20-04-2023
Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.
Первые кадетские корпуса появились в Пруссии в 1653 г., когда великим курфюрстом учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы. В 1716 г. король Фридрих Вильгельм I сформировал в Берлине роту кадет, назначив её шефом своего четырёхлетнего сына, будущего полководца Фридриха Великого. В начале XX века собственно кадетские корпуса имелись в России, Германии, Японии и Черногории, учебные заведения кадетского типа — практически во всех развитых странах мира.
В России кадетский корпус впервые был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха: в 1732 г. он представил на утверждение императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России «Корпуса кадет». Учащиеся кадетского корпуса носили военную форму и проходили строевое обучение[1]. Основанную Петром I в 1701 г. «Школу математических и навигацких наук», существовавшую на тех же принципах, всё же нельзя отнести к чисто военным учреждениям — там готовились специалисты по морским наукам вообще. А вот гарнизонные школы, низший разряд военно-учебных заведений в России можно считать предшественниками кадетских корпусов в России. Возникшие в 1721 г. по указу Петра I, находившиеся при воинских гарнизонах (полках) школы обучали солдатских детей (с 7-ми лет) грамоте, строевой подготовке, основам артиллерии, инженерного дела и другим военным наукам. В возрасте 15-ти лет их воспитанники зачислялись в армию.
В 1743 г. была проведена первая реорганизация военно-учебных заведений: Школа навигацких искусств была переименована в Морской корпус, а Миниховский корпус — в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. При Екатерине II было решено дать в сухопутных корпусах специализацию по родам оружия и основан Артиллерийский и инженерный корпус. При Александре I кадетские корпуса появились за пределами Петербурга: сначала в Шклове, (затем этот корпус был переведён в Москву), затем в Омске, Оренбурге, Гельсингфорсе, Нижнем Новгороде.
В 1831 г. в связи с тем, что многие выпускники и ученики Калишского корпуса приняли участие в Польском восстании на стороне инсургентов, этот кадетский корпус был упразднён.
Кадетские корпуса первой половины XIX в. совмещали в своей учебной программе общеобразовательный и военно-специальный курсы, и выпускали окончивших курс непосредственно в офицеры. Вследствие этого, кадеты должны были не только усвоить учебную программу, но и настолько ознакомиться со строевой службой, чтобы, сразу же после поступления в полк, быть способным командовать вверенными им подразделениями рядовых солдат. В строевом отношении каждый кадетский корпус представлял собой батальон, под командованием батальонного и ротных командиров, являвшихся штатными офицерами корпуса. Ежедневно проводились двухчасовые строевые занятия, включавшие в себя маршировку различными темпами (тихим, учебным, вольным, скорым, и беглым шагом), ружейные приемы, церемониальные марши, ломку строя, и всевозможные тактические построения, исполняемые по сигналам труб и барабанов. Строевой подготовке придавалось исключительное внимание - малейшее неточное движение или оплошность в выполнении команды считались преступлением, влекущим за собой строгие наказания. В летнее лагерное время, те же фронтовые упражнения проводились дважды в день.
В петербургских и московских корпусах ежегодно проводились смотры, куда приезжал император Николай I, считавшийся большим знатоком фронтовой службы. В присутствии царя кадетские батальоны должны были показать исключительно высокую строевую выучку.
При разделении воспитанников на ротные группы, учитывались не столько их возраст и успехи по учебе, сколько строевые способности. Кроме того, воспитанники старших классов могли быть переводимы в младшие роты для помощи ротным офицерам в наблюдении за порядком и обучении фронту младших кадет. Из-за этого, в каждой из рот встречались кадеты самых разных возрастов. Кадетские корпуса были закрытыми учебными заведениями, где зачастую процветали негативные явления обусловленные их специфической организацией: грубость нравов, конфронтация "отчаянных" кадет с начальством и другими кадетами, и т. п. Во многих корпусах случались случаи гомосексуализма. Везде была установлена суровая дисциплина с телесными наказаниями, при чем ротным командирам было предоставлено право сечь кадет розгами по своему усмотрению. За нарушения воинской дисциплины и внутреннего порядка, кадеты старших классов могли быть отчислены на службу в армию в рядовом или унтер-офицерском звании.
В учебном отношении корпуса включали в себя 6 общих классов (вначале - 2 приготовительных, и 4 общих; впоследствии было создан 1 приготовительный и 5 общих), и специальный курс, состоявший из I и II обязательных специальных класса, и III необязательного. В последний поступали, по собственному желанию, кадеты, стремившиеся углубить свои познания в военных науках.
