08-10-2023
Исламофаши́зм (англ. Islamofascism) — дискуссионный неологизм, термин, служащий для проведения идеологических параллелей между современным исламским экстремизмом и фашизмом или национал-социализмом начала XX века[1].
Термин был введён в употребление французским историком Максимом Родинсоном (1915—2004) для обозначения революционной исламской диктатуры в Иране после 1979 года[2][3]. Некоторые источники утверждают, что автором термина была итальянская писательница Ориана Фаллачи[4].
Содержание |
Категорическое отрицание ряда ценностей Запада и склонность исламистов к радикальным методам борьбы[5][6] против того, что Усама бен Ладен ранее и другие исламисты сегодня называют «вторжением неверных» и «оккупацией мусульманских земель»[7], дали основание ряду учёных, публицистов и политиков ввести в оборот термин «исламофашизм». Этот термин впервые использовал французский историк ислама, марксист Максим Родинсон, обозначивший им режим революционной исламской диктатуры в Иране после событий 1979 года[2] Родинсон писал в Le Monde, что такие движения как возглавляемое Хомейни и Братья-мусульмане являются одной из форм «архаичного фашизма»[3].
Известный философ Френсис Фукуяма в 2002 году утверждал, что сегодняшний «конфликт цивилизаций» — это не просто борьба с терроризмом и не борьба с исламом как религией или цивилизацией, а скорее «борьба с исламофашизмом», то есть с радикально нетерпимой и антисовременной доктриной, отрицающей ценности западной цивилизации, которая недавно получила распространение во многих частях исламского мира.[8][9]
Также оправданным считает применение данного термина к радикальному исламу, к примеру, преподаватель в области исламских исследований и сравнительного религиоведения Университета Калифорнии доктор Майлз Рутвен. Он впервые применил этот термин ещё 8 сентября 1990 года в газете The Independent.[10][3]
Популяризаторы термина «исламофашизм» аргументируют его применение следующим образом:[11]
За время, прошедшее после второй мировой войны, термин «фашизм» утратил свой этно-расовый оттенок и стал означать любые тоталитарные системы и идеологии, провозглашающие превосходство определенной группы людей над всеми другими, отрицающие демократию, плюрализм, свободу слова и так далее. Типичными проявлениями такого тоталитарного мышления некоторые считают ненависть к Западу, к евреям, к людям нетрадиционной сексуальной ориентации, склонность к теориям заговоров и готовность легко оправдать насилие и жестокость во имя политических целей, которые оправдывают средства |
По некоторым сведениям, один из теоретиков современного радикального ислама египтянин Сейид Кутб признавал влияние французского фашистского философа Алексиса Карреля.[11]
После совершения крупномасштабных терактов 11 сентября в Нью-Йорке, выражение «исламофашизм» было использовано президентом США Джорджем Бушем в официальном заявлении:[12]
Противостояние терроризму — первостепенная задача XXI века. Это только начало длительной борьбы с идеологией, идеологией реальной и глубокой. Это — исламофашизм. Он выступает в разных обличьях, но его последователи применяют единую тактику, направленную на уничтожение людей и имущества ради воцарения хаоса, в надежде на то, что их видение мира станет доминирующим на Ближнем Востоке |
В данном выступлении президент США назвал причиной атак «их ненависть нашей свободы». Но по мнению бывшего сотрудника ЦРУ Майкла Шейера, «политики пребывают в большом заблуждении. Мы были атакованы из-за того, что мы сделали в исламском мире, а не из-за того, во что мы верим, или из-за того, как мы живём».[13]
Консервативная газета The Washington Times в редакционной статье «Это фашизм» поставила знак равенства между «философскими воззрениями Гитлера, Муссолини, лидеров империалистической Японии и других фашистских режимов» и «философией Аль-Каеды, Хизбаллы, Хамаса и многих других типов исламизма в мире».[14]
В ведущих университетах США прошла с 22 по 26 октября 2007 г. «неделя против исламофашизма» и сопровождалась показом документальных фильмов и распространением литературы о радикальном исламе и исламских террористических организациях[15].
