21-10-2023
ДТП на Ленинском проспекте 25 февраля 2010 года — дорожно-транспортное происшествие, произошедшее в 8.00 25 февраля 2010 года у дома 30 на Ленинском проспекте, на Площади Гагарина произошло лобовое столкновение Mercedes S500 (водитель — Сергей Катаев[1] или Владимир Картаев [2]), номерной знак «с 398 сс 77» либо «Н 126 ВМ 97»[3], принадлежащим ОАО «Лукойл», в котором находились водитель, охранник и Анатолий Барков, с автомобилем Citroën C3, управляемым 37-летней жительницей Подмосковья — Ольгой Александриной. В результате столкновения водитель «Мерседеса» не пострадал, Анатолий Барков был госпитализирован с незначительными травмами, Ольга Александрина погибла на месте происшествия, а пассажирка Citroen — известный акушер Вера Сидельникова, через несколько часов скончалась в реанимации от полученных травм[4][5][6].
После аварии было зафиксировано следующее расположение автомобилей: Citroen C3 находился на своей полосе (движение в сторону области), будучи развёрнутым приблизительно на 180 градусов; Mercedes S500 находился на пересечении своей полосы (в сторону центра) с разделительной полосой, заезжая на разделительную полосу примерно наполовину.[7][8][9]
После проведения экспертизы, на основании указанного расположения автомобилей следствие пришло к выводу, что Mercedes S500 в момент удара не находился на встречной полосе движения, из чего был сделан вывод, что вины водителя Mercedes S500 в произошедшем столкновении нет.
Адвокатом семьи Александриных выступает Трунов, Игорь Леонидович.
Адвокатом «Лукойл» — Мирзоян, Гари Анушеванович.
Имеются противоречивые сообщения относительно того, кто стал виновником ДТП. Так, несмотря на то что в эфире различных радиостанций множество свидетелей ДТП говорили, что именно выехавший на встречную полосу Мерседес Анатолия Баркова стал причиной аварии, ГИБДД утверждало что, по предварительным данным, виноват не Мерседес, а Ситроен . Также были замечены попытки скрыть и уничтожить улики от общественности со стороны ГИБДД: уголовное дело не заводили первые 2 дня; смена номеров на автомобиле Баркова сразу после ДТП; автомобили не были отданы на экспертизу, а просто возвращены своим владельцам; из 3-х камер видеонаблюдения, запись, после нажима общественности, была обнародована только с одной из них (и сам момент аварии на ней не виден). Всё это дало повод общественности[кому?] говорить о попытке уйти от ответственности со стороны Анатолия Баркова[10].
Грубое поведение самой компании Лукойл в отношении родственников погибших после трагедии дополнительно подстегнуло общественность на негативный настрой по отношению к ней, который особо сильно проявился в Интернет-сообществе. Прозвучали призывы к её бойкоту, например, от журналиста Артемия Троицкого[11].
5 марта 2010 года ГИБДД обнародовала видеозапись ДТП с одной из камер наблюдения. На записи, не запечатлевшей момент столкновения (само столкновение скрыто щитом[12]), видно, как Мерседес Анатолия Баркова выезжает сначала на разделительную, а затем и на встречную полосу[13]. По сообщениям прессы, Президент РФ Д. А. Медведев поручил министру внутренних дел Р. Нургалиеву разобраться и доложить о всех обстоятельствах, связанных с этой трагедией[14].
Содержание |
Mercedes S500:
В ноябре 2010 года Начальник главного следственного управления генерал-майор юстиции Иван Глухов сообщил, что силами оперативных подразделений и ГИБДД ГУВД по Москве отработан жилой сектор на примыкающей к месту происшествия территории, опрошены автовладельцы и водители общественного транспорта, маршруты которых совпадают по времени следования с местом аварии, проведены экспертные исследования, в том числе с участием специалистов автоцентров Mercedes и Citroen, допрошены десятки свидетелей и проверены все возможные версии произошедшего[16]. Кроме этого, следствие с первых дней расследования публично заявило, что готово предоставить любые материалы уголовного дела для проведения независимой экспертизы. Однако, несмотря на громкие заявления, никто не обратился с подобной инициативой к следствию в течение всего срока расследования[16].
Ровно год спустя после ДТП независимые эксперты предоставили также технический отчет.
«Мерседес» вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова не шел по разделительной полосе, не шел и по своей, он делал маневр, его левая часть неизбежно должна была быть на встречной полосе. Результат экспертизы подтвердили и краш-тесты, которые были проведены с участием газеты «Авторевю».Расследование уголовного дела о ДТП (ч.5 ст.264) было прекращено «в связи с гибелью виновной»[17] 07.09.2010; глава московской милиции заявил, что вины водителя «Мерседеса» не выявлено.[18] Виновником аварии был признан водитель ситроена.[19]
Общественная организация «Федерация Автовладельцев России» объявила о проведении «альтернативного, общественного, независимого расследования»[20] с привлечением трех экспертов, которыми выступили: Константин Николаевич Шутов (бывший следователь транспортной прокуратуры, помощник депутата Госдумы), Антипов Юрий Н. (физик) и неназванное лицо. [21] Глава ГУВД Владимир Колокольцев отметил непрофессионализм эксперов ФАР и их недостаточную информированность.[22]
ДТП вызвало большой общественный резонанс.[23][24][нет в источнике] Семьи погибших в ДТП написали открытое письмо со своим видением происшествия[25][26]. 27 февраля 2010 года следственным управлением при УВД по Юго-Западному административному округу возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств)[27].
В июле 2011 года Конституционный суд по жалобе отца О. Александриной отменил норму УПК РФ, не позволявшую родственникам погибшего возражать против закрытия уголовного дела, если следствие считает виновным погибшего[41].
ДТП на Ленинском проспекте 25 февраля 2010 года.