26-08-2023
Это страница обсуждений и предложений для статьи Арцах | ||
---|---|---|
|
Эта статья переведена в особый режим редактирования. Вокруг тематики данной статьи происходит сложный конфликт участников, из-за которого эта статья была переведена в особый режим редактирования. Авторитетными источниками для данной статьи автоматически считаются лишь материалы академических изданий, изданных на территории стран Западной Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии, остальные источники подлежат предварительной оценке в группе посредников либо путём стандартной процедуры. Число допустимых откатов ограничивается одним откатом в сутки (исключая откаты явно вандальных правок). Использование эпитетов «армянский» и «азербайджанский» должно соответствовать решению ВП:АА-ЭТ. Нарушения данных ограничений могут пресекаться блокировками. Содержательные запросы, касающиеся содержания статей, следует адресовать на страницу ВП:ПААЗ, запросы, касающиеся оценки действий участников — на страницу ВП:ПААЗП, запросы, касающиеся превышения максимального формально допустимого числа откатов — на ВП:ЗКА.
См. также: решение АК по иску № 481, общие соображения и меры по посредничеству и :К посредничеству/Армяно-азербайджанский конфликт. |
Я арцахский армянин, вся родня с Арцаха, мы настоящие армяне с горской культурой, коренные арцахцы векамми жили в горах Арцаха и никогда нискем не мешались, албаны это удины, удин я хорошо знаю , арцахцы редко мешались с удинами, мы армяне чистокровные, и разговоры о армянизировании албанцев вызыввает смех. Антропология арцахцев связанна с местом проживания, в Арцахе другая природа, вода, климат,например сюникцы от нас ничем не отличаются внешне, западные армяне немного внешне другие, но мы все армяне не быввает народов с одинаковой антропологией.
Шарон
Я выстроил логическую цепочку темы Арцах, и пришел к выводу что описание Арцаха считаю объективным. Давно хотел узнать обратную сторону Нагорного Карабаха, и почему автохтонное армянское население , подвергается критики со стороны тюркского образования . Я вообще считаю что надо кончать в нашем обществе со Сталинскими историческими и геометрическими пережитками.
В этом обсуждении, в секции "Происхождение названия «Арцах»" участника GNA 601 уже просили процитировать Шифнера, но он этого не сделал. Самостоятельное привязывание наличия каких-то слов в каком-то словаре к происхождению названия чего-то является оригинальным исследованием. --Hayk 11:52, 17 мая 2009 (UTC)
GNA 601 (обсуждение | вклад) (57 695 байт) (монопольно распоряжаться версиями, вам никто права не давал)
Турок, пока под своими словами не поставишь хоть одного слова доказательства - правку буду отменять. --__Melik__ 15:06, 17 мая 2009 (UTC)
Армян, пока не поставишь хоть одно слово доказательства — правку буду удалять. GNA 601 16:26, 17 мая 2009 (UTC)
Хорошо, значит мы договорились, если в течение 2-х недель не будет представлен источник, то я вынужден буду удалить этот раздел. GNA 601 08:33, 18 мая 2009 (UTC)
Во-первых армянин, я же тебя "турка" не называю. А во-вторых, ты разве можешь единолично установить срок, который может висеть инфа без источников? А какой источник ты хочешь? Словарь грабара? Или фотки? --__Melik__ 14:28, 18 мая 2009 (UTC)
Смотри вверх и поймешь, что до тебя мы тут обсуждали. GNA 601 16:52, 18 мая 2009 (UTC)
Это не только я, но и множество энциклопедических источников пишут, думаю по второму кругу мне не придется это вам доказывать. GNA 601 16:52, 18 мая 2009 (UTC)
)) А мои знакомые карабахцы искренне уверенны, что они армяне! Ну надо же! Сегодня же расскажу им кто они на самом деле. Надо бы еще статью создать, "Заблуждения карабахских армян о собственной этнической принадлежности")) --__Melik__ 15:24, 18 мая 2009 (UTC)
Тогда не турок, а азербайджанец, для меня ты именно армян. Мне плевать, что думают твои знакомые карабахцы. Тебе форумов мало в интернете, иди и там развлекайся сутками напролет. Здесь люди, вроде, интелигентные и умные сидят, а не тупорезы вроде тебя. GNA 601 16:46, 18 мая 2009 (UTC)
Фильтруй базар, пендула. Меня ваше отношение не интересует. Интеллигентный азербайджанец - это как квадратные яйца. то есть фраза есть, а вот с фактами проблема. Только под моими словами о вас как именно о турке, лежат факты и солидные АИ, например БСЭ за 1933 год. А ваша попытка меня как-то задеть слово армян не возымела действия, просто еще один неграмотный турок, ничего особенного. Форумов мало вам, так как свою ни на чем не основанную ненависть вы и здесь изливаете. --__Melik__ 17:07, 18 мая 2009 (UTC)
Ты че здесь забыл, пришел своим невежеством Википедию засорять, паханские разговоры ты у себя во дворе устраивай, тебе доказывать нечего, для этого нужно чтобы у тя хоть немного мозгов было. Кончай базар, заходи на этот форум http://forum.vardanank.org/ и устраивай интеллектуальную беседу с себе подобными людьми. GNA 601 17:36, 18 мая 2009 (UTC)
Бла-бла-бла... Наверное, когда Бог всех нас создал, то он не дал бедному азербайджанцу ума, чтобы тот хотя бы обидеть умел, а то какие-то нелепые кривлянья... Иди с миром. --__Melik__ 20:19, 18 мая 2009 (UTC)
1. Раннее средневековье - это период с 500 по 1000 года, в это время население Арцаху уже было армянами.
