Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Калейдоскоп

08-10-2023

Калейдоско́п (от греч. καλός — красивый, εἶδος — вид, σκοπέω — смотрю, наблюдаю) — оптический прибор-игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений: 45° — 8, 60° — 6, 90° — 4.

В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий.

Содержание

История

Прибор был известен ещё в Древней Греции[источник не указан 1009 дней].

В 1816 году во время проведения эксперимента с поляризацией света заново открыт шотландским физиком Дэвидом Брюстером.

В 1990-е годы в СМИ прошла информация о том, что родоначальником калейдоскопов в России был русский ученый М.В. Ломоносов и что три его изделия хранятся в Государственном Эрмитаже. Эта история не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Она была запущена в рекламных целях фирмой - производителем калейдоскопов.

Достоверные исторические факты о существовании калейдоскопов в России относятся к началу XIX столетия. К этому времени калейдоскопы уже стали известны в Англии благодаря шотландскому физику Сэру Давиду Брюстеру, который придумал его в 1816 году и запатентовал. Через пару лет калейдоскоп проник в Россию, где был встречен с невероятным восторгом и восхищением. Баснописец А. Измайлов писал о нем в журнале «Благонамеренный» за 1818 год [1]:

Смотрю – и что же в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы,
И аметисты и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!

Появление калейдоскопа в России совпало с периодом романтизма в русской культуре, который характеризовался в том числе интересом к транспарантам, то есть прозрачным картинам. Именно в это время вошли в моду витражи, и началась российская история этого искусства. Тогда же живописцы увлеклись изображением природных световых явлений: закаты и рассветы, извержения вулканов и сверкание молнии передавались на холсте с подчеркнутым натурализмом, а в некоторых случаях дело дошло до подмены красочных пигментов цветными стеклышками. Калейдоскопы с их вечно изменяющимися узорами, слагаемые невидимой силой, как нельзя более соответствовали эстетике эпохи романтизма.

Известна история, как один богач заказал калейдоскоп, в котором вместо стекол узоры слагались из драгоценных камней. Стоил этот калейдоскоп баснословных денег.

Разновидностью калейдоскопа был афанеидоскоп. В нем вместо прозрачных стеклышек употребляли и непрозрачные, например, цветы, насекомых, цветные камни, камеи. Этот прибор не имел наружного стекла и укреплялся в столешнице, под которой располагались предметы. Были и другие варианты калейдоскопа - дебускоп и типоскоп, о которых сегодня известно только специалистам-историкам. [2].

В энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Евфрона находим информацию, что благодаря красивости узоров калейдоскопа его хотели использовать для составления орнаментов, однако он в этом оказался мало полезен [3]. Пользу в этом качестве он стал приносить только тогда, когда появился фотоаппарат, который зафиксировал отдельные узоры из непрерывно меняющегося потока ярких картин внутри трубки с зеркалами.

Несмотря на незатейливость игрушки, многие изобретатели до сих пор ее усовершенствуют, внося в простую конструкцию что-то свое. Российские изобретатели также запатентовали ряд изобретений в области созданий калейдоскопов. Пик их активности приходится на 1960-1970-е годы, когда были запатентованы несколько десятков усовершенствованных приборов.

За рубежом изготовление калейдоскопов превратилось в самостоятельный вид искусства. В 1986 году было создано общество любителей калейдоскопов «Brewster Kaleidoscope Society». В России похожей организации пока нет.

Тяга к рекордам сказалась и в области создания калейдоскопов. В 2005 году в Японии на выставке «Экспо» был выстроен целый павильон размером с пятидесятиметровую башню, попав внутрь которого можно было ощутить себя внутри калейдоскопа.

В России существует несколько небольших предприятий, выпускающих калейдоскопы.

Виды калейдоскопов

Сегодня существует несколько основных разновидностей калейдоскопов.

  • Классический калейдоскоп подразумевает наличие разноцветной засыпки, которая перемещается при вращении корпуса калейдоскоп вокруг своей оси.
  • Гелевые (или масляные) калейдоскопы существуют в нескольких вариантах исполнения. Объединяет их все наличие гелеобразного вещества, в котором присутствует разноцветная засыпка, иногда в виде бисера, цветных стекол, фигурных элементов из фольги и других материалов. В них перед глазами возникает эффект движения благодаря перетеканию гелевого раствора с разноцветной засыпкой, который отражается в системе зеркал.
  • Калейдоскоп с вращающимися кольцами больше известен в странах Востока, чем в России. Традиционная оптическая схема из трех зеркал внутри отражает узоры, которые создаются вращением одного или двух колец на торце трубки. Наибольшей известностью в мире пользуются калейдоскопы израильского мастера Рои Коэн Гильад. Мастер постоянно работает над усовершенствованием конструкций своих изделии и придумывает новые модели. Одна из них – тоннелескоп, который состоит из прозрачной цельной трубки, с полированным торцом-глазком. Два крутящихся кольца с цветным заполнением создают бесконечную серию узоров, которые превращаются для зрителя в эффектный светящийся разными красками тоннель.
  • Талейдоскопы (или теледоскопы) – изделия с традиционной оптической схемой, не имеющие внутри цветной засыпки. Их секрет кроется в другом: узоры создаются из отражения частичек окружающего нас мира. Фрагмент изображения, на который направлена труба талейдоскопа, увеличивается благодаря линзе и многократно отражается от зеркальной внутренней призмы. Внутри талейдоскопа привычное нам окружение трансформируется в необыкновенный мир.

Примечания

  1. Перельман Я. И. Занимательная физика. М., 1986, с. 142-143.
  2. Описание оптических увеселительных приборов. СПб., 1861. С. 64-66.
  3. Новый энциклопедический словарь, СПб., 1913. Т. 20. С. 469.

Список литературы

  • Калейдоскоп, оптический прибор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Глюк И. И все это делают зеркала. М., 1970. С. 37-39.
  • Иванов Б. Энциклопедия юного мастера. М., 1964. С. 87-88.
  • Тарасов Б. В. Самоделки школьника. М., 1968. С. 39-42.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Калейдоскоп
  • Калейдоскоп
  • КОЛЛЕКЦИЯ УСКОЛЬЗАЮЩИХ УЗОРОВ. БОЛЬШОЙ КАЛЕЙДОСКОП. Наука и жизнь
  • История чудесной игрушки
  • Инструкция по сборке макета калейдоскопа из подручных материалов
  • Онлайн-калейдоскоп


Калейдоскоп.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15