взглядам Церкви. Появились книги, в которых указывались места из произведений Оригена, содержащие неправославное учение, вследствие чего, по свидетельству Памфила Кесарийского[en], само имя Оригена для некоторых стало ненавистным. Это бросало тень на Александрийскую школу, и занявший в 295 году пост её главы Пётр открыто выступил против основных заблуждений Оригена: аллегорического толкования Библии, учения до предсуществовании душ и о падении их до соединения с телом[23]. В это же время Мефодий Олимпийский выступил против учения Оригена о творении и воскресении[24].
Последним крупным сторонником Оригена в Александрии был Дидим Слепец, управлявший школой в 340—395 годах. Известно, что он написал книгу в защиту трактата Оригена «О началах». На основании обнаруженных в 1941 году сочинений Дидима можно сделать вывод, что он придерживался почти всех идей Оригена, кроме его учения о Троице. Используя аллегорический метод Оригена он, тем не менее, признавал, что далеко не каждая строка Писания должна иметь аллегорический смысл[25]. Другим известным поклонником философии Оригена был Евсевий Кесарийский, посвятивший ему шестую книгу своей «Церковной истории». Наследие Оригена, хотя и пострадавшее от гонений, сохранялось в основанной им библиотеке Кесарии Палестинской[19].
Хотя лидеры арианства, Арий и Евсевий Никомедийский, называя себя последователями Лукиана Самосатского тем самым причисляли себя к антиохийской школе, существует сходство их учения о Троице со взглядами Оригена. Арианство возникло как ответ Ария на учение епископа Александра Александрийского (313—326), согласно которому Бог Отец и Бог Сын совечны и при этом причинно связаны. Со своей стороны, Арий полагал, что признание Сына безначальным ведёт либо к предположению о двух нерождённых, то есть двух начал, либо к отрицанию действительности его рождения, и тем самым отличия его от Отца. Развивая собственное учение, Арий постулировал безначальность Отца и рождение Сына, которые не совечен Отцу. При этом рождение произошло «прежде веков», и прежде рождения он не существовал. Как и у Оригена, представление Ария о рождении Сына сближает этот акт с творением, однако не до полного отождествления. В результате возникает творение, при этом являющее совершенный Богом, и в этом отношении несходное со всеми прочими тварями. Однако Арий не принял, или, по мнению В. В. Болотова, не понял двойственного смысла представлений Оригена о начале — различия между началом как причиной и началом как первым мгновением бытия. В результате, в отличие от Оригена, Арий предполагал наличие хронологического различия по бытию между Отцом и Сыном, хотя и находящимся до времени. То есть Сын рождён прежде мира, но при этом когда-то его не было[26].
Распадение арианства на несколько течений в 350-х годах привело к появлению омиусианства или полуарианства, отрицавших введённое Первым Никейским собором 325 года понятие «единосущный», но признававших сходство между Отцом и Сыном. Догматика омиусиан сходна с оригеновской, хотя и исходит из разных посылок[27]. В вопросе о Святом Духе все течения ариан едины в том, что это лицо Троицы подчинено первым двум. Такого же мнения придерживался и Ориген[28]. Представители крайних течений арианства ссылались на Оригена меньше, а лидер аномеев Аэций Антиохийский относился к нему пренебрежительно[29].
Тринитарные воззрения Оригена критиковали и противники арианства. Афанасий Великий отмечал, что у Оригена встречаются мысли, благоприятствующие арианам; Василий Великий полагал мнение Оригена о Сввятом Духе «не вполне здравыми». Известные борцы против арианства Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский и Аполлинарий Лаодикийский писали против Оригена. Таким образом, к окончанию арианских споров в конце IV века репутация Оригена сильно пострадала[30].
В 390-х годах сложились партии сторонников и противников учения Оригена, конфликт между которыми продолжался с 394 по 404 год. В 399 году на соборе под председательством Феофила Александрийского в Александрии были осуждены Ориген, а также его ученики и сочинения. Это решение было подтверждено соборами в Иерусалиме, Риме и на Кипре. После осуждения на Кипре в Константинополь прибыл епископ Епифаний Кипрский с целью склонить к такому же решению архиепископа Иоанна Златоуста, отказываясь вступать с ним в общение до тех пор, пока он не осудит Оригена. К своему удивлению, в столице Епифаний не встретил в этом вопросе единодушной поддержки. Затем в Констатинополь прибыл Феофил и конфликт перешёл в интригу против лично Иоанна Златоуста и вопрос об отношении к Оригену отошёл на второй план[31].