2. Фраза "В античный период территория Арцаха была населена албанскими племенами утиев (совр. удины), гаргаров, цавдейцев, гардманцев" нуждается в дополнительных вторичных или третичных источниках. На данный момент 6 и 7 - это первичные источники. В источниках 8 и 9 я не нашел подобных утверждений. --Hayk 20:22, 18 мая 2009 (UTC)
Эту тему мы уже обсуждали здесь с Тароном.
В составе населения Албании вышеуказанные авторы называют, прежде всего, албанов, сумевших объединить вокруг себя племена утиев (утийцев, удин), каспов (каспиев), геллов, легов (лезгин), чилбов (сильвов), лпинов, гаргаров, йикийцев (цахуров), цавдейцев, гардманцев, дидуров, соди (согды), таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов, глуаров, шичбов, баласичев, егерсванов, саков и другие.[1]
Далее Г. Ворошил пишет, что "в раннесредневековых источниках Закавказья, Сирии и других упоминаются ойконимы Чол, Шаке, Биес, Хозмас, Хачмас, Зургун, Гиси, Гаргар, Халхал и т.д., которые почти в неизменном виде существуют и до сих пор.[2]
Прежде чем указывать об отсутствии источников, пожалуйста, будьте впредь внимательнее. GNA 601 08:53, 19 мая 2009 (UTC)
Хоренаци и Каганкатваци никогда не писали, что в Арцахе жили удины или гаргары, тем более выдуманные азербайджанскими историками некие племена «гардманы» или «цавдеи». --Taron Saharyan 13:14, 19 мая 2009 (UTC)
Харе, придумывать всякие небылицы, Тарон, постоянными угрозами о блокировке вы мне ничуть не запугаете. Задумайтесь сначало о совей шкуре. А теперь к источником.
Здесь начинается [история] княжества страны Алуанк. От начала сотворения человеческого рода до царя армянского Валаршака о проживающих близ высоких гор Кавказа мы не можем ничего достоверного рассказать слушателям. При установлении порядка у жителей северных он созвал [представителей] пришлых диких племен, живущих в северной равнине и у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина, и приказал им прекратить разбой и вероломство, платить покорно царские подати. Затем [царь] назначил им вождей и правителей, во главе которых по приказу Валаршака был поставлен некто из рода Сисака, одного из потомков Иафета, по имени Аран, который унаследовал долины и горы страны Алуанк, от реки Ерасх до крепости hЫнаракерт. Из-за его [Арана] мягкого нрава страна эта была названа Алуанк, ибо из-за мягкого нрава звали его Алу. Многие храбрые и знатные из потомков этого Арана, говорят, были назначены Валаршаком Партевом наместниками и тысячниками. От его [Арана] сына, произошли племена Утийского, Гардманского, Цавдейского, Гаргарского княжеств. До сих пор указание о родословной.[3]
Хоренаци и Каганкатваци никогда не писали, что в Арцахе жили удины или гаргары, тем более выдуманные азербайджанскими историками некие племена «гардманы» или «цавдеи» — теперь вы берете свои слова обратно? Ваши действия ничем, кроме вандализмя назвать нельзя.
Вслед за тем он учреждает наместничество в великом и, славном, многолюдном северо-восточном крае, вдоль большой реки по названию Кур, что прорезает обширную равнину, (назначив) Арана, мужа именитого, первого во всех делах мудрости и разума. Узнай, однако, и о людях Сисака,— ибо это великое и именитое племя мы забыли упомянуть в Первой книге,— которые унаследовали Алванскую равнину, включая ее обращенную к горам сторону, от реки Ерасх до крепости, называемой Хнаракерт; страна же получила название Алвании из-за его кроткого нрава, ибо его называли «алу». И вот, один из его потомков, упомянутый именитый и доблестный Аран, и был назначен парфянином Валаршаком наместником-десятитысячником. Говорят, что племя утийцев и княжества гардманцев, цавдейцев и гаргарцев происходят от его отпрысков.(Хоренаци)
А это тоже придумки азербайджанских ученых? Мы же с вами обсуждали это, зачем же опять ворошить прошлое и второй раз попадать впросак? Или же Хоренаци и Каланкатауци - азербайджанские ученые? GNA 601 14:49, 19 мая 2009 (UTC)
А вышеназванные племена, видимо армянские племена, не так ли? GNA 601 14:50, 19 мая 2009 (UTC)
Каланкатауци пишет: От его [Арана] сына, произошли племена Утийского, Гардманского, Цавдейского, Гаргарского княжеств. Здесь имеется ввиду племена не только утийцев, но и других. И даже без этого, смысл от этого ничуть не меняется и тендециозность скорее активно демонстрируете вы, а не я. Это не говорит, что будь то племя или государства - армянские, а скорее наоборот. Не цепляйтесь за слова, маски сняты. GNA 601 15:52, 19 мая 2009 (UTC)
Вы что издеваетесь надо мной, где вы здесь видите мою самостоятельную трактовку, и не менял смысл источника, я уже привел и первоисточник и вторичные источники, все и без меня написано. Мне надо объяснять, что 2+2=4? GNA 601 16:40, 19 мая 2009 (UTC)
Каганкатваци повторяет сведение Хоренаци. Из перечисленных названии известны только племена утийцев - обитателей Утика, и гаргарцев - переселенцы из севера Албании на равнинный Карабах. Племена «цавдеи» или «гардманы» в истории никогда не упоминались. Были провиции Гардман, который находился в Утике и Цавдек (на территории нынешнего Кельбаджарского района). Историки до сих пор не установили, какое происхождение имеют эти топонимы (этническое?), для вас же все ясно и безспорно как 2+2=4. В статье Панах Али такой же уверенностью вы утверждали, что мелики не были армянами. Вы случайно не хотите представить на удаление статью Фальсификация истории Кавказской Албании в Азербайджане ? --Taron Saharyan 18:57, 21 мая 2009 (UTC)
Я о чем тут спор вообще? И почему история Арцаха начинается со 2 века до нашей эры? А что было раньше, и кто там жил до того, как армяне туда пришли во 2 веке до н.э.? Есть же много источников, которые пишут об аборигенном населении, в частности Хьюсен, Минорский, Тревер, и т.д. Давайте откроем страницу, и я включу источники. Думаю, что вопросов по вторичным АИ быть не должно. Grandmaster 06:19, 21 мая 2009 (UTC)
У меня вопрос к знающим. Происхожение слова "армянство". Как оно вошло в обращение? Как то ухо режет. Ведь не говорят "русство", "англство", "азербайджанство", "грузинство" и т.д. Почему не сказать армянская диаспора, армянский народ, армяне? Возможно это идет из других славянских языков и в них оно гармонично.
