14-09-2023
Мудрость получения (ивр. חוכמת הקַבָּלָה — хохмат а-каббала, учение о получении, наука каббала) — течение в каббале, последователи которого считают каббалу «особой наукой» о мироздании, содержащей базовый механизм познания окружающего мира и смысла существования человека. Основным современным представителем данного направления является Михаэль Лайтман.
Подход Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о каббале, как о мистическом направлении в иудаизме. Лайтман считает каббалу «наукой о мироздании»,[1] не имеющую отношения к мистике и религиозным верованиям[2] и определяющую религии и верования, как частные случаи несовершенного описания существующей реальности.[3] Лайтман утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности.
Наука Каббала — это методика раскрытия единой управляющей всем мирозданием Высшей силы каждому из находящихся в этом мире.
— "Свобода Воли"
Подобные взгляды вызывают резкое неприятие со стороны последователей традиционного подхода к каббале.
Содержание
|
«Каббала» в переводе с иврита означает «получение», то есть, обретение особого знания о причинах всего происходящего в мире. Эта традиция иудаизма связана не столько с непосредственным получением конкретных знаний от кого-то, сколько с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования. Материалом для осмысления служат священные книги.
Учение было сформировано в Средние века. Основу каббалы составляют сочинения Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного под именем Аризаль).
Значительный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р. Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572). Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы. Ари систематизировал учение и изложил его не в виде аллегорий, как было принято до него, а виде системы формулировок и определений. Один из учеников р. Хаим Виталь (при помощи своего сына Шмуэля Виталя) изложил учение Ари в трактате Писания Ари (ивр. כתבי ארי). Эта книга стала второй по важности после Книги Зогар. Книга Эц Хаим («Древо Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари».
Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение» или «сопротивление»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.
Бааль Сулам (Йегуда Ашлаг) продолжил развивать Лурианскую каббалу. Он написал ряд важных каббалистических книг. Ему принадлежит основной современный учебник по каббале «Талмуд эсэр сфирот», своего рода комментарий на Книгу Эц Хаим, которая, в свою очередь комментирует Зоар. Бааль Сулам являлся сторонником массового распространения Каббалы и основателем нового каббалистического направления.
В статье «Суть науки Каббала» Бааль Сулам дал определение:
Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую «раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире».[4]
Лайтман считает себя учеником Бааль Сулама, последователем и распространителем его идей. Последователи Лайтмана считают каббалу наукой, основанной на повторяемых экспериментах, хотя ни одного объективного результата таких "экспериментов" до сих пор представлено не было. Различные учёные по-разному оценивают подобный подход в каббале (см. раздел Мнения о месте каббалы среди наук, религий и культур).
В основу мировоззрения, которого придерживаются последователи Лайтмана, положено практическое изучение «Творца» и «Творения» как двух абсолютно противоположных свойств, которые они трактуют как свойства отдачи (альтруизм) и свойства получения (эгоизм). Свойство отдачи описывается как сила, в которой отсутствует какой-либо элемент эгоистического наслаждения. Свойство получения — это эгоизм, который даже действие отдачи использует ради наслаждения (получение почёта, чувство самоуважения, удовлетворения и т.д).
Основной целью считается приведение эгоистической сущности («Творения») к подобию и слиянию с альтруистической («Творцом») через подобие по намерению, так называемое «получение ради отдачи». При этом единая альтруистическая сила («Творец») воздействует на человека, как прямо (притягивая через стремление к смыслу жизни), так и обратно (подталкивая ударами, которые человек ощущает в силу отсутствия подобия своих свойств альтруистической силе).
…нет никакой другой силы в мире, у которой была бы возможность что-то сделать против Творца. А то, что человек видит, что есть в мире вещи и силы, отрицающие существование Высших сил, так причина в том, что таково желание Творца. И это метод исправления, называемый «левая рука отталкивает, а правая приближает», — и то, что левая отталкивает, входит в рамки исправления. Это значит, что в мире существуют вещи, которые с самого начала приходят с намерением сбить человека с прямого пути и отбросить его от святости.
А польза этих отталкиваний в том, что с их помощью человек получает потребность и полное желание, чтобы Творец помог ему, так как иначе он видит, что пропадет.[5]
В мере индивидуального ощущения Творца, каждый человек обучается тому, как обходиться в мире без контроля с Его стороны, как обрести свободу воли и управлять миром вместо Него. По сути, именно к этому направлено давление на нас высшей управляющей силы — Творца.