В каждом классе разрешалось оставаться по 2 года, из-за чего некоторые кадеты проводили в приготовительных и общих классах очень много лет. Вызывалось это не только слабыми способностями или ленью, но и усиленными строевыми упражнениями, которые отнимали у кадет силы и время для тщательного приготовления уроков.
III специальные классы были учреждены в последние годы дореформенной эпохи по инициативе Я. И. Ростовцева, и существовали только в столичных (Москва и Санкт-Петербург) корпусах. Класс подразделялся на три отделения (направления): инженерное, артиллерийское, и генерального штаба. Помимо общих для всех наук, в инженерном отделении изучались архитектура, строительное искусство, начертательная геометрия, и фортификационное черчение. В артиллерийском - преподавали высшую математику и артиллерийское черчение. На отделении же генерального штаба изучалась военная история, где требовалось большое самостоятельное сочинение (критический разбор какой-нибудь войны).
Кадеты - выпускники III специального класса получали чин прапорщика гвардии, или подпоручика артиллерии, или поручика армии. Из II специального класса выпускали в звании подпоручиков в артиллерию и армии, в зависимости от успехов по учебе. Для тех же, кто много раз оставался на второй год в корпусе, делались смягчения - из I специального класса могли выпускать прапорщиками в линейные батальоны, а из 5 общего класса - в местные батальоны внутренней стражи, называемые "гарнизоном". В последних, офицерское общество состояло в основном из "бурбонов", произведенных в офицеры рядовых солдат. На киверах они носили кокарду, имеющую, вместо герба, трехпламенную гранату, очертания которой напоминали летящего воробья. Благодаря этому, служивших в "гарнизоне", в военной среде зачастую называли "распятыми воробьями".
Интересно, что схожую с кадетскими корпусами организацию имели и многие учебные заведения гражданских ведомств. Так, Лесной институт, Межевой институт, Горный институт, и Институт инженеров путей сообщения были аналогичным образом разделены на роты, их воспитанники носили форменную одежду, занимались строевой подготовкой, по-тогдашнему, "фронтовым образованием", и выпускавшиеся из этих училищ кадеты получали воинские звания, несмотря на то, что они начинали службу в гражданских ведомствах. Подобие этому мы можем найти во внутренних порядках речных и мореходных училищах СССР, где так же существовала строевая организация, и соблюдался Устав вооруженных сил.
После поражения в Крымской войне в 1855 г., назрела необходимость преобразований, как в армии, так и в военно-учебных заведениях. К тому времени, только треть офицерских вакансий в армии замещалась кадетами; оставшийся некомплект покрывался произведенными в офицеры юнкерами и вольноопределяющимися, часто имеющими минимальное общее и специальное образование:
В формуляре многих офицеров значилось тогда: «общее образование получил дома, военное — на службе»..— А. И. Деникин, «Старая армия»
...Выпущенные из кадетских корпусов офицеры отличались совершенным неведением военного быта и воинской дисциплины, не имели основательных научных познаний, пренебрегали исполнением служебных обязанностей и самою службой, нередко относились с неуважением к старшим и вообще вносили с собою такое нравственное направление, от которого можно было опасаться вредных последствии для самой армии. Вместо того, чтобы быть руководителем солдат и надежным помощником начальника, офицер, выпущенный из корпуса, сам нередко нуждался в дядьке; самоуверенность же, развитая и нем, препятствовала ему на службе приобрести необходимую практическую подготовку, что и побуждало тогда большую часть начальников в армии искать для своих частей офицеров из юнкеров, хотя и менее образованных, чем кадеты, но зато более полезных для службы своим знакомством с условиями военного быта и воинских требований— генерал-майор М. С. Лалаев, «Исторический очерк образования и развития 1-го Московского кадетского корпуса. 1776—1878.»
