Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Моторный привод (фото)

29-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Приставной электропривод Nikon MD12 для «компактного» семейства камер Nikon FM/FE/FA. На верхней крышке корпуса расположены контакты (слева), винт крепления к штативному гнезду фотоаппарата и полумуфта соединения с механизмом взвода. На ручке сверху находится кнопка электроспуска с кольцевым селектором режима протяжки Single/Continuous

Мото́рный при́вод — механизм, предназначенный для автоматического взвода затвора фотоаппарата и перемещения фотоплёнки на следующий кадр. Такое устройство повышает оперативность съёмки по сравнению с ручным взводом и даёт возможность непрерывной съёмки серии кадров[1]. Первые моторные приводы были приставными и выполнялись как отдельное устройство, закрепляемое снизу фотоаппарата при помощи штативной гайки, и соединявшееся с ним через механическую муфту[П 1]. Моторные приводы выпускались, главным образом для малоформатных фотоаппаратов, получивших в середине XX века наибольшее распространение в профессиональной фотожурналистике, однако отдельные модели разрабатывались и для среднеформатных камер.

Среднеформатная камера Pentax 645 со встроенным моторным приводом

Устройство

Моторный привод фотоаппарата состоит из металлического или пластмассового корпуса, в котором размещаются электродвигатель и передаточный механизм. Химические батареи первых моторов размещались в отдельном блоке питания, выносном или присоединявшемся непосредственно к приводу. Миниатюризация электродвигателей и повышение компактности источников питания позволили в дальнейшем размещать их в одном корпусе. Моторы для механических камер оснащались электромагнитным спуском, приводящим в действие затвор через специальный толкатель, дублирующий спусковую кнопку фотоаппарата. Благодаря наличию электроспуска применение моторного привода давало возможность дистанционного спуска затвора, а также серийной съёмки, запускаемой по проводу или радиопередатчику[2]. Поэтому, большинство моторов имели специальный электрический разъём для подключения дистанционного управления. Все моторные приводы оснащались автоматикой остановки по окончании ролика плёнки, которая срабатывала при возрастании усилия протяжки выше определённого порога[П 2].

Моторные приводы профессиональных фотоаппаратов кроме взвода затвора и перемещения плёнки могли осуществлять её обратную перемотку в кассету по окончании ролика. Такой функцией оснащалось большинство приставных моторов фотоаппаратов Nikon F2, Nikon F3 и Canon New F-1. Так, приводы MD-1 и MD-2 для модели F2, а также привод MD-4[3] для модели F3 оснащались специальной муфтой, вдвигавшейся через отверстие корпуса камеры во фланец кассеты и осуществлявшей быструю перемотку, уменьшая время перезарядки фотоаппарата[П 3]. Аналогичную конструкцию имел привод FN для камеры Canon New F-1[4]. С отказом от приставных моторов в пользу встроенных, моторизованная обратная перемотка стала стандартом для всех фотоаппаратов. Кроме того, большинство профессиональных приводов оснащались собственным дополнительным счётчиком кадров, который можно было настраивать на автоматическое отключение протяжки после любого кадра. Это необходимо для ограничения длины серий при дистанционной съёмке, а также на морозе и в других ситуациях, когда есть опасность обрыва перфорации при автоматическом останове. Кроме перечисленных органов управления, моторные приводы обладали собственной спусковой кнопкой, заменявшей при работе привода спусковую кнопку камеры, а также переключателем режимов протяжки[2]. Переключатель режимов обязательно имел два положения: S (англ. Single shot) для покадровой съёмки и C (англ. Continuous shooting) для непрерывной. В некоторых приводах была возможность плавной или ступенчатой регулировки скорости протяжки плёнки. В современных цифровых фотокамерах этим переключателям соответствует селектор выбора режима Drive Mode.

Первые приставные электроприводы обладали только механическими связями с фотоаппаратом, поэтому интервал между командой на спуск затвора и началом его последующего взвода был фиксирован, и при установке длинных выдержек (как правило, длиннее 1/60 секунды) требовалось включение пониженной скорости с увеличенной задержкой. В противном случае взвод затвора мог начаться раньше окончания выдержки и повредить механизм. Так, приводы MD-1 и MD-2 для камеры Nikon F2 обеспечивали стандартную частоту съёмки 4,3 кадра в секунду в диапазоне выдержек не длиннее 1/125[5]. Для съёмки на более длинных выдержках предусмотрены ещё три пониженных скорости, позволявшие расширить диапазон до 1/60, 1/8 и 1/4 секунды. Установка более длинной выдержки затвора, чем разрешённая, грозила его поломкой[6]. Регулировка скорости протяжки отсутствовала в более дешёвом приводе MD-3, и установка выдержек длиннее 1/80 секунды при серийной съёмке запрещалась инструкцией[7]. Дальнейшее совершенствование приставных моторов привело к появлению их электрической связи с фотоаппаратом, позволив автоматически учитывать длину выдержки[2]. При этом взвод начинался только после замыкания контактов, сигнализирующих об опускании зеркала, исключая поломку и освобождая фотографа от необходимости следить за согласованием выдержки со скоростью протяжки. Зависимость частоты съёмки от выдержки с появлением автоматики не изменилась: максимальная скорость обеспечивается до выдержек не длиннее 1/125 секунды, замедляясь при более длинных. Эта зависимость справедлива и для современных цифровых фотоаппаратов, автовзвод затвора которых так же выполняется только после окончания выдержки. Кроме передачи информации о состоянии затвора и зеркала, электрическая связь использовалась для включения экспонометра, а также для подключения систем фотоаппарата к более мощной батарее мотора[8].