Наткнулся, наконец, на внятное описание происхождения названия "Арцах" в книге Шагена Мкртчяна (Мкртчян Ш. М. Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха (перевод с армянского) = Լեռնային Ղարաբաղի պատմա-ճարտարապետական հուշարձանները / Арутюнян В. М., Улубабян Б. А. Перевод с армянского: Багдасарян Л. Р., Петросян Г. Л., Аракелян Н. А.. — Ереван: «Айастан», 1988. — С. 8. — 360 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-540-00402-7.)
В VIII — VII вв. до н. э. Арцах входил в состав Ванского царства, о чем свидетельствуют клинообразные надписи с упоминанием области Уртехини, или Уртехе. К этому названию восходит армянское традиционное название Арцах. |
и далее:
Название Арцах возникло в незапамятные времена. По преданию, оно означает Араманяни — сын Айка Наапета, цах — дерево, лес. Поскольку по его велению в крае были посажены лесные массивы, плодовые деревья. Впоследствии, претерпев изменения, это словосочетание превратилось в Арцах. Согласно другому преданию местных жителей, записанному в конце прошлого века, название Арцах произошло от слова cap — гора и цах — лес, т. е. гористый и лесной (основной фактор ландшафта края). С течением времени начальная буква «с» исчезла и получилось Арцах. См. Апрес Бекназарян, Тайна Карабаха, С-П, 1886, с. 143 (на арм. яз.). Название Карабах сравнительно новое, упоминается в грузинских и персидских источниках с XIV XV вв. Образовалось оно на почве персидской географической номенклатуры: в отличие от равнинной части, именуемой Баг-и сафид (Белый сад), горная часть края стала называться Баг-и сиах, что в тюркоязычном осмыслении превратилось в Карабах (Черный сад). См. Нагорный Карабах. Ереван, 1988, с. 8. |
Думаю, наконец-то можно переписать раздел о названии, опираясь на источники. --FHen 15:39, 4 июня 2009 (UTC)
В соответствующих цитатах Хоренаци и Каганкатваци употребляют слово «племя» только в отношении утийцев и гаргарцев. Читайте внимательнее. Далее, сайт Бакинской епархии не является нейтральной, ибо она базируется на монографиях Ф. Мамедовой, Д. Ахундова, З. Буниятова и других. Армянская сторона уже выступило с критикой по этому поводу («Бакинская епархия РПЦ - рупор фальсификаторов»). --Taron Saharyan 15:25, 13 июля 2009 (UTC)
«Здесь начинается [история] княжества страны Алуанк. От начала сотворения человеческого рода до царя армянского Валаршака о проживающих близ высоких гор Кавказа мы не можем ничего достоверного рассказать слушателям. При установлении порядка у жителей северных он созвал [представителей] пришлых диких племен, живущих в северной равнине и у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина, и приказал им прекратить разбой и вероломство, платить покорно царские подати. Затем [царь] назначил им вождей и правителей, во главе которых по приказу Валаршака был поставлен некто из рода Сисака, одного из потомков Иафета, по имени Аран , который унаследовал долины и горы страны Алуанк, от реки Ерасх до крепости hЫнаракерт. Из-за его [Арана] мягкого нрава страна эта была названа Алуанк, ибо из-за мягкого нрава звали его Алу. Многие храбрые и знатные из потомков этого Арана, говорят, были назначены Валаршаком Партевом наместниками и тысячниками. От его [Арана] сына, произошли племена Утийского, Гардманского, Цавдейского, Гаргарского княжеств (не ясно, что именно племена, а что княжества). До сих пор указание о родословной.[»
Теперь Хоренаци:
«Вслед за тем он учреждает наместничество в великом и, славном, многолюдном северо-восточном крае, вдоль большой реки по названию Кур, что прорезает обширную равнину, (назначив) Арана, мужа именитого, первого во всех делах мудрости и разума. Узнай, однако, и о людях Сисака,— ибо это великое и именитое племя мы забыли упомянуть в Первой книге,— которые унаследовали Алванскую равнину, включая ее обращенную к горам сторону, от реки Ерасх до крепости, называемой Хнаракерт; страна же получила название Алвании (Албании, Агвании, Аррана, Алуанка) из-за его кроткого нрава, ибо его называли «алу». И вот, один из его потомков, упомянутый именитый и доблестный Аран, и был назначен парфянином Валаршаком наместником-десятитысячником. Говорят, что племя утийцев и княжества гардманцев, цавдейцев и гаргарцев происходят от его отпрысков.»
