16-09-2023
Движение «Мария да Фонте» | |
порт. Movimento Maria da Fonte | |
Идеология: | |
---|---|
Этническая принадлежность: | |
Религиозная принадлежность: | |
Лидеры: | |
Штаб-квартира: | |
Активна в: | |
Дата формирования: | |
Дата роспуска: | |
Союзники: |
Католическая церковь, |
Противники: |
Португальская коммунистическая партия, |
Участие в конфликтах: | |
Крупные акции: |
погромы, поджоги |
«Мария да Фонте» (порт. Movimento Maria da Fonte) — португальское антикоммунистическое, антимарксистское движение середины 1970-х годов. Действовало преимущественно в северных районах страны. Опиралось на консервативное крестьянство под эгидой католического духовенства. Активно участвовало в столкновениях «Жаркого лета» 1975 года, широко применяло насильственные методы политической борьбы. Сыграло важную роль в контрнаступлении правых сил.
Мария да Фонте (по другим данным — Мария Луиза Балайо либо Мария Анжелика ди Симаеш) — реальное историческое лицо, хотя точных и достоверных сведений о ней не сохранилось. Известно, что в 1846 году она возглавляла крестьянское католическое восстание. Родом Мария была из северного района Фонтаркада, принадлежащего к округу округу Брага. Возможно, это собирательное имя группы женщин из повстанческого движения[1].
Восстание Марии да Фонте — развившееся в т. н. «Революцию Минью» — было направлено против правительства Кошты Кабрала, проводившего политику государственного централизма и нарушавшего католические обычаи. Образ воинствующей католички Марии, сражающейся за свободу и справедливость, был близок настроениям консервативных крестьян северной Португалии 1975 года. Революционные власти Лиссабона с их коммуно-социалистической политикой ассоциировались с антинародным правительством Кошты Кабрала.
Правительство Вашку Гонсалвиша, компартия и ультралевое крыло ДВС проводили после сентября 1974 политику последовательной советизации. Оппозиционные настроения подавлялись произвольными арестами[2]. Усиливалась административная централизация, в том числе в финансовой сфере (что также напоминало о временах Кошты Кабрала). Правые политические активисты и католическое духовенство, прежде всего архиепархии Браги, призывали к сопротивлению.
25 апреля 1975 года в Португалии прошли выборы в Учредительное собрание. Их итоги показали преобладание умеренных социалистов (СП Соареша), либералов (НДП Са Карнейру) и консерваторов (СДЦ Фрейташа ду Амарала), которые в совокупности собрали более 70 % голосов. Коммунисты получили лишь 12 %, однако правительство Гонсалвиша, выступавшее в альянсе с партией Алвару Куньяла, продолжало прежнюю политику. Через национализацию промышленности, транспорта, банков экономика ставилась под контроль леворадикальных военных и ПКП. Унифицировалось профсоюзное движение под коммунистическим контролем. На юге началась коллективизация с прямым военным давлением. Оппозиционные партии выступали с протестами, однако правящий Революционный совет выразил доверие Гонсалвишу. На следующий день, 13 июля 1975 года Брагу охватила волна антикоммунистических протестов погромного характера[3].
Инициаторами создания движения «Мария да Фонте» выступили известный журналист Вальдемар Парадела ди Абреу и каноник собора Браги Эдуарду Мелу Пейшоту, лидер антикоммунистических сил северного региона Португалии. Решение принималось в июле 1975 на совещании правых активистов под председательством Мелу. Финансовое и организационное содействие оказал специалист по тайным операциям Жорже Жардин. Было получено согласие и поддержка архиепископа Браги Франсишку Мария да Сильвы.
Парадела ди Абреу тайно встретился с Франсишку Мария да Сильвой. Архиепископ согласился поставить церковь на службу большому проекту антикоммунистической борьбы. Кафедральный собор каноника Мелу поддержал восстание. В следующие недели по северу Португалии прошли огнём и мечом[4].
К этому времени в Португалии уже действовали радикальные антикоммунистические организации и правооппозиционные партии. Основной базой их влияния являлись именно северные районы. Однако движение «Мария да Фонте» существенно отличалось от них.
Главное отличие от террористических ЭЛП и МДЛП заключалось в массовости и демонстративности. С другой стороны, нелегальный характер и ориентация на силовые методы отличали «Мария да Фонте» от НДП и СДЦ. Кроме того, если в «Армии освобождения» и «Демократическом движении» состояли в основном правоориентированные военные, бывшие сотрудники ПИДЕ и убеждённые салазаристы, то в «Мария да Фонте» объединялись прежде аполитичные граждане, обычно крестьяне, приверженные антикоммунизму, традиционному консерватизму и католицизму.
Движение не имело партийной программы, но выступало под лозунгами антикоммунизма, национального консерватизма и политического католицизма. Эффективными организационными центрами являлись церковные приходы — что изначально соответствовало замыслу Параделы ди Абреу и Эдуарду Мелу[5].
В июле-августе 1975 движение «Мария да Фонте» совершило до сотни массовых силовых акций против ПКП и прокоммунистических организаций. Атакам подвергались прежде всего местные партийные представительства. Офисы коммунистов подвергались разгромам и поджогам, эти акции движения проводились в тесной координации с МДЛП. Одновременно во всех крупных городах севера и отчасти центра — Браге, Брагансе, Ламегу, Вила-Реале, Коимбре, Авейру, Виана-ду-Каштелу — прошли католические демонстрации под антикоммунистическими и антиправительственными лозунгами. В них участвовали не только крестьяне, но и многие горожане. Столкновения произошли в Порту, докатились до Лиссабона.
10 августа 1975 года архиепископ Франсишку Мария да Сильва произнёс в соборе Браги политизированную антикоммунистическую проповедь (подготовленную при участии каноника Мелу). Тысячи прихожан двинулись к местной штаб-квартире ПКП, атаковали и сожгли помещение. Это событие явилось кульминацией португальского «Жаркого лета».
Массовые антикоммунистические выступления в сочетании с партийно-политической активностью и серией терактов антикоммунистического подполье изменили соотношение сил в стране. В Движении вооружённых сил укрепилась правое крыло. События 25 ноября 1975 года развернули вправо политический процесс. Перспектива коммунизации перестала быть актуальной. С 1976 года деятельность «Мария да Фонте» постепенно прекратилась.
Мария да Фонте (движение).