Эволюция моторных приводов

Первые моторные приводы были механическими и работали от заводной пружины. Приставные пружинные вайндеры выпускались для фотоаппаратов Leica M3, Leicaflex, Nikon SP и других. Отечественные фотоаппараты «Ленинград», «ЛОМО-135ВС» и «ЛОМО-135М» оснащались такими приводами, встроенными в камеру и протягивавшими до 10 кадров от одного завода. Однако, наиболее удобными стали электроприводы, состоявшие из электродвигателя, передающего крутящий момент через специальный механизм. Впервые приставной электропривод был использован в 1957 году на дальномерном фотоаппарате Nikon SP[9][10]. Первые приводы были съёмными вследствие громоздкости и шумности. Кроме того, в те годы почти все фотоаппараты были механическими и сохраняли возможность ручного взвода затвора курком при работе без мотора и электропитания. Многие типы моторов позволяли в выключенном состоянии пользоваться ручным взводом и спуском в ситуациях, когда работа шумного привода недопустима.

Более маломощная разновидность моторного привода — вайндер — отличалась отсутствием электроспуска и, как следствие — невозможностью серийной съёмки. Как правило, вайндеры предназначались для любительских фотоаппаратов и обеспечивали скорость съёмки 1,5—2 кадра в секунду, тогда как моторные приводы работали сериями со скоростью 3—6 кадров в секунду. Вайндеры часто были альтернативой более дорогому и тяжёлому мотору. Фотограф мог в зависимости от задачи использовать лёгкий вайндер или скоростной мотор, выпускавшиеся для одного и того же типа фотоаппарата. Некоторые системные камеры могли оснащаться 3—5 различными типами разработанных специально для этой модели вайндеров и моторов. Универсальных стандартов крепления моторных приводов не существовало. Приставные моторы и вайндеры выпускались для конкретных моделей фотоаппаратов и были редко взаимозаменяемы из-за несовпадения размеров и механических характеристик. Одно из редких исключений — моторный привод Nikon MD-12, пригодный для целой линейки камер Nikon: FM, FE, FA, FM2, FE2, а также FM3A[11]. Максимальная скорость протяжки при серийной съёмке у профессиональных моторов могла достигать 5—6 кадров в секунду. Первыми сверхскоростными фотоаппаратами в 1972 году стали Nikon F High Speed снимавший до 7 кадров в секунду с поднятым зеркалом[12], и Canon F-1 High Speed с неподвижным полупрозрачным зеркалом и максимальной частотой 9 кадров в секунду[13][14]. Спустя 12 лет рекордная скорость съёмки до 14 кадров в секунду была достигнута в фотоаппарате Canon New F-1 High Speed также с неподвижным зеркалом[15].

В конце 1970-х годов появилась тенденция отказа от приставных моторов в любительских камерах и камерах среднего класса[П 4]. Привод начали встраивать непосредственно в фотоаппарат, одновременно убрав курок ручного взвода. Это упрощало и удешевляло механику камеры, сделав автовзвод доступным даже в «мыльницах». Такие фотоаппараты могли работать только от встроенного мотора, лишившись возможности взвода затвора без батарей. До конца 1980-х большинство профессиональных фотоаппаратов выпускались с приставными моторами, сохраняя механизм ручного взвода и возможность работы без электропитания. Однако, уже в 1988 году в профессиональной модели F4 корпорация Nikon установила встроенный моторный привод, исключив из кинематики взводной курок (однако, оставив рулетку ручной обратной перемотки). Примерно в это же время все производители фотоаппаратуры стали полностью отказываться от приставных моторов, сохранявших работоспособность фотоаппарата без элементов питания. Своё применение нашли батарейные рукоятки, иногда называвшиеся в обиходе «бустерами» (англ. Power Drive Booster)[16]. Такие рукоятки позволяли размещать дополнительные батареи, «разгоняя» встроенный мотор и увеличивая ресурс питания.