Обратите внимание на выделенные слова, оба автора открытым текстом пишут, что территория явл. станой Алуанк (Албания, Агвания) и наместником этой территории армянским царем Валаршаком был назначен некто Аран (арабское название Албании) и, что от его имени происходит название страны Алуанк, ибо из-за его мягкого нрава звали его (Арана) Алу. От него в последствие и произошли все вышеназванные племена. Здесь не сказано ни слова об армянском происхождении данных племен-княжеств, зато четко говорится об албанах. И вряд ли известные нам утии (удины) стояли бы в одном ряду с якобы армянскими племенами гардманцами, цавдейцами, гаргарами, хотя по Хьюсену и Треверу узнаем, что гаргары тоже являются албанскими племенами (см. в Примечания).
С каких это пор чей-то журнал-форум (Livejournal) стал официальной критикой армянской стороны, известно лишь, что это критика некоего Пандухта, он хоть ученый? Но даже не в этом вся соль. Дело в том, что эта "критика" представлена на статью Генезис архитектуры Кавказской Албании и критика фальсификаторов, но никак не к этой (Население и язык Кавказской Албании), кроме того все перечисленные вами авторы (Ф. Мамедова, Д. Ахундова и т.д.) тоже относятся к статье про "Генезис архитектуры..." и никак не к моей, поэтому будьте внимательнее. Но самое главное, эта статья ничем не противоречит первоисточникам, что я неоднократно и указывал, и "критики" для нее пока нет. Так что поищите еще в сети, может натолкнетесь на еще одну критику только уже в журнале, какого-нибудь Армена. GNA 601 18:03, 13 июля 2009 (UTC)
Вы кажется, не понимаете, что я вам тут втолковываю. Мы же здесь не вопрос о границах обсуждаем. Я же не спорю, что отрывок относится ко времени, когда Арцах входил в состав Армении, иначе царь Валаршак не назначил бы Арана наместником над своими соплеменниками. И не понимаете, что будь то племя или княжество, это не меняет их этническую принадлежность. Более того, если взять мнение Хьюсена и Тревера, что Арцах в древности населяли албаны, а в первоисточниках же лишь названы племена (княжества), то какие же могут быть еще проблемы? Хоренаци и Каланкатуаци открытым текстом пишет об албанах и о наместнике-албана, который был назначен. Почему вы это игнорируете или же намеренно опускаете из виду? Вместо этого акцентируетесь в вопросе, что племя, а что княжество, какое это имеет значение? Все равно племена, княжества произошли от Арана, значит они родственны между собой. Во многих статьях об Албании в Вики или в исторических энциклопедиях, есть высказывания, что в раннем средневековье население Арцаха было арменизировано (предположительно 9-11 в.), вы же сами это подтверждаете «С раннего средневековья это армянонаселенный регион (Арцах/Хачен)». Хоренаци и Каланкатуаци описывают Арцах, когда провинция еще входила в состав Великой Армении, значит это относится к периоду 2 в. до н.э. — 4 в н.э., значит еще территория не была армянизирована, хотя здесь уже было смешанное население.
В статье на сайте Бакинской епархии, не указано что написал И. Алиев, он лишь указан в сносках, зато там есть необходимое АИ и еще самое важное, обратите внимание на содержание, кто написал и под чьим руководством, не думаю, что Алексий (Никоноров) азербайджанец, да и вряд ли работа была написана в Баку. GNA 601 10:23, 14 июля 2009 (UTC)
Из этого следует, что все выше названные племена армянские, в т.ч. и удины и гаргары? Видимо, по-вашему мнению, значительные исследователи по Албании (Хьюсен, Тревер) в определении населения Арцаха вообще не использовали первоисточники (Хоренаци, Каланкатуйский) и взяли о якобы об албанских племенах от балды и факт ассимиляции армянами тоже плод их воображения. Ясно.
Ошибаетесь, опять вы невнимательны. Автор статьи есть и я его предоставил содержание (см. Основная часть, 2 раздел), заметьте в авторстве нет никакого Алиева, он лишь в сносках, где представлены и армянские источники. Официальную критику я так и не получил, критика Пандухта (да и то не той статьи) сойдет в армянских форумах, здесь это вряд ли. Все остальное уже комментировал, по-второму кругу писать нет желания. GNA 601 09:37, 15 июля 2009 (UTC)
Вы же сами говорите: «Арран был потомком Сисака — АРМЯНИНОМ.» Значит по логике вещей удины и гаргары армяне.
