12-10-2023
Опера-балет (фр. opera-ballet) — музыкально-театральный жанр, сложившийся во Франции на рубеже XVII-XVIII веков и характерный для придворного театра («Королевской академии музыки») этого периода.
Содержание |
Элементы оперы-балета подготавливались издавна в так называемых придворных балетах (фр. ballet de cour) XVI века, в комедиях-балетах, созданных Жаном Батистом Люлли совместно с Мольером, а также в балетах и операх самого Люлли. В этих жанрах соединялись пение и танцы при господстве танца в балете и пения в опере. Лишь после Люлли на французской оперной сцене возникает такой жанр, как опера-балет, представленный у Андре Кардинала Детуша, Ж. Муре и ярче всего у Андре Кампра — «Галантная Европа» (1697), и особенно «Венецианские празднества» (1710).
Впоследствии жанр изживает себя. Однако в XIX и особенно в XX веке появляются отдельные образцы этого жанра, представляющие единство хореографии и пения в рамках фантастического или мифологического спектакля: «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848), «Млада» Римского-Корсакова (1890), «Рождение лиры» Русселя (1925), «Театр чудес» Хенце (1948, вторая редакция в 1965-ом), «Прусская сказка» Блахера (1950), «Снежная королева» Раухвергера (1965), «Давид Сасунский» Оганесяна (1976) и др.
Подобно тематике «галантных празднеств» во французской живописи рококо, оперы-балеты прежде всего красочны и декоративны. Они состоят обычно из ряда картин (фр. entrees), сюжетно почти не связанных, в которых развитые танцевальные сцены сочетаются с ариями, речитативами, ансамблями и другими оперными формами. Ярчайшие образцы оперы-балета созданы Жаном Филиппом Рамо — «Галантная Индия» (1735), «Празднества Гебы» (1739) — внёсшим в этот жанр высокий драматизм лирической трагедии, углубившим его декоративность, характерность.
Портал «Классическая музыка» |
Опера-балет.