Из серийных отечественных камер с приставным вайндером могли работать только фотоаппараты «Алмаз-103» и «ЛОМО Компакт-Автомат», однако полноценное производство моторов для них так и не было развёрнуто, они существовали только в опытных разработках[17]. Единственным типом советской камеры со встроенным электроприводом был «Зенит-5», выпущенный в 1960-х годах в количестве 11 тыс. 616 штук[18][П 5]. После этого советская промышленность серийно не выпускала моторных приводов для фотоаппаратов общего назначения. Автоматический перевод плёнки применялся в аэрофотоаппаратах и других специальных камерах. В 2000-х годах в России встроенным мотором оснащался «Зенит-КМ» (2001—2005) и компактные фотоаппараты «Зенит»Зенит-510», «Зенит-520», «Зенит-610», «Зенит-620», 2002—2002).

Цифровые фотоаппараты

Отсутствие плёнки и необходимости её перемотки в цифровом фотоаппарате, делает моторный привод ненужным. Перевод затвора во взведённое состояние не требует мощных электродвигателей и механизмов, и зачастую эту работу выполняет электромагнит, являющийся функциональной частью затвора. О плёночных моторах в цифровых камерах напоминает только селектор Drive mode, позволяющий регулировать частоту съёмки и выбирать между покадровым и серийным режимами. В этом же меню, как правило, находится включение автоспуска. От своих плёночных прототипов цифровая фототехника унаследовала батарейные рукоятки, уже широко применявшиеся на момент начала массового производства цифровых камер.

См. также

Примечания

  1. В некоторых фотоаппаратах для присоединения моторного привода требовалось предварительно снимать нижнюю, а иногда и заднюю крышки камеры, как это было в Canon F-1 и Nikon F
  2. Усилие рассчитывалось исходя из применения профессиональных двухцилиндровых кассет с раскрывающейся щелью, или одноразовых кассет. При использовании отечественных типов плёнки, обычно заряжаемой в советские многоразовые кассеты вручную, часто требовался подбор кассет «с лёгким ходом»
  3. При снятом моторе отверстие в корпусе под кассетой для привода обратной перемотки закрывалось заглушкой
  4. Это совпало с массовым внедрением электронно-управляемых затворов, которые без батарей также оказывались неработоспособны или отрабатывали единственную выдержку
  5. В «Зените-5» впервые в мире использован электропривод, встроенный непосредственно в корпус зеркальной камеры

Источники

  1. Моторный привод (рус.). Словарь фототерминов. Photorescue. Проверено 11 июля 2012. Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.
  2. 1 2 3 Моторный привод фотокамеры, 1986, с. 39
  3. Motor Drive MD-4 (рус.). Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.
  4. Canon motor drive FN manual (англ.). Canon New F-1 - Its Motor Drive and the Power Winder. Photography in Malaysia. Проверено 8 марта 2013. Архивировано из первоисточника 14 марта 2013.
  5. Nikon Motor Drive MD-2. Instruction Manual (англ.). Nikon. Проверено 28 декабря 2013.
  6. Nikon Professional Motor Drive MD-2 -Instruction Manual - Part III (англ.). Nikon F2 Series Models. Photography in Malaysia. Проверено 25 декабря 2013.
  7. Motor Drive MD-3 for Nikon F2 Series Models - Part I (англ.). Modern Classic SLR Series. Photography in Malaysia. Проверено 25 декабря 2013.
  8. MD15 Motor Drive for the Nikon FA (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Проверено 25 декабря 2013.
  9. История компании Nikon (рус.). Уроки фотографии. Nikon Fan. Проверено 10 марта 2013. Архивировано из первоисточника 11 марта 2013.
  10. Nikon FE - Motor Drive (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Проверено 29 июня 2013. Архивировано из первоисточника 3 июля 2013.
  11. Motor MD-12 (рус.). Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.
  12. Nikon F — Variations & Special Models (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Проверено 30 января 2013. Архивировано из первоисточника 2 февраля 2013.
  13. Canon F-1 High Speed Motor Drive Camera (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Проверено 24 сентября 2013.
  14. История «одноглазых». Часть 2 (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 3 июля 2014.
  15. Canon New F-1 High Speed Motor Drive Camera (англ.). Modern classic SLR series. Photography in Malaysia (2001). Проверено 11 июля 2012. Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.
  16. Включаем ускоритель (рус.). EOS техника. Проверено 11 июля 2012. Архивировано из первоисточника 7 октября 2012.
  17. Советское фото, 1988, с. 43
  18. «Зенит-4», «Зенит-5», 1964-1968, КМЗ (рус.). Этапы отечественного фотоаппаратостроения. Проверено 21 января 2013. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2013.

Литература

  • А. Трачун Моторный привод фотокамеры (рус.) // «0371-4284.
  • С. Гришин Моторный привод (рус.) // 0371-4284.

Моторный привод (фото).

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15