Вы что слепой? Я уже 3 раз эту страницу показываю [4]. Если и на этот раз вы ничего не видите, то придется самому написать: Алексий (Никоноров). "ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ". Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра, 2004 г. Это азербайджанский сайт, с азербайджанским автором? Вы еще скажите, что азербайджанцы исповедуют христианство. Ощущение, что вы вообще не замечаете написанное оппонентом. GNA 601 16:32, 15 июля 2009 (UTC)
Сначала говорили, что это азербайджанский сайт с азербайджанскими авторами и потому не нейтральная, теперь же просто сфабрикованная потому, что содержит ссылки на И.Алиева. Мне больше волнует этот абзац из этой статьи:
В составе населения Албании вышеуказанные авторы называют, прежде всего, албанов, сумевших объединить вокруг себя племена утиев (утийцев, удин), каспов (каспиев), геллов, легов (лезгин), чилбов (сильвов), лпинов, гаргаров, йикийцев (цахуров), цавдейцев, гардманцев, дидуров, соди (согды), таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов, глуаров, шичбов, баласичев, егерсванов, саков и другие. [5]
Скажите здесь содержится фальсификация или не нейтральность? По-вашему, можно ли монаха из Сергиева Посада Троице-Сергиевой Лавры обвинить в армянофобстве, тюркофильстве или не нейтральности? По-вашему, это правдоподобно? Если честно, мне порядком поднадоел этот порожняк с высасанными из пальца обвинениями по поводу каких-то фальсификаций? Хорошо, если вам от этого станет легче, уберем Хоренаци и Каланкатуйского ограничимся только Хьюсеном и Тревером, все равно там указано, что население Арцаха состояла из албан. Теперь довольны? GNA 601 15:08, 16 июля 2009 (UTC)
И я не против (все равно азербайджанцы потомки автохтонного населения, имеют абсолютные исторические права на своей земле, и эту землю никогда никому не отдадим), полностью солидарен с вами, и я категорически против искажения источников, тенденциозных и модернизаторских выдумок. Племена «гардманы» или «цавдейцы» никогда не существовали у Тарона и тем, кому это выгодно. GNA 601 16:02, 16 июля 2009 (UTC)
Я вижу у вас появилось желание, продолжить беседу только сменив тему. Азербайджанцы являются полноправными наследниками и преемниками Кавказской Албании, на всей территории этого древнего государства (вместе с Карабахом естественно). И если честно мне плевать, согласны вы с этим или нет. GNA 601 16:22, 16 июля 2009 (UTC)
Пусть это останется вашим субъективным мнением, мне до этого нет никакого дела. Хотите кричите на весь мир что "Арцах-исконная армянская земля", хотите рвите на себе волосы, занимайтесь самосожжением, мне все равно. Но не забывайте, монопольного права на историю и на родной очаг такого права вам никто не даст. На все остальное, отвечать и ввязываться в новый спор я не намерен, более полезных дел хватает, а если решили выпустить пар, то для этого существуют форумы. GNA 601 17:54, 16 июля 2009 (UTC)
Азербайджанцы являются полноправными наследниками и преемниками Кавказской Албании, на всей территории этого древнего государства (вместе с Карабахом естественно)
Но не забывайте, монопольного права на историю и на родной очаг такого права вам никто не даст.
Я на протяжении всей этой дискуссии поражался абсурдность скорее ваших доводов, начиная с племен и княжеств, обвинений в не нейтральности монаха из Сергиева Посада, заканчивая до утверждения «карабахцы являются потомками автохтонов». Таких абсурдов увы с вашей стороны я натерпелся и в предыдущей многодневной дискуссии. GNA 601 18:12, 16 июля 2009 (UTC)
Я на протяжении всей этой дискуссии поражался абсурдность скорее ваших доводов, начиная с племен и княжеств, обвинений в не нейтральности монаха из Сергиева Посада, заканчивая до утверждения «карабахцы являются потомками автохтонов».
Я всегда писал и буду писать, что тамошние жители большей части деэтнизированные албаны
Я же сказал, что у вас есть право согласиться со мной или же нет. Вам что делать больше нечего, как сводить со мной счеты по предыдущей дискуссии? Я помню как вы долго сопротивлялись в предыдущем споре факту населения в прошлом Арцаха албанами и доказывали, что наличие албан в источниках отсутствует: «Никаких сведении про «албан Арцаха» в источниках (любая эпоха) нет.».
Помню, какую реакцию вызвало утверждение что большей частью «карабахцы деэтнизированные албаны». И теперь же вы пишите, что «карабахцы являются потомками автохтонов». Поверьте, слышать это от вас неожиданно и абсурдно. Желаете продолжить? GNA 601 11:18, 17 июля 2009 (UTC)
в существующих исторических источниках нигде и никогда на территории Арцаха не упоминается племя албанов.
индоевропейский этнос мигрировал на территории Армянского Нагорья с запада на восток покрыв эту территорию в I тыс. до н. э.. Согласно энциклопедии «Ираника» Кура являлось крайне северным пределом проживания армянской народности с середины I тыс. до н. э.[5]. Малые народы и племена нагорья постепенно были ассимилированы составив этногенез армянского народа. Так формировались все нации. Искать кавказоязычных автохтонов, крайне поздно. (12:14, 5 апреля 2009 )
Разве я говорил, что армяне автохтоны и жили в Арцахе с каменного века ? Я уже отметил (если вы читаете внимательно), что автохтоны этого региона кавказские племена. К сожалению названия этих племен не известны так как источники об этом молчат. Тем не менее их можно восстановить ретроспективно. Этого не отрицал и Мнацаканян, имя которого думаю вам знакома. (19:10, 5 апреля 2009)
[GNA 601 утверждает, что в Карабахе и сейчас живут «не армяне». Нынешние жители Карабаха, согласно GNA 601, это «деэтнизированные албаны» :)).--Taron Saharyan 15:02, 18 мая 2009 (UTC)]
Это не только я, но и множество энциклопедических источников пишут, думаю по второму кругу мне не придется это вам доказывать. GNA 601 16:52, 18 мая 2009 (UTC)
Ну и расписали, я же вам сказал, что тема уже давно закрыта и ввязываться в новый спор у меня нет никакого желания. Вы же опять как следует провоцируете. Итак эта страница засорена пустой болтовней с выяснением отношений. Я уже обсуждал с вами этот вопрос, повторно заниматься этим не хочу (заново перечитайте, если вам это доставляет удовольствие + указания албанских племен у Хоренаци, Каланкатуйского и Алексея (Никонорова)) . Мне все равно, как вы себя называете, албанами, автохтонами или марсианами, называйте себя как хотите, это вас удовлетворит? GNA 601 12:16, 17 июля 2009 (UTC)
Мне нечего избегать, я ничего вам не обязан.
Во-первых, Кавказская Албания для нас играет такую же роль, какую и для Армении Урарту. Или же вы не считаетесь полноправными наследниками и преемниками государства Урарту? Пожалуйста, только не говорите, что Урарту — это первое армянское царство. Албаны (кавказцы), наряду с тюрками (огузы и кыпчаки) и иранцами сыграли значительную (возможно и решающую) роль в этногенезе азербайджанского народа. Или же вы считает, что азербайджанцы сформировались от одних лишь огузов? Албаны же не приняли такого участия в процессе этногенеза армянского народа, ибо к моменту своего прихода в Арцах у армян уже сформировался язык, культура и здесь имел факт ассимиляции армянами, местных автохтонов, чего я уже писал в предыдущей дискуссии.
