15-08-2023
Абу Мухриз Джахм ибн Сафван |
|
---|---|
Имя при рождении: | Джахм ибн Сафван |
Род дея- тельности: |
богослов |
Рождение: | 696, Самарканд |
Смерть: | 745, Мерва |
Родители: | Отец: Сафван |
Школа, течение: | Джахмит, мурджиит, джабрит |
Учителя: | Джад ибн Дирхам |
Ученики: | Дирар Ибн Амр (ум. 815), Бишр ал-Мариси (ум. 833), ал-Хусайн ан-Наджжар |
Труды, сочинения: | не сохранились |
Абу Мухриз Джахм ибн Сафван ат-Тирмизи (696, Самарканд — 745, Мерва) — исламский богослов-джабрит, основатель и эпоним ранней школы калама — джахмизма. Джахм ибн Сафван родился в Самарканде, жил в Термезе, а затем в Куфе. В Куфе он встретился с богословом Джадом ибн Дирхамом и впоследствии стал проповедником его идей. Вернувшись на родину, Джахм ибн Сафван стал вести споры богословами, среди которых был видный комментатор Корана и антропоморфист Мукатил ибн Сулайман. Ибн Сафван участвовал в восстании против омейядского наместника Хорасана Насра ибн Саййара, но был пленён и казнён в Мерве.
Содержание |
Учение Джахма ибн Сафвана основано на учении мутазилитов. Как и мутазилиты, Джахм ибн Сафван отрицал предвечное существование божественных атрибутов и возможность лицезрения Аллаха. Джахм ибн Сафван, как и его учитель Джад ибн Дирхам, отстаивал положение о сотворенности Корана во времени и о невозможности приписывания Аллаху каких-либо антропоморфных характеристик. Учение об Аллахе оппоненты джахмитов связывали с их пантеистической тенденцией: отрицание нахождения Бога в определенном месте означает его всеприсутствие; Аллаху нельзя присвоить свойства какой-либо твари, ибо Он есть целокупность их всех. Джахм ибн Сафван также считал, что будущие события (движения) не могут быть бесконечны, следовательно Рай и Ад не могут быть вечными.
Джахм ибн Сафван развивал крайнюю форму джабризма-фатализма. Он считал, что человек не способен действовать самостоятельно, он пассивен, его действия творятся Аллахом подобно действиям в природе.
По мнению Джахма ибн Сафвана иман (вера) – это всего лишь знание об Аллахе, а неверие – незнание о нём. Иман не может иметь разную силу у разных людей и одинаков у пророка и у простого верующего. Если человек отрекался от Аллаха и не утрачивал знания о Нём, то он не впадал в куфр (состояние неверия).
В начале XI в. в Нихавенде действовала школа джахмийи, которая известна главным образом по большому числу «Опровержений» (Ахмада ибн Ханбала, Ибн Кутайбы, Аль-Дарими и др.). Среди учеников Джахма ибн Сафвана стоит отметить Дирара ибн Амра (ум. 815), Бишра ал-Мариси (ум. 833) и его ученика аль-Хусайна ан-Наджжара. Сочинения Джахма ибн Сафвана и его приверженцев не сохранились. Часть джахмитов со временем примкнула к ашаритам.
Джахм ибн Сафван.