Статьи или сюжеты, созданные при участии пресс-служб политических партий и политиков. В материале расставлены нужные заказчику акценты
обнародование социологических исследований, отличающиеся от других соцопросов в пользу конкретной политической силе (сознательное завышения или занижения рейтингов, фальсификация данных).
с) публикация малоизвестных авторов под видом аналитиков. d) публикация обращений населения, работников. e) размещение платных комментариев в интернете.
Коммерческая джинса[1]: а) Рекламный текст. в) Имитация новостей или телевизионных репортажей. с) Визуальная скрытая реклама на телевидении
Белая (легальная) — функционирует на основе спонсорских договоров и информационного сотрудничества.
Чёрная — подкуп редакции и сотрудников. В свою очередь подразделяется на:
Корпоративную — размещение материалов через рекламный отдел.
Пассивную (блокинг) — специальные люди в редакции следят за отсутствием публикаций на нежелательные темы.
Персонифицированную — публикации идут через конкретного журналиста.
В России
В 2001 году 13 изданий были разоблачены как СМИ, где за публикацию заказных статей принимают денежное вознаграждение[3].
Согласно расследованию Meduza, в период выборов 2011 и 2012 года работавшая в центральном исполкоме Единой России группа авторов смогла разместить 250 статей в полутора десятках интернет и бумажных изданиях. Творчество было посвящено позитивной оценке деятельности ЕР и президента Дмитрия Медведева с критикой политической оппозиции[4]
В 2012 году Василий Гатов оценивал рынок джинсы в федеральных изданиях в 130 млн долларов, что равнялось 10 % от рекламного рынка[5].
Согласно публикациям хакерской группы Анонимный интернационал, размещение заказных статей в 2010-х годах активно применяли чиновники[6][7]:
Сотрудник администрации президента Тимур Прокопенко занимался размещение заказных материалов об Алексее Навальном и его соратниках. В переписке с ним бывшая активиста движения НашиКристина Потупчик докладывала о выходе конкретных материалов в СМИ и «отработке» новостных сюжетов.
В переписке помощницы главы Департамента строительства Минобороны Ксении Большаковой обсуждались расценки на публикацию заказных материалов и информационная компания против Спецстроя через газету «Коммерсант».
Материалы московской мэрии под видом редакционных на коммерческой основе публиковали ряд городских и федеральных газет.
Примечания
↑ Что такое «джинса» и с чем её едят? «Телекритика», 31.03.2010
«Коробки от ксерокса рулят и будут рулить ещё долго». Страница 2 «Openspace», 12.04.2012
Донкихоты от PR «Ведомости», 26.02.2001
Журналисты из центрального исполкома «Meduza», 20.09.2016
«Коробки от ксерокса рулят и будут рулить ещё долго» Страница 1 «Openspace», 12.04.2012
Фабрики денима «Tjournal», 24.09.2014
Прощание с «Шалтаем». Что мы узнали благодаря «Анонимному интернационалу» «Медиазона», 30.01.2017
Ссылки
С. Колодницька. Як розпізнати джинсу в теленовинах
С. Колодницька. Як розпізнати джинсу в інтернеті
С. Колодницька. Як розпізнати приховану рекламу в телепрограмах