Во-вторых, все княжества первоначально произошли от племен. Приведу пример, от племени франков возникло Франкское королевство, вандалов - королевство Вандалов, саксов - Саксония, баваров - Бавария, англов - Англия, легов - Легия или Лезгистан, от племени хайк (или хаев, не знаю как там у вас правильнее) возник Хаястан... список долгий. Тоже самое и здесь, поэтому делать из княжества Гардман, известную фальсификацию в стиле Тарона.
В-третьих этот вопрос мы уже обсуждали и неоднократно, поэтому, еще раз пишу, заниматься с вами демагогией я не намерен. GNA 601 15:59, 17 июля 2009 (UTC)
в преамбуле указано, что арцах - провинция великой армении, однако статья охватывает период выходящий далеко за пределы существования этого государства. явный анахронизм. это все равно, что писать об истории Новгородской республики в 19 веке. --Alcoholfree 07:18, 31 января 2011 (UTC)
Opposition in Greater Armenia now centred in the south in Siwnik' under the Orbelean house, whose fortunes had been rising since 1256 when they had received their lands as an inju directly under Mongol suzerainty
Как может провинция государства Великая Армения не иметь "отношения к географическому термину Великая Армения"?) Вы предлагаете завершить текст в V веке ? В принципе можно и так создавая отдельный параграф "Арцах в средние века и новое время", где кратко будет изложена история со ссылкой на основную статью История Нагорного Карабаха. Все равно это ничего не изменит.--Taron Saharyan 11:55, 1 февраля 2011 (UTC)
"Некоторые время", это примерно 600 лет.--Taron Saharyan 13:08, 1 февраля 2011 (UTC)
поскольку конструктивных возражений нет предлагаю:
Важно услышать мнение и других активных участнков.--Taron Saharyan 13:07, 2 февраля 2011 (UTC)
мнений больше нет, начну вносить изменения. --Alcoholfree 07:23, 14 февраля 2011 (UTC) думаю, стоит остановиться на 387 году, когда провинция фактически прекратила существование. то что было после этого на территории Нагорного Карабаха можно описать парой абзацев и дать ссылку на История Нагорного Карабаха, как предлагал Taron Saharyan. --Alcoholfree 07:38, 14 февраля 2011 (UTC)
Можно подробно дать историю исторического Арцаха, по остальным историческим периодам высказаться крайне коротко. Divot 17:17, 14 февраля 2011 (UTC)
Какой язык был государственным (хотя бы фактически) в Великой Армении? Если армянский, то в карточке в данной статье язык указывать не следует. Dinamik 18:22, 11 февраля 2011 (UTC)
Слово "Арцах" происходит от хурритского слова "орц"("арц"), и переводится на русский язык, как "хребет", что соответствует географическому положению Арцаха, находящегося восточнее Малого Кавказского хребта[1 1].
А хурриты, как известно являются прямыми предками нахско-дагестанских народов, а соответственно и древних албанцев. Bunturk 13:42, 9 марта 2011 (UTC)
Примечания
Коллега Bunturk, в то время как в статье есть ссылки на Страбона, который считает Арцах провинцией Великой Армении, в то время как в статье есть ссылка 8, где перечислены несколько АИ, которые об этом говорят, ставить запрос на источники в инфобокс не есть признак конструктивной работы над статьей. Постарайтесь не делать подобные вещи. Divot 14:10, 9 марта 2011 (UTC)
Шаблон {{Административная единица}} необходимо заменить на {{Историческая область}}. --Айк 17:02, 29 марта 2012 (UTC)
Объясните что это за флаг? В инфобоксе указан флаг Хачена, если так, то что он делает в инфобоксе исторической области? Арцах не только провинцией была, но и просто исторической областью и провинцией Кавказской Албании, почему в инфобоксе это все не отражено.--Astrotechnics 20:29, 30 января 2014 (UTC)
Согласно западному источнику "Иранике" централизованное государство Албания образовалась в конце II века до н. э. [7], а коллективный академический труд "Всемирная история" относит это к середине I века до н. э.[8]. Так что здесь предпочтение дается как минимум западному АИ.--Taron Saharyan 21:06, 30 января 2014 (UTC)
Во-первых в решении ВП:ИСК-АА нету такого пункта, во-вторых в той же цитате К. Тревера отмечается, что "будучи раздроблены, эти племена не могли воспрепятствовать захвату их земель". Таким образом слово "воссоединение" даже у Тревера не означает политическое воссоединение. Скорее историческое.--Taron Saharyan 21:55, 30 января 2014 (UTC)
Почему в этом разделе ничего не говорится о том, что Геродот и Ксенофонт указывали на то, что к 7-му веку до н.э. армяне распространились до реки Кура. Здесь представлена только точка зрения Хьюсена и Тревера - это однобокая трактовка. Также, ничего не говорится о том, что Арцах 4-2 вв до н.э. входил в состав арм. державы Ервандуни. -- Арутюнян Т. Н. 10:39, 12 сентября 2014 (UTC)
"В I веке до н. э. Арцах выступает под названием «Орхистене»". Можно подумать, что до этого было другое название и только с I века до н. э., название изменилось. Это какое то неуместное и преувеличенное выражение. Нет смысла греческий вариант названия представить как "выступление". Таким же образом придется такие названия как Артаксата(Арташат), так же охарактеризовать. -- Арутюнян Т. Н. 10:56, 12 сентября 2014 (UTC)
"Во II в. до н. э. армянский царь Арташес I (189—160 гг.) присоединил к Армении ряд соседних областей, в том числе и правобережье Куры, где обитали шаки, утии и гаргары-албаны; будучи раздроблены, эти племена не могли воспрепятствовать захвату их земель. С той поры пограничной рекой между Албанией и Арменией античные авторы называют Куру. Захваченные области до IV в. н. э. оставались в составе Армении (Шакашен, Утик, Арцах и Пайтакаран), а затем были воссоединены с Албанией"
Отсюда никак не следует, что говоря о шаки, утии и гаргары-албаны Тревер имеет в виду именно Арцах. Тут речь о 4 областях "Шака-шен, Утик, Арцах и Пайтакаран", и экстраполяция на конкретно Арцах совершенно некорректна. Divot (обс) 20:39, 29 октября 2016 (UTC)
Далее. В данном случае Тревер ссылается на Страбон кн. XI. гл. 4. 5 (С. 502). Вот Страбон с указанием страниц. Там нет ни слова о населении Арцаха. Так что экстраполяция Тревер на Арцах совершенно некорректна. Divot (обс) 20:48, 29 октября 2016 (UTC)
--Anakhit (обс) 12:38, 31 октября 2016 (UTC)Среди племен, образовавших албанский союз, были и потомки скифских, точнее, сакских племен, по-видимому из тех, которые в VII в. до н. э. через Албанию устремились в Армению и по дороге осели в плодородных долинах Куры: области Шакашен на правом её берегу и Шаке - на левом в своей топонимике сохранили отзвук сакского происхождения из древних насельников.