Таким образом, в лагере противников Оригена были:
К числу «сторонников» Оригена в этом конфликте относят:
В VI веке в палестинских монастырях возрос интерес к сочинениям Оригена, в результате чего возникло движение, связанное не с научным изучением его сочинений, но с доведением до крайностей его учения[37]. В отличие от IV века, когда оригенизм был использован сторонами арианского спора, в VI веке внимание привлекла эсхатологическая сторона его учения, в частности об апокатастасисе. По этому вопросу в среде палестинского монашества возник раскол, усугублённый спором из-за монастырей. Оригенисты около 507 года покинули монастырь Святого Саввы и основали Новую Лавру[38]. Свой уход они объясняли недостатком образованности настоятеля монастыря Саввы. К 514 году Нова Лавра стала оплотом оригенистов в Палестине, откуда это учение распространялось в среде образованных монахов[39]. В 530 году Савва прибыл в Константинополь и обратился к императору с просьбой выслать оригенистов, однако вскоре умер, и император не сделал ничего в этом направлении. Оригенизм продолжал распространяться в Палестине благодаря двум учёным монахам, Феодору Аскиде[de] и Домитиану. В 536 году они приняли участие в соборе, созванном Юстинианом в Константинополе для окончательного осуждения монофизитов и Севира Антиохийского. Примерно год спустя[40] они оба стали епископами — первый в Кесарии Каппадокийской, второй в Анкире[39]. Они часто бывали при дворе, и благодаря их поддержке оригенисты укрепили свои позиции в палестинских монастырях, изгоняя из них «савваитов». Антиохийский патриарх Ефрем решительно осудил оригенизм, тогда как его иерусалимский коллега Пётр, вынужденный внешне поддерживать оригенистов, но втайне их осуждая, открыто поддержать его не мог. После того как на соборе в 542 году Ефрем проклял сторонников Оригена, те стали требовать от Петра, чтобы из церковных диптихов было вычеркнуто имя антиохийского патриарха. Поскольку возникла опасность разрыва отношений между двумя восточными патриархиями, потребовалось вмешательство императора[41].
Примерно в это время, примерно в 542 или 543 году, возвращаясь из Газы, где на прошедшем соборе был смещён александрийский патриарх Павел Тавеннисиот, папский апокрисиарий Пелагий остановился на некоторое время в Иерусалиме. Местные монахи показали ему сочинения Оригена, рассказали о проблеме и просили ходатайствовать перед императором об осуждении этого учения. Пелагий согласился и вместе с патриархом Константинопольским Миной передал Юстиниану их просьбу, на которую тот откликнулся эдиктом, в котором анафематствовал догмат о пресуществовании душ[прим. 1]. Исследователи датируют этот указ как периодом после Газского собора, так и до него[43][44].
Эдикт был разослан пяти патриархам[en] с указанием созвать поместные соборы, осудить оригенизм и утвердить анафематизмы. Так и было сделано, эдикт был подписан и утверждён всеми патриархиями, а также епископами, собравшимися на собор в Константинополе[45]. Эдикт был подписан и Феодором Аскидой, и Домитианом Анкирским. Оригенисты, не подписавшие эдикт, были изгнаны из Новой Лавры. Утверждённый соборами, эдикт нанёс значительный урон оригенизму, после чего связанная с ним полемика начала затухать[46].
Ереси в христианстве | ||
---|---|---|
Гностические | Докетизм · Николаиты · Адамиты · Павликиане · Богомилы · Катары · Альбигойцы · Вальденсы · Лолларды | |
Тринитарные | Тритеизм · Монархианство (Адопционизм · Модализм · Савеллианство) · Арианство (Аномейство) · Македонианство · Агноиты | |
Христологические | Аполлинаризм · Монофизитство · Автардокетство · Агноиты · Монофелитство · Несторианство · Моноэнергизм | |
Экклезиологические | Монтанизм · Донатизм · Новацианство · Филетизм · Теория ветвей | |
Прочие | Хилиазм · Псилантропизм · Пелагианство · Оригенизм · Иконоборчество · Ересь жидовствующих · Стригольники · Янсенизм |
Оригенизм.