16-10-2023
Ибн Кайим Джаузия араб. ابن قيم جوزية |
|
---|---|
Рождение: | 1292, Дамаск |
Смерть: | 1350, Дамаск |
Школа, течение: | ханбалитский мазхаб |
Учителя: | Ибн Таймия |
Ибн Ка́йим Джаузия (араб. ابن القيم الجوزية, Абу Абдулла Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Саад ибн Хариз ибн Макки Зайнуддин أبو عبدالله شمس الدين محمد بن أبي بكر بن أيوب بن سعد بن حريز بن مكي زيد الدين) (1292, Дамаск—1350, там же) — мусульманский богослов, видный представитель ханбалитской школы мусульманского права[1].
Прозвище «ибн Кайим аль-Джаузия» закрепилось за Шамсуддином, потому что он был сыном опекуна медресе Джаузия в Дамаске (арабское слово «каййим» (араб. قـيّم) можно перевести на русский язык как «уполномоченный» или «опекун»)[2][3].
Ибн Кайим родился в Дамаске седьмого числа месяца сафар 691 года по хиджре (2 февраля 1292 года н. э.)[2][4].
Он рос и воспитывался в доме глубоко верующих людей в атмосфере набожности и благочестия. Знания он начал получать ещё в детстве, будучи менее семи лет от роду. Начальное образование ибн Кайим получил в Дамаске. В то время этот город славился своими учеными-богословами. Позже молодой Шамсуддин отправился в поисках знаний в Египет (араб. مصر)[2].
Ибн Кайим был разносторонне образован[1]. Так, знания хадисов он приобретал у судьи Такияддина ибн Сулеймана, Исмаила ибн Мактума, Фатимы бинт Жаухар и других. Арабскому языку он учился у Али ибн Абу аль-Фатх Баали и под его руководством изучал книги «аль-Мулаххис» Абуль Бака’а, «Джаржания», «Альфию ибн Малика», а также такие книги, как «аль-Кафия уа-ш-Шафия» и «Тасхиль». Знание усуль (основ) и фикха он приобретал у таких шейхов, как Софияддин аль-Хинди и шейх-уль-ислам ибн Таймия, а также у шейха Исмаила ибн Мухаммада аль-Хароний, под руководством которых изучал книги «ар-Рауда» ибн Кудамы, «аль-Ахкам» Амидия и многие другие[2].
С Такйиддином ибн Таймия он не разлучался с начала проповеднической деятельности последнего в Египте в 712 году хиджры[2], а в 726 году хиджры (в 1326 году н. э.) был заключен вместе с ним в тюрьму и отпущен только после смерти ибн Таймия в 728 году по хиджре[1]; в период своего заключения ибн Кайим занимался чтением Корана, размышляя над ним[2].
В 731 году по хиджре он совершил паломничество в Мекку[1].
В 743 году по хиджре (в 1342 году н. э.) Ибн Каййим аль-Джаузия провёл свою первую лекцию в медресе ас-Садриййа в Дамаске, в которой он затем преподавал вплоть до самой своей смерти в 751 году по хиджре (1350 году н. э.)[1].
Именно ибн Кайим считается самым известным учеником ибн Таймии из числа его современников, и благодаря ему идеи Ибн Таймия получили широкое распространение[1]. Он много узнал от своего учителя, но считал наиболее важным следующее: его призыв к книге Всевышнего Аллаха и достоверной сунне пророка Мухаммада; руководство ими в повседневной жизни; понимание Корана и сунны так, как их понимали праведные предшественники; отрицание всякого рода новшеств в религии и очищение её от тех нововведений, которые предпринимали мусульмане по собственной инициативе, основываясь на ошибочных убеждениях в течение предшествующих веков — веков упадка, застоя, и слепого подражания[2]. В отличие от Ибн Таймийя, Ибн Кайим испытал на себе значительно более сильное влияние суфизма[1].
Среди его учеников называются:
Результатом разносторонних научных изысканий ученого явилось много книг. Вот лишь некоторые из них:
Ибн Кайим аль-Джаузия.