стр.62, прим.1С этого именно времени «варвары севера», которых греки в течении VIII и начала VII в., неправильно обобщая понятие, называли «киммерийцами», стали у них, столь же или более неправильно, называться «скифами» - термином, который, как мы уже указывали, на самом деле относился к одному определённому иранскому племени или группе племён, притом, возможно, не происходившему первоначально из Причерноморья.
--Anakhit (обс) 12:56, 2 ноября 2016 (UTC)Язык албанов был, почти несомненно, кавказским языком северо-восточной группы, близким к языкам дагестанских народов; возможно, что его остатком является язык удин.
Thus, the Utians and Mycians appear to have been migrants from the south, the Yutiya and Maka of Achaemenian times, who at one time had lived in southeastern Iran.51 The Caspians, on the other hand (if indeed they gave their name to the sea and not the other way around) were probably related to the proto-Georgians,52 while the Gargarians and the people of Gardman are almost certainly Georgian peoples as well.53 The Sakasenians of the region, we know, were surely a Scythian enclave;54 the Gelians, Sodians, Lupenians and Balasanians were possibly Caucasian tribes;55
--Anakhit (обс.) 09:00, 4 ноября 2016 (UTC)Во II в. до н. э. Арташесом I к Армении было присоединено правобережье Куры, в том числе и Арцах, где проживали утии, саки, и гаргары-албаны
По поводу этой правки[9]. В источнике читаем:
What do we know of the native population of these regions — Arc’ax and Utik — prior to the Armenian conquest? Unfortunately, not very much. Greek, Roman, and Armenian authors together provide us with the names of several peoples living there, however — Utians, in Otene, Mycians, Caspians, Gargarians, Sakasenians, Gelians, Sodians, Lupenians, Balas[ak]anians, Parsians and Parrasians — and these names are sufficient to tell us that, whatever their origin, they were certainly not Armenian. Moreover, although certain Iranian peoples must have settled here during the long period of Persian and Median rule, most of the natives were not even Indo-Europeans.
Из цитаты совсем не следует что в Арцахе должны жить те же племена что и в Утике. Хьюсен не уточняет какие из перечисленных племен жило в Утике, какие в Арцахе, а какие и там и там. Может для Арцаха Хьюсен имеет ввиду гаргарейцев? Те же саки жили в Сакасене в Утике, каспии вроде в Каспиане. По моему тут очевидная ОРИССная трактовка источника. В источнике не написано что такое-то иранское племя жило именно в Арцахе. --Taron Saharyan (обс.) 03:17, 11 декабря 2016 (UTC)
Вот и спасибо за описание своего очередного ОРИССного прочтения АИ. Хьюсен пишет о 2 областях, что не значит их абсолютно симметричный этнический состав. Например мы можем говорить "В Армении, Грузии и Азербайджане живут армяне, грузины, азербайджанцы, цахуры, лезгины и др". Это ведь не значит что в Армении живут азербайджанцы и цахуры. Так как "спорить" с вами абсолютно бессмысленно, я лучше обращусь к посреднику.--Taron Saharyan (обс.) 19:46, 13 декабря 2016 (UTC)
Написал Владимиру.--Taron Saharyan (обс.) 20:53, 13 декабря 2016 (UTC)
В статью был добавлен следующий текст:
В V веке албанский царь Вачаган III проводил политику, призванную усилить позиции христианства, вёл церковное строительство и учреждал школы. Арцах был одной из первых областей, где им были предприняты меры по искоренению зороастризма. Арцах упоминается также в связи с нашествием северокавказских народов на Закавказье в начале VI века. Моисей Каланкатуйский, описывая эти события, говорит об области Мецкуэнке (Мец-Когманце) (Мардакертский район), характеризуя её как «холмистые, лесные страны албанские»[20].
Ссылка: Тревер К. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. — VII в. н. э. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1959.
Так, простившись с ними, с радостным ликованием они вместе со священниками двинулись в путь и на седьмую неделю Пасхи в святой сорокадневный пост добрались до гавара Мец Куэнк, что в покрытом лесами и глубокими ущельями крае Арцах.
