07-08-2023
Збо́ровский догово́р — «Объявления милости его королевского величества войску запорожскому на пункты предложенные в их челобитной».[1] Заключен Богданом Хмельницким с польским королем Яном Казимиром после тяжелейшего поражения поляков, выступивших для подавления восстания казаков, под местечком Зборов 5-6 августа (17-18 августа) 1649 от Хмельницкого и его союзника, крымского хана Ислама III Гирея.
Условия договора заключались в следующем.
Его королевское величество оставляет войско свое запорожское при всех старинных правах по силе прежних привилегий и выдает для этого тотчас новую привилегию.
— Собр. Госуд. Грамот и Договоров, т. III, № 137.
Польское правительство обещало полную амнистию всем, принимавшим участие в восстании, и разрешило гетману увеличить число реестровых казаков до 40 тыс., позволяя набрать их из королевских и шляхетских имений и разместить на Украине, где не должны были квартировать польские войска; все не вошедшие в реестр обязаны были возвратиться на своё прежнее нахождение; гетман получал на свое содержание г. Чигирин с округом; правительство обязывалось уничтожать унию и допустить киевского митрополита в сенат; евреи и иезуиты теряли право жительства на Украине; все должности и чины в Киевском, Брацлавском и Черниговском воеводствах король мог раздавать только местным православным дворянам. Один из пунктов Зборовского трактата предусматривал запрет евреям на проживание на территории казацкой автономии[2].
Этот договор обеспечивал, таким образом, интересы и права православной церкви и интересы реестрового казачества, но оставлял незатронутыми социальные порядки, господствовавшие на Украине, сохранял шляхту и холопов. Впрочем, и занесенные в договор требования Хмельницкого не были полностью удовлетворены. Чрезвычайный сейм, созванный в ноябре 1649, утвердил договор, но на том же сейме киевский митрополит не был допущен в сенат. Не была уничтожена и уния.
В свою очередь, Хмельницкий тщетно пытался склонить народ подчиниться условию, в силу которого все не вошедшие в реестр должны были подчиняться панам, и наконец, видя, что он рискует своей популярностью, отказался от действительного соблюдения договора и начал готовить новое восстание. Слепой религиозный фанатизм польского общества, не мирившийся с мыслью о равноправности православной церкви с католической, и нежелание народа вновь нести только что сброшенное ярмо крепостного права превратили Зборовский договор в фикцию, плохо соблюдавшуюся с обеих сторон. Наконец 24 декабря (5 января ) 1650 польский сейм объявил новую войну казакам.
Зборовский мир.