Ряд политиков-консерваторов США — Джек Веллер, один из авторов доктрины Рейгана и Стив Болдуин, исполнительный директор Совета по национальной обороне — решили учредить «Антиисламофашистское Движение».[16] Термин исламофашизм по отношению к исламским радикалам употребляет также премьер-министр Великобритании Тони Блэр[11], министр национальной безопасности США Майкл Чертофф[14], влиятельный американский политик, бывший советник Ричарда Никсона Чак Колсон[17], политические обозреватели ряда американских СМИ.[18]
Скандально известный голландский политик Герт Вилдерс утверждает, что «Существует один ислам — тоталитарно-фашистский» и сравнивает Коран с книгой Адольфа Гитлера «Майн Кампф»[19].
Множество сходных черт у исламизма и таких тоталитарных идеологий как национал-социализм и коммунизм видит американский политолог Марк Александер[20]. Алжирский писатель Буалем Сансал (англ.) считает, что между исламизмом и национал-социализмом очень много общего: стремление к завоеванию не только умов, но и территорий, а также идея уничтожения всех, кто не подчиняется этой идеологии[21].
Однако некоторые известные учёные и политики критикуют употребление данного термина. В частности, Евгений Примаков считает, что есть исламский экстремизм, но не исламофашизм, поскольку по его мнению фашизм строится на национализме.[22] Аналогичный аргумент выдвигает исследователь ислама Реза Аслан[23].
В апреле 2008 года агентство Associated Press сообщило, что американским федеральным учреждениям, в том числе Государственному департаменту и департаменту Национальной Безопасности, было рекомендовано отказаться от использования термина «исламофашизм». Действия направленные на улучшение освещения «войны с терроризмом» перед мусульманской аудитории и СМИ, в записке говорится: «Мы общаемся с нашей аудиторией, а не пытаемся конфликтовать с ней. Мы не оскорбляем и не смешиваем их с такими уничижительными терминами, такие как „исламофашизм“, который считается оскорбительным для многих мусульман».[24]
Известный неоконсервативный американский историк ислама и эксперт по терроризму Даниэль Пайпс, комментируя полемику вокруг применения данного термина, написал, что слово «фашист» в контексте обсуждения радикального ислама вводит в заблуждение:[14]
Использование термина исламский фашизм следует рассматривать как часть длившегося десятилетиями поиска термина для названия одной из специфических форм ислама. Этот термин должен позволить узнавать эту форму ислама по ее политическим воззрениям, экстремизму и часто — по применению насильственных действий… Хотя термин исламские фашисты лучше, чем террористы, давайте надеяться на то, что скоро появится лучший, выработанный общими усилиями термин. Я голосую за термин «исламисты». |
Некоторые критики утверждают, что термин используется для пропаганды[25] В частности, Джозеф Собран пишет, что нельзя называть Аль-Каиду фашистской, если только не использовать слово «фашистский» как синоним слова «отвратительный».[26]
Такие критики как обозреватель «Нью-Йорк таймс» Пол Кругман утверждают, что «исламофашизм это пустая пропаганда»[27]. Эксперт по вопросам безопасности Бенджамин Даниэль, политолог Норман Финкельштейн и обозреватель Даниэль Ларинсон утверждают[28], что этот термин по сути бессмысленен.
Совет по американо-исламским отношениям жаловался на употребление данного термина, говоря о том, что использование термина «усиливает ощущение того, что война с террором является фактически войной с исламом»[28].
Согласно израильскому и американскому писателю и публицисту Михаэлю Дорфману «Термин „исламофашизм“ слеплен специально для того, чтоб привязать радикальный ислам к событиям и самое главное, к мифам Второй мировой войны, к Холокосту.»[29]
Исламофашизм.