Раскрытие всему человечеству общих законов мироздания, причины и смысла своей жизни приведёт мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой, прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф.
Изучай каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все!
Т. Парацельс, «Парагранум»
Каббала исследует мироздание, включая его начало и конец, процесс формирования и общее устройство, движение в целом и каждой его детали в частности. Она изучает:
Каббала предлагает свою методику исследования мира развитием дополнительных способностей человека в ощущении окружающего мира. Поскольку каббалисты предполагают, что из поколения в поколение человечество и человек меняются (хотя это и не доказано), то, соответственно, должна меняться и методика. Слово «каббала» (ивр. «получение») выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Каббалисты рассказывают нам о технике, основанной на их личном опыте. Эту технику, методику они назвали «наукой получения» — «Хохмат а-каббала».
Каббалисты описывают постижения и дают им названия. Всё воображаемое, то есть, то, что реально не постигнуто, нельзя называть по имени и определять словами.
Главное отличие методики каббалы от научного метода познания состоит в том, что, изучая духовные объекты, их описания каббалистами, ощутившими их и исследовавшими, человек должен стремиться уподобиться этим духовным объектам, их свойству добра и власти над своими желаниями. Когда человек изучает математику, он не должен становиться похожим на треугольник или круг. Но, когда он изучает каббалу — должен уподобиться тому, что изучает.
Методика каббалы рассматривается как методика индивидуального совершенствования каждого. Она стремится к тому, чтобы любой человек относился ко всему обществу, как к единому целому, потому что в этом единстве он достигает слияния с Творцом. Таким образом, методика каббалы является индивидуальной, но, по мнению каббалистов, должна приводить к всеобъемлющему результату.
Основные элементы методики:
Возлюби ближнего, как самого себя!
— Ваикра (Левит), 19:18
Каббала состоит, в основном, из двух частей:
Обе её составляющие изучаются одновременно.
Внутреннее созерцание направлено на создание и развитие у человека так называемого экрана — инструмента духовного постижения. Экран — это способность не находиться под властью наслаждения, смотреть со стороны на свой эгоизм, осознавая его во все большем объёме, и использовать его ради отдачи. Не подавление эгоизма, а его использование ради отдачи, совершенно не ради себя — является отличительной особенностью каббалистической методики.
Изучение второго раздела призвано объяснить ученику структуру того, что он постигает.
Человек заранее, теоретически, изучает какой-либо объект: его свойства, силы, динамику и т. д. Разбирает, осваивает по книгам, написанным каббалистами. Одновременно с этим, при помощи внутреннего созерцания, он создаёт в себе экран, шестой орган чувств, и тогда теория становится для него практикой. Тогда человек приходит к тому, что изучает структуру мироздания уже своим постижением, своим ощущением.
Выясняя структуру мироздания, человек изучает то, как высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху вниз, то есть от альтруистических (верхних) свойств к эгоистическим (нижним). Этот путь называется в каббале «порядком нисхождения миров, парцуфим и сфирот». Путь внутреннего созерцания называется также «постижением Высшей силы».
Человек, постигающий Высшую силу, обязан идти снизу вверх, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении Высшей силы сверху вниз. Полное постижение Высшей управляющей силы происходит постепенно и проявляется в ощущениях человека в течение определённого времени, в зависимости от скорости очищения от эгоизма, пока он не постигнет все свойства всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз. Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает лестницу со ступенями.
Каббала не занимается проявлениями сверхъестественного в нашем мире, не имеет амулетов и не практикует никаких ритуалов, магий, медитаций, излечений и гимнастик. Каббала не занимается заклинаниями, благословениями и проклятиями. Единственное чудо, относящееся к каббале, единственное подлинное чудо состоит в том, что маленькая искра духовного желания воспламеняет человека, поднимает его над повседневностью и выводит в духовный мир. Любые же иные события не являются чудесными, поскольку они возможны в рамках нашего мира, пусть даже их вероятность мизерная. Иногда за мистическую часть в каббале, по ошибке, принимают изображения сфирот и формулы гематрии. Любое изображение сфирот, миров, гематрий — не более чем прикладной материал. В них не больше мистики, чем в изображениях интегралов в математике.
