29-07-2023
Рамчандра Нараян Дандекар | |
रामचंद्र नारायण दांडेकर Ramchandra Narayan Dandekar |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Сатара, Индия |
Дата смерти: |
11 декабря 2001 (92 года) |
Место смерти: |
Пуна, Индия |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: |
Профессор кафедры санскритологии в Пуне |
Награды и премии |
|
Рамчандра Нараян Дандекар (дев. रामचंद्र नारायण दांडेकर, англ. Ramchandra Narayan Dandekar; 17 марта 1909, Сатара — 11 декабря 2001, Пуна) — один из крупнейших санскритологов и исследователей древнеиндийской культуры в мире; обладал уникальным авторитетом как в самой Индии, так и за её пределами. Автор огромного количества научных трудов. Обладатель множества званий — длительное время был президентом Международной ассоциации санскритологов (с 1993 года до 2001 года был почётным президентом).
Научные труды и индивидуальность Дандекара очень своеобразны. Эта своеобразность была предопределена двумя факторами. Во-первых, Дандекар по рождению принадлежал к брахманскому роду, ведущую свою родословную от риши Васиштхи, автора группы сукт в Риг-веде. Своему предку Дандекар посвятил несколько интереснейших работ[1]. Во-вторых, Дандекар получил блестящее научное европейское образование — не только принятое в те времена в колониальной Индии британское образовании; на личность Дандекара как учёного большое влияние оказал его немецкий учитель — известный санскритолог и индоевропеист Герман Гюнтерт. И именно у Гюнтера и его коллег Дандекар воспринял важнейшую научную методологическую установку работы — согласно ей, изучение мифологии должно опираться не только на саму мифологию[2]; изучение мифологии, тем более ведической и пуруанической, возможно только с привлечением данных этнографии, антропологии, археологии, сравнительной мифологии, фольклористики, религиоведения и геологии[3]. Впервые требование такого подхода — «сравнительного» и/или «антропологического» — было сформулировано Р. Н. Дандекаром в 1945 г. в его статье «Ведийский Яма».
Ещё один важный принцип работы ведического историка Дандекар наметил в своих ранних статьях (и развил в более поздних работах), посвящённых образам отдельных ведийских божеств — принцип «религиозного эволюционизма»: именно Дандекар в своих работах доказал, что ведийская жреческая традиция выросла на основе архаической мифологии индоариев, постоянно подпитываемая народными верованиями; и что образы ведических божеств не продукт исключительного жреческого умозрения и не обожествлённые абстракции, как утверждалось большинством учёных практически вплоть до конца ХХ века[4]. На примере обного из самых «абстрактных» божеств — Савитара (санскр. सवित्र् savitṛ IAST «Побудитель») — он показал конкретные мифологические черты этого древнего божества[5].
И именно Дандекар своими трудами положил начало процессу пересмотра не только категории так называемых «абстрактных» богов пантеона Вед. Так, он настаивал на том что образы величайших богов индуизма восходят, фактически, к небрахманическим, вневедийским истокам: он настаивал, что эпический и современный культ Вишну восходит, с одной стороны, к образу «птицы плодородия»; с другой стороны, к древнедравидическим героическим божествам (Нрисимха, Кришна-Говинда и другие)[6].
Дандекар автор множества научных трудов по санскриту, истории Индии и индуизма и ведической культуры. Так же его перу принадлежит большое количество статей. Ниже приводится избранная библиография.
На русский язык труды Дандекара практически не переводились и он был известен небольшому кругу специалистов. Единственное издание работ Дандекара на русском языке представляет собою изданный в 2002 году сборник из 10-ти статей, написанных в разные годы и вошедших в 4-томное собрание его избранных трудов (Delhi, 1979—1981):
Дандекар, Рамчандра Нараян.