02-09-2023
Иоганн Ли́ппий (нем. Johannes Lippius; 24 июня 1585, Страсбург — 24 сентября 1612, Шпейер) — немецкий теоретик музыки и теолог.
Содержание |
Окончив гимназию в Страсбурге, отправился в длительную поездку по Германии. Посетил Йену, Лейпциг (где брал уроки у видного теоретика музыки, кантора церкви Св. Фомы Зета Кальвизия), Виттенберг (где в университете получил степень магистра). В 1612 защитил диссертацию в университете Гиссена. Получив степень доктора, согласился занять пост профессора теологии в Страсбургском университете, но по дороге в Страсбург скоропостижно скончался (в возрасте 27 лет).
В научном наследии Липпия важнейшая работа — «Синопсис новой музыки» (Synopsis musicae novae, 1612; содержит в переработанном виде прежде опубликованные отдельные работы о музыке). В «Синопсисе» ввёл термин «гармоническая триада» (trias harmonica) для большого и малого трезвучий, который применяется в музыкознании по сей день (особенно, в англоязычных странах). Из двух трезвучий Липпий отдавал приоритет большому, подчёркивая его этическое и даже «теологическое» совершенство:
Простая и правильная гармоническая триада есть истинный и триединый звучащий корень самой совершенной и полнейшей гармонии, которая только может быть в мире, а также тысяч и миллионов звуков (которые все сводятся к ее [гармонии] частям в простом и составном унисоне[1]), [она] и образ и отблеск великой Божественной тайны Троицы, которая одна достойна поклонения. Может ли существовать какой-либо более яркий [отблеск Троицы?], не ведаю.[2]— Липпий. Синопсис новой музыки, f.F4v.
Несмотря на то что Липпий (в полном соответствии с тогдашней теоретической традицией) обсуждал созвучия из трёх и более звуков как конкорды, контекст изложения и наблюдаемый понятийно-терминологический аппарат позволяют уверенно квалифицировать авторскую трактовку созвучий уже как аккордов. Так (возможно, впервые в истории музыки), Липпий обсуждал обращения трезвучий, для чего использовал грецизм syzygia[3]. Кроме того, из его толкования различных фактурных типов трезвучия (в оригинальных терминах «diffusa trias» и «aucta trias», «рассеянное и расширенное трезвучие») очевидно, что речь идёт о различных расположениях созвучия одного и того же музыкально-акустического типа — аккорда. Наконец, в структуре трезвучия (основной формы) Липпий безупречно выделил основной тон, который назвал «нижним основанием» (ima basis) триады.
В том же трактате дал классификацию диатонических интервалов (в оригинальной терминологии «диад») и соответствующих им числовых отношений чистого строя. В описании модальных (интервально-звукорядных) функций придерживался особой системы сольмизации, разработанной нидерландскими музыкантами во второй половине XVI века (её активным пропагандистом был учитель Липпия Кальвизий). В этой системе семь ступеней диатонической октавы передавались слогами bo ce di ga lo ma ni (первые шесть соответствуют гвидоновым воксам ut re mi fa sol la).
Судя по трактатам основу практического музыкального опыта Липпия составили передовые (в отношении звуковысотной структуры) сочинения итальянцев (неоднократно упоминает Луку Маренцио) и Орландо Лассо. Впечатляет знание Липпием европейской научно-музыкальной традиции, в том числе греческой,— терминами и цитатами на греческом он свободно пересыпает свой (основной) латинский текст.
Влияние учения о гармонии Липпия в Германии заметно на всём протяжении 17 — первой половины 18 веков, в работах Барифона, Андреаса Веркмейстера, Вольфганга Принца, Иоганна Готфрида Вальтера, которые ссылаются на Липпия как на общепризнанный авторитет.
Липпий, Иоганн.