Поскольку у людей не было правильного ключа к Тайне, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода «вульгарная каббала», которая далека от истинной каббалы, а также различные фантазии под ложным названием «магии», и этим полнятся книги.— Г. В. Лейбниц, «Философские труды»
С точки зрения Лайтмана, каббала не является философией, так как, в отличие от философии, не опирается на абстрактные понятия, а занимается исключительно реальными желаниями и намерениями человека и теми формами, которые принимают эти желания. Однако независимые от Лайтмана авторы обычно характеритуют его каббалу именно как философское направление.
Взгляд на каббалу как на философию характерен для одного из направлений христианской каббалы[6]
Некоторые современные исследователи определяют каббалу как философию или нетрадиционную науку. Так, например, философ, культуролог и методолог науки Вадим Розин не соглашается с Михаэлем Лайтманом и пишет:
Михаил Лайтман склонен идентифицировать каббалу с точными, естественными науками, мой анализ показывает, что более правильно относить её к нетрадиционным наукам, ведь одна из функций каббалы состоит как раз в обосновании и расширении каббалистического опыта жизни. Хотя я понимаю, что это вопрос спорный и на каббалу можно посмотреть иначе.[7]
Доктор философских наук, ст. науч. сотр. Института Философии РАН Яков Иосифович Свирский говорит:
Наблюдаемые аналогии в интенциях современного естествознания и науки Каббала позволяют выдвинуть гипотезу, согласно которой синтетическое видение мира, в котором так нуждается современное мышление, может быть конструктивно развёрнуто лишь в режиме интенсивного диалога разных, если можно так выразиться, культурных программ. Причём каббала в рамках такого диалога выступает в качестве духовного катализатора нового мировоззрения, конструктивным образом сочетающего в себе достижения самой передовой научной и философской мысли.[8]
Наука базируется на утверждениях, которые можно подвергнуть проверке экспериментальным путём. Экспериментального подтверждения существования Высшей Силы нет; следовательно, называть каббалу наукой неверно. Согласно определению самих последователей каббалы, каббала — это индивидуальное ощущение Творца каждым человеком лично. Однако личное ощущение всегда субъективно и не может быть объективной наукой по определению.
Против отношения к каббале, как к науке высказался академик Российской академии естественных наук, доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Вадим Сперанский:
Каббалу никак нельзя назвать наукой, как бы этого ни хотелось её апологетам. Согласно принципу фальсификации, разработанному историком науки и философом Карлом Поппером, любую науку можно подвергнуть критической проверке экспериментальным путём. Если такого эксперимента нельзя поставить ни сейчас, ни в обозримом будущем, значит, мы имеем дело не с наукой… Каббала… может быть отнесена к серьёзным феноменам общечеловеческой культуры, достойным изучения, но никак не к научным дисциплинам. Используемые в каббале обозначения — это не научные термины, которые всегда имеют абсолютно чёткий, рациональный смысл. Это заклинания, несущие некую мистическую информацию.— «Каббала в Академии Наук»[9]
Путь большинства религий — давить в себе материальное и тем самым обнаруживать духовное. Путь каббалы — исследовать, развивать и возвеличивать духовное, не занимаясь подавлением материальных страстей — достаточно того, что тело ограничено законами общества.
Из статьи «Отличие каббалы от религии»:
Религия считает, что Творец меняет своё отношение к человеку в зависимости от действий человека. А каббала считает, что высшая сила неизменна и действия человека её не меняют, но действия человека меняют его самого, и поэтому он уже по-иному воспринимает высшее управление: если изменения в нём ведут к большему подобию Творцу, — ощущает Его как более благосклонно расположенного к нему, если же человек изменился в сторону больших отличий своих свойств (получения) от свойств Творца (отдачи), то ощущает, будто Творец стал относиться к нему более негативно.[10]
Такой подход не учитывает, что в буддизме и даосизме высшая сила точно так же неизменна, действия человека меняют не её, а самого человека. Не вопрос о характере поведения высшей силы делает религию религией. Принимаемое на веру положение о том, что высшая сила (Творец) существует, делает каббалу религией.
Против лайтмановского подхода к каббале возражают представители ортодоксального иудаизма.
Если бы прислушались ко мне мои современники, в которых устрашающе возгорается нечистота, начинали бы изучать книгу Зоар и книгу Тикуней Зоар с 9-летними, чтобы подражать ей, тогда бы страх прегрешения упредил знания и устояли бы
Так же приводятся следующие возражения против заявлений Лайтмана о научности своего подхода:
Каббала (Лайтман).