23-10-2023
Корсар | |
Il corsaro | |
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Язык либретто | |
Источник сюжета |
поэма «Корсар» Джорджа Гордона Байрона |
Жанр | |
Количество действий |
3 |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
Большой театр[it], Триест |
Корсар (итал. Il corsaro) — опера Джузеппе Верди на либретто Франческо Марии Пьяве, основанное на поэме Джорджа Гордона Байрона «Корсар». Премьера состоялась 25 октября 1848 года в Большом театре[it] Триеста.
Сюжет поэмы Байрона привлек внимание Верди еще в начале 40-х годов, однако к 1848 году он охладел к нему и писал оперу нехотя, без увлечения, параллельно с этим занимаясь переработкой оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе» для парижского театра.
«Корсар» был поставлен в Триесте в 1848 году, однако был холодно встречен публикой и успех не имел. Эта опера считается одной из самых слабых в творческом наследии композитора[1].
Роль | Голос |
---|---|
Коррадо, корсар | тенор |
Медора, его возлюбленная | сопрано |
Паша Саид | баритон |
Гульнара, любимая рабыня паши | сопрано |
Джованни, пират | бас |
Ага Селим, военачальник | тенор |
Евнух | тенор |
Раб | тенор |
Действие оперы происходит на острове в Эгейском море и в турецком городе Корон в начале XIX века.
Греческий остров
Сцена I: Корабль Коррадо
Пираты ждут возвращения своего предводителя, Коррадо. Вскоре прибывает его корабль. Коррадо получил сообщение, что пришло время напасть на турецкий флот. Он сообщает об этом своим товарищам.
Сцена II: Дом Медоры
Медора с грустью думает о своем женихе Коррадо, ее сердце переполняет тревога. Чтобы развеять грусть, девушка играет на арфе. Вскоре появляется Коррадо и сообщает ей о предстоящей разлуке. Медора умоляет его остаться, но Коррадо непреклонен - вместе со своими товарищами он атакует корабли турецкого паши.
Корон, дворец паши
Сцена I: Гарем паши
Гульнара, любимая наложница паши, окружена заботой и вниманием, но ее совсем не радуют оказываемые ей почести, она бы с радостью бежала из гарема. Евнух приносит Гульнаре записку от паши: тот приглашает ее на пир по случаю похода на пиратов, который задумал паша.
Сцена II: Пир
Паша и его воины взывают к Аллаху, прося у него помощи в предстоящем сражении. В разгар пира во дворец приводят нищего дервиша. Паша cоглашается его принять. Дервиш сообщает, что сбежал от пиратов, и просит пашу о защите. Из гавани, где находится турецкий флот, доносятся крики: корсары подожгли корабли турок и теперь устремились во дворец. Воспользовавшись суматохой, дервиш скидывает с себя лохмотья - это Коррадо, который притворился нищим, чтобы проникнуть во дворец. Кажется, что фортуна на стороне пиратов, но Коррадо совершает роковую ошибку: понимая, что рабыни могут погибнут в огне пожара, он решает спасти Гульнару и других наложниц. Это дает туркам время, чтобы собрать силы и напасть на корсаров. Коррадо и его товарищей берут в плен; Сайд клянется, что казнит пиратов, несмотря на мольбы рабынь оставить их в живых.
Сцена I: Дворец паши
Сайд празднует победу, однако его радость омрачена ревностью: Гульнара, его любимая наложница, потребовала, чтобы он сохранил жизнь Коррадо; вероятно, она влюблена в предводителя пиратов. Когда рабыню приводят в кабинет, он прямо задает ей вопрос о ее чувствах к Коррадо; девушка признается, что любит корсара. Взбешенный паша выставляет Гульнару из своего кабинета. Видя ненависть Саида, девушка решает спасти Коррадо.
Сцена II: Тюрьма
Коррадо с тоской думает о своей участи: на рассвете его должны казнить. Вскоре в камеру приходит Гульнара и предлагает Коррадо бежать с ней, также она передает ему нож, чтобы при первой предоставившейся возможности пират убил Саида. Коррадо отказывается и признается, что его сердце принадлежит другой. Понимая, что ей не сломить упорство корсара, Гульнара покидает камеру. Спустя некоторое время наложница возвращается: она убила пашу и теперь их никто не сможет остановить. Коррадо решается на побег.
Сцена II: Остров в Эгейском море
Медора узнает, что Коррадо схвачен турками. Не надеясь больше увидеть своего жениха, она принимает яд. Вскоре к острову пристает корабль: это прибыл Коррадо и сопровождающая его Гульнара. Коррадо спешит обнять Медору; девушка благодарит Гульнару за спасение возлюбленного. Постепенно яд начинает действовать. Медора умирает прямо на руках у Коррадо. Не в силах бороться со скорбью, корсар бросается со скалы в море.
Год | Состав (Коррадо, Медора, Гульнара, Саид) | Дирижер | Лейбл |
---|---|---|---|
1971 | Джорджио Ламберти, Катя Риччарелли, Анхелес Гулин, Ренато Брузон | Хесус Лопес-Кобос | Gala Records |
1975 | Хосе Каррерас, Джесси Норман, Монсеррат Кабалье, Жан-Пьеро Мастромеи | Ламберто Гарделли | Phillips |
Оперы Джузеппе Верди | ||
---|---|---|
Оберто (1839) • Король на час (1840) • Набукко (1842) • Ломбардцы в первом крестовом походе (1843) • Эрнани (1844) • Двое Фоскари (1844) • Жанна д’Арк (1845) • Альзира (1845) • Аттила (1846) • Макбет (1847) • Разбойники (1847) • Иерусалим (1847) • Корсар (1848) • Битва при Леньяно (1849) • Луиза Миллер (1849) • Стиффелио (1850) • Риголетто (1851) • Трубадур (1853) • Травиата (1853) • Сицилийская вечерня (1855) • Джованна де Гусман (1855) • Симон Бокканегра (1857) • Арольдо (1857) • Бал-маскарад (1859) • Сила судьбы (1862) • Дон Карлос (1867) • Аида (1871) • Отелло (1887) • Фальстаф (1893) |
Корсар (опера).