եւ եկեալ հասանէին ՛ի սուրբ պահս քառասնորդացն յեօթներորդ շաբաթու պասեքի Զատկին ՛ի ձորախորխում անտառայր մայրաստանիկ աշխարհն Արցախայ ՛ի գաւառն Մեծ Կուենից
Как это понимать? Каганкатваци не говорил таких слов. Тревер писала в 1959 году имея под рукой русский перевод 1861 года К. Патканова. Во-первых Патканов написано:
Настоящий перевод осуществлен с научно-критического текста, подготовленного к печати В. Аракеляном на основе одиннадцати рукописей хранящихся в Институте древних рукописей им. Маштоца — Матенадаране, отраженные в критическом тексте латинскими буквами: А = № 1531, время 1289 г. В = № 1725, время 1675 г. С = № 2561, время 1664 г., D = № 3043, Е = № 8035, время 1848 г., F = № 4197, время 1822 г., G = № 2646, время 1761 г., М = № 6520, время 1835 г., N = № 6547, время 1847 г., S = № 8057, время 1855 г., Т = № 2866, время 1829 г. Им использованы также три другие рукописи: R — микрофильм рукописи, хранящейся в настоящее время в Британском музее и описанной Фредериком Конибером (A. Gataloque of the Armenian manuscripts in the British Museum, London, 1913, 117),
Расцениваю подобную работу коллеги Anakhit как антинаучную и необъективную. Требую удаление добавленного текста, который явно вводит читателей в заблуждение.--Taron Saharyan (обс.) 19:38, 3 мая 2017 (UTC)
Тревер ссылается на перевод Патканова, в котором написаноИсторик пишет об отряде Феофила, что он достиг области Арцах и напал на область Мецкуэнк (Мец-Когманц) — «холмистые, лесные страны албанские» (Мардакертский район Нагорного Карабаха).
То есть Тревер совершенно правильно использует перевод Патканова. Далее, внимательно посмотрите на примечания Тревер, их два, на главу 29, а потом на главу 28, т.е. факт о нашествие она берет из 29 главы, а не 28. А цитату из 28 главы использует для описания Мецкуэнка....в сорокодневный пост на седьмую неделю Пасхи достигли в холмистые, лесные страны агванские, в область Мецкуэнк.
Зря привели эти цитаты, никто и не говорит что их нет. Про перевод Патканова 1861 года по моему много раз уже было сказано. Это устаревший перевод притом с рукописи XIX века. Да, Тревер в 1959 году корректно использовал то, что было тогда, более полвека назад. Однако современный перевод на основе многочисленных рукописей, в том числе древнейшей рукописи 1289 года, не содержит никаких "стран албанских". Нету "стран албанских" и в армянском издании. А что "Никакого "армянского оригинала" не существует" я немножко не понял. В середине XX века на столе ученых была тогдашняя литература, но наука ведь развивалась дальше. Вы де-факто настаиваете на сохранение доказанно ошибочных данных. Я не говорю что Тревер лгала или Патканов нарочно искажал, но так получилась что современное критическое издание и современный перевод дают более точный текст. Вводить в заблуждение, как вы писали, это "находка" нужных слов в 150 летнем переводе и невинные ссылки на него 60 летней давности. Те которые изучали как работает фолк-хистори, в частности обс.) 15:52, 5 мая 2017 (UTC)
Игра с правилами (а именно с ВП:АИ) и доведение до абсурда. Что писал Каганкатваци мы ясно видим из современного его критического издания и современного перевода на основе 11 древнейших рукописей. Вот современный критический текст на древнеармянском:
Եւ եկեալ հասանէին ի սուրբ պահսքառասնորդացն յեւթներորդ շաբաթու պասեքի զատկին իխորախոխոմ անտառայար եւ ի մայրաստանիկ աշխարհն Արցախայ՝ գաւառն Մեծ Կուենից։
«Холмистые, лесные страны албанские» хотя и очень подходящая цитата для албанского мифа, но анализ и проверка современной наукой его не подтвердили. Игнорировать все это повторять "я все делал правильно" это просто абсурдно. Уважаемые ученые начала XIX века считали армянский язык иранским, они также ссылались на издания армянских источников. Оказалась нет. Моя позиция: как минимум предложение "Моисей Каланкатуйский, описывая эти события, говорит об области Мецкуэнке (Мец-Когманце) (Мардакертский район), характеризуя её как «холмистые, лесные страны албанские»[20]" должна быть удалена. Каганкатваци не писал таких слов, перевод устаревший и неверный, как это показали современные исследователи текста. --Taron Saharyan (обс.) 18:19, 5 мая 2017 (UTC)
Нужно сделать проще. Написать, что Тревор. ссылаясь на перевод Патканова лохматого года пишет о пункте кн. I гл. 28 такое-то. Критический перевод *** года на основе 11 рукописей в данном пункте пишет так-то. Divot (обс.) 20:41, 5 мая 2017 (UTC)
P.S. И добавить перевод Довсетта 1961 года, где об этом говорится "Arrived in the canton of Mec Kueank 'in thedeep-valleyed province Of Arcax". Так что Taron Saharyan абсолютно прав, это Тревер некритично заимствовала у Патканова. Divot (обс.) 20:56, 5 мая 2017 (UTC)
Никакой ошибки у Патканова не найдено. Речь только о том, что в этой рукописи "албанские" есть, а в каких-то других, увы, уже нет. Но это не может быть поводом к удалению текста. --Anakhit (обс.) 13:21, 6 мая 2017 (UTC)Русский перевод сделан по поручению Императорской Академии Наук с рукописи, принадлежащей Азиатскому музею. Требования Академии при этом состояли в том, чтобы переводчик сделал буквальную и почти подстрочную передачу текста. Г. Академик Броссе сравнивал перевод с текстом и не нашел уклонений против подлинника, и тогда только было приступлено к печатанию.
Обсуждение:Арцах.