22-10-2023
Николаус Листениус (лат. Nicolaus Listenius, нем. Nikolaus Listenius; ок. 1510, дата и место смерти неизвестны) — немецкий теоретик музыки.
Родился, вероятно, в Зальцведеле (Salzwedel, в то время входивший в Бранденбург). В 1531 окончил Виттенбергский университет. В 1536 преподавал (в Бранденбурге?) теорию композиции (на материале церковной музыки). В 1530-е годы, по-видимому, принял лютеранство (сохранился документ, осуждающий попытки Листения заменить католическую литургию протестантской).
В 1533 году опубликовал в Виттенберге учебник по элементарной теории музыки «Основы музыки», с предисловием протестантского теолога Иоганна Бугенхагена. Расширенное переиздание (в 1537 году, там же) этого труда под заголовком «Музыка» приобрело славу популярнейшего учебника музыки в Германии и Австрии, выдержав только в XVI веке более 50 перепечаток.
Труд Листениуса выходит далеко за рамки заявленной задачи (научить музыкантов пению «по правилу»). В дополнение к традиционным терминам «теоретическая музыка» (musica theorica, музыкальная наука как теоретическая/«философская» дисциплина) и «практическая музыка» (musica practica, прикладная/дидактическая теория музыки) использовал термин «поэтическая музыка» (musica poetica), под которым подразумевал музыкальное творчество, в особенности сочинительство музыки.
Историческая заслуга Листениуса в том, что он впервые обобщил концепцию музыкального произведения как артефакта композиторского творчества. Конечная цель творца по Листениусу — написать «законченное и выполненное сочинение» (opus consummatum et effectum), которое после смерти автора приобретёт статус «сочинения совершенного и целостного» (opus perfectum et absolutum). Как считает Х. фон Лёш[1], эту музыкально-эстетическую концепцию Листениуса следует воспринимать в русле общетеологического, специфического для протестантизма, учения об отделении произведения (Hervorbringen) от его толкования (Handeln).
Листений, Николай.