Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Дженнингс, Элизабет

03-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Элизабет Дженнингс
Elizabeth Jennings
Дата рождения:

18 июля 1926({{padleft:1926|4|0}}-{{padleft:7|2|0}}-{{padleft:18|2|0}})

Место рождения:

Бостон (Линкольншир), Великобритания

Дата смерти:

26 октября 2001({{padleft:2001|4|0}}-{{padleft:10|2|0}}-{{padleft:26|2|0}}) (75 лет)

Место смерти:

Бамптон, графство Оксфордшир, Великобритания

Гражданство:

Великобритания Великобритания

Род деятельности:

поэт

Годы творчества:

1950—1990

Направление:

религиозная поэзия

Жанр:

лирика

Язык произведений:

английский язык

Эли́забет Дже́ннингс (англ. Elizabeth Jennings); 18 июля 1926 — 26 октября 2001) — британская поэтесса. Принадлежала к римско-католическому вероисповеданию. Известна как религиозный поэт[1].

Биография

Элизабет родилась в Бостоне, графство Линкольншир, Великобритания. Когда ей было шесть лет, её семья переехала в Оксфорд, здесь и прошла вся её оставшаяся жизнь. По окончании школы Элизабет поступила в Колледж Святой Анны (англ.) при Оксфордском университете. По окончании университета она работала библиотекарем, рецензентом одного из издательств и даже в рекламном агентстве.

Печататься начала в 1950 годы. Первые стихотворения печатались в журналах «Оксфорд уикли», «Спектейтор», «Нью-Инглиш уикли», «Аутпостс», «Поэтри ревю». Первый поэтический сборник поэтессы вышел в 1953 году в издательстве Фэнтези пресс (англ.) (1951—1959), созданного Оскаром Меллором из Оксфорда. В ранних стихах Дженнингс видно влияние на её поэзию английского поэта-католика Джерарда Мэнли Хопкинса, Роберта Грейвса, Эдвина Мюира, Уистена Хью Одена.

Её вторая книга, «A Way of Looking», была удостоена премии Сомерсета Моэма и стала поворотным пунктом в её творчестве. Призовая сумма позволила ей провести почти три месяца в Риме, что стало для неё настоящим откровением. Католический Рим внёс новое измерение в её религиозное сознание и вдохновил её поэтическое воображение.

Известность пришла к ней в 1960-е годы, когда она удостоилась ряда премий, выпустила несколько стихотворных антологий, в 1967 году Элизабет издала «Собрание стихотворений», тогда же она стала профессиональным поэтом. В то же время 1960-е годы были омрачены периодами депрессии, выход из которой в 1970-е годы ознаменовался новым творческим подъёмом и поэтической зрелостью.

Она умерла в Бамптоне, графство Оксфордшир, и похоронена на Вулверкотском кладбище Оксфорда.

Творчество

В поэзии Элизабет Дженнингс традиционалист, а не новатор. Она известна безупречным владением поэтической формой. В своей лирической поэзии она использовала строгий размер и ясный язык, что роднило её стихи с творчеством Филипа Ларкина, Кингсли Эмиса и Тома Ганна, — объединением английских поэтов, известных под названием группа «Движение» (англ.). Обычный синтаксис и сдержанный поэтический стиль представителей этой группы поэтов был реакцией на гиперболизированный и многословный стиль поэтов 1940-х годов, в частности, Дилана Томаса. Но если Филип Ларкин писал стихи простым языком и правильным размером для подчёркивания лаконичности и непринуждённости его поэтической манеры, то Дженнингс использовала эти языковые средства для передачи сильных эмоциональных переживаний[1].

Несмотря на то что в её жизни бывали промежутки психического расстройства, вызывая соответствующие темы её поэтического творчества, тем не менее, она никогда не писала откровенно автобиографических стихов. Её подспудный римский католицизм всегда окрашивал большую часть её поэзии.

«Обретение»
(„Gained“)
Пер. с ан. Нэда Томаса

Не кажется бездарным больше день,
Пусть солнце поздно вышло, — не беда,
Из-под дверей клин словно
выбит — синь
Открылась неба — мы на миг тогда
Ослепли в ослепленьи счастья.
Рассекают
Птиц перья воздух, утраты восполняя.

День, серый поутру — пропащий,
— ждал
Чего-то, притаясь. Чего? Нам
невдомёк —
Списали в огорченье день. Пожар
Заката вспыхнул и, навёрстывая
срок,
Сиял под вечер над землёй восход.

Из сборника «Точки роста».

Основные темы поэзии Элизабет Дженнингс — любовь, мир животных, живопись, душевные страдания, природа Англии и Италии, но, несмотря на разнообразие тем, внешне далёких от сугубо христианских устремлений, вся её поэзия проникнута единым религиозным ощущением. В католичестве её как поэта притягивает наличие единой, твёрдой системы ценностей, строгость и порядок, присущие и её стихам. Чёрные сомнения, обуревавшие её подчас, преодолевались в пользу существования единой основы. Представление об объективном порядке вещей помогало ей вырваться из оков одиночества. При этом она отвергала пиетистскую поэзию таких английских поэтов и писателей-католиков, как Г. К. Честертон, Хиллар Беллок, Френсис Томпсон, полагая, что те выводы, которые содержаться в их творчестве, ей даются слишком легко[1].

Историк и критик современной английской литературы Нед Томас так отзывается о понимании поэтессой поэтического миропорядка:

Если бы возникла необходимость выбрать одно слово, которое можно было бы отнести ко всему творчеству Элизабет Дженнингс, то этим словом был бы «порядок» — она утверждает этот порядок с тем большей настойчивостью, что сама пережила душевный надлом, ощущение разорванности сознания.

Нэд Томас, «Поэты наших дней. Элизабет Дженнингс».

В стихах, посвящённых живописи (картины Марка Шагала, Пауля Клее, Пьера Боннара, Поля Сезанна и Винсента Ван Гога), Дженнингс также, по мнению критика, выделяет «способность пластических искусств упорядочивать опыт, обнаруживать смысл в определённом расположении форм»[1].

Библиография

  • Poems («Стихи»), Оксфорд, Fantasy Press, 1953.
  • A Way of Looking («Взгляд»), Лондон, André Deutsch, 1955.
  • Collected Poems («Собрание стихотворений»), Лондон, Macmillan, 1967.
  • Growing-Points («Точки роста»), Carcanet, 1975.
  • Selected Poems («Избранные стихи»), Carcanet, 1979.
  • Moments of Grace («Мгновения благодати»), Манчестер. Carcanet, 1980.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Нэд Томас «Поэты наших дней». 6. Элизабет Дженнингс (рус.) // «Англия» : журнал. — London: Balding + Mansell Ltd., Wisbech, 1982. — № 1 (81). — С. 84—90.

Дженнингс, Элизабет.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15