В конце 1850-х - начале 1860-х гг., почти во всех корпусах происходили массовые нарушения дисциплины, зачастую переходившие в бунт. В 1-м Московском корпусе были официально зарегистрированы "неучтивые ответы", "неуместные и неприличные объяснения", "неисполнение приказаний", "неоднократное ослушание", "строптивость и упрямство", "возбуждение других к ослушанию", "грубость и дерзость", "самовольный уход из заведения", "присвоение и продажа чужой собственности". Во 2-м Московском - картежная игра и "самовластный уход из классов". Александровский Брестский кадетский корпус был расформирован в 1863 г. из-за кадетского мятежа. Подобные явления имели место и в Новгородском графа Аракчеева кадетском корпусе:
Быть может..., мы смотрим на проступки глазами кадета старого времени, когда резкие ответы офицеру, отлучка за стены корпуса, возражения из строя, или отказ исполнить приказание, считались криминалами [sic], и были редкостью. Начиная с 1857-го года они перечисляются в приказах 5 - 6 раз в месяц, к ним как будто привыкают, и за них ограничиваются убавлением одного или двух баллов за поведение, или арестом дня на три, и только в крайнем случае снятием погонов."— генерал-лейтенант П. П. Карцов, «Исторический очерк Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса»
В 1863—1865 гг. в рамках общей военной реформы было упразднено несколько военно-учебных заведений, среди которых было и два кадетских корпуса, остальные (за исключением Пажеского и Финляндского корпусов) были разделены на военные училища, заменившие высшие (специальные) классы корпусов, и военные гимназии.
После русско-турецкой войны 1856 года было признано необходимым переустроить военно-учебные заведения с целью повысить общеобразовательные требования и поставить воспитанников старших классов в условия возможно близкие к военному быту, чтобы при выпуске в офицеры они были подготовлены вполне ко всем требованиям службы. Для этого специальные классы кадетских корпусов в 1863 году отделили от общих, с образованием из первых «Военных училищ» с чисто военной организацией, а из вторых — «Военных гимназий» с курсом общеобразовательным; в 1863 году основаны три военных училища: 1-е Павловское и 2-е Константиновское в СПб и 3-е Александровское в Москве.В 1864 году на тех же основаниях учреждено из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров — Николаевское кавалерийское училище в СПб. Затем, ввиду того, что военно-учебные заведения были не в состоянии давать армии все необходимое ей число офицеров, пришлось учредить «Юнкерские училища», а для подготовки к поступлению в них «Военные прогимназии».
— А. Л. Марков, «Кадеты и юнкера»
К исходу 1881 г. был выработан план новых преобразований:1. Восстановить наименование военных гимназий «кадетскими корпусами», так как это название точнее определяет их прямое назначение.
2. Сохранив установившийся в сих заведениях общеобразовательный учебный курс и общие основы воспитания, уравнять их в средствах содержания и придать всему строю внутренней жизни в них такой характер, который вполне отвечал бы цели учреждения подготовительных военно-воспитательных заведений.
3. Замещать впредь должности воспитателей исключительно офицерами.
4. Оставить по-прежнему разделение воспитанников на группы по возрастам и классам, присвоив этим группам наименование «рот», с установлением вновь должностей ротных командиров.
5. Военные прогимназии положено одновременно с тем упразднить, сохранив из них только Вольскую и Ярославскую, с переименованием их в «Военные школы», собственно для воспитания и элементарного образования малолетних, удаляемых из кадетских корпусов по малоспособности или нравственной испорченности.
— А. Л. Марков, «Кадеты и юнкера»
В 1882 г. была проведена большая реформа военно-учебных заведений, местные военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, также школа гвардейских подпрапорщиков была преобразована кадетский корпус; в Новочеркасске появился Донской Императора Александра III кадетский корпус, а несколько позже в Оренбурге был основан 2-й Оренбургский кадетский корпус.
В начале XX века, в связи с увеличением населения на окраинах империи были основаны кадетские корпуса в Ташкенте и Хабаровске, также появились новые корпуса и в центральных губерниях.
К 1917 году на территории России действовало 30 кадетских корпусов[2]. В 1918 году кадетские корпуса на контролируемой большевиками территории были упразднены; несколько корпусов действовало в эмиграции.
Несколько казачьих кадетских корпусов содержались на средства отпущенные из войсковых капиталов; они были доступны для детей всех казаков, но первенство приема принадлежало сыновьям офицеров, чиновников и дворян. По времени основания, самым старшим из казачьих кадетских корпусов был Оренбургский Неплюевский, основанный в 1825 г.; следующий за ним — Омский кадетский корпус, преобразованный из Войскового казачьего училища в 1848 г.; затем шли Донской Императора Александра III кадетский корпус, с годом основания 1883-м, Второй Оренбургский кадетский корпус, основанный в 1887 г, и, наконец самый молодой — Владикавказский кадетский корпус, основанный в 1901 г.
В скобках указана дата основания и преобразования, выделено наиболее распространённое в литературе именование корпуса.
Кадетская школа-интернат №5 "Преображенский кадетский корпус" г. Москвы
Кадетские корпуса.