23-10-2023
Древние восточные церкви — направление в восточном христианстве, оформившееся среди группы древних церквей, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы до первых трёх Вселенских соборов[1][2][3][4][5]. Термин ориентальные православные церкви или древние православные церкви используется для обозначения шести восточных Церквей не признающих Халкидонский и все последующие, согласно византийской и латинской традициям, Вселенские соборы, в связи с чем, в научной и богословской литературе, также называются миафизитскими и нехалкидонскими церквями[6][7][8][9][10]. Ассирийская Церковь Востока, признающая только два первых Вселенских собора и не состоящая в евхаристическом общении с церквями миафизитской христологии, также относится к семье древних восточных церквей[1][2][11].
К Ориентальным православным церквям, принимающим три первых Вселенских собора относятся:
Помимо обрядовых различий, по сравнению с Православной и Католической церквями, Ориентальными православные церкви отличаются своей христологией, берущей начало в богословии Александрийской школы и, в частности, в учении святого Кирилла Александрийского, освящённого на Третьем Вселенском соборе. Ориентальные православные церкви сохраняют христологическую формулу святого Кирилла «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη», поэтому их христологию называют миафизитской.
Ориентальным православным церквям их оппоненты часто приписывают исповедание монофизитства или монофелитства. Особенно часто это встречается среди греческих и латинских авторов, некоторые исследователи используют выражение «номинальные монофизиты»[12]. Сами же Ориентальные православные церкви анафематствуют монофизитство, как и его создателя Евтихия, и остаются, согласно их пониманию, верными «дохалкидонскому» Православию.
В 1964 году в городе Орхус (Дания) начался диалог между богословами Православных церквей византийской традиции и Древневосточных православных церквей. Стороны пришли к следующим выводам[7]:
Диалог продолжался по меньшей мере до 1994 года.[13]
Богословы В.М. Лурье и А.В. Кураев в своём открытом письме председателю богословской комиссии Русской православной Церкви МП по поводу возможной Унии диофизитских халкидонитских церквей византийской традиции с дохалкидонскими миафизитскими церквями[7] утверждали, что с точки зрения Византийского православия, «монофизитство» терминологически допустимо в православном дискурсе, но «монофизитство» в том виде, как его понимают исторические дохалкидонские церкви, не соответствует православному вероучению, и является по сути формой монофизитской ереси.[13]
Ассирийская церковь Востока (или просто «Церковь Востока»), единственная существующая в настоящее время древняя восточная церковь, которая отвергает не только Халкидонский собор, но и Третий Вселенский собор. Ассирийская церковь не имеет евхаристического общения ни с одной другой Ориентальной православной церковью, и поэтому считается отдельно стоящей в числе других восточно-христианских церквей. Несмотря на это, в научных работах, Ассирийская церковь причисляется к древним восточным церквям[11].
Ассирийская церковь Востока, своим богословием являет крайнюю противоположность дохалкидонским Ориентальным православным Церквям. Учение Ассирийской церкви Востока строится на христологии Антиохийской богословской школы, сторонником которой был Константинопольский патриарх Несторий, поэтому Ассирийская церковь Востока считается исповедующей «Несторианство».
Иногда причисляемая к Древним восточным церквям Маронитская церковь в настоящее время исповедует католическую догматику и является одной из Восточнокатолических церквей. В отличие от большинства других Восточнокатолических церквей она образовалась не в результате заключения унии с Римско-католической церковью части какой-либо Древней восточной церкви, а в результате принятия католической догматики всей церковью.
|
|
---|---|
Древние восточные церкви.