Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Взрыв парохода «Дальстрой»

23-10-2023

Пароход «Дальстрой» в бухте Нагаева, 1937 год

Пароход «Дальстрой» (ранее «Генрих Ягода») в 1930-х—1940-х годах совершал рейсы из Находки в Магадан, доставляя грузы и заключённых на Колыму. 24 июля 1946 года во время погрузки аммонала в Находке из-за грубых нарушений техники безопасности произошёл взрыв, повлёкший гибель 105 человек, значительный материальный ущерб и загрязнение окружающей среды[1].

Причины катастрофы

Погруженные с грубейшими нарушениями правил безопасности внавал в трюм 7 тыс. тонн аммонала загорелись ещё во время загрузки парохода. Находившиеся в другом трюме 400 тонн тротила под воздействием высокой температуры взорвались, полностью разрушив портовые сооружения на мысе Астафьева и вызвав значительные человеческие жертвы. Часть команды парохода, покинувшая его незадолго до взрыва, оказалась в «мёртвой зоне» и пострадала незначительно.

После взрыва парохода «Дальстрой» капитан парохода «Орёл», который также был загружен аммоналом, потребовал срочной разгрузки. Баржа, на которую аммонал был выгружен, сгорела во время следствия по делу о взрыве «Дальстроя», а через сутки после пожара на барже сгорел вагон с аммоналом на подъездных путях. Это спасло оставшихся в живых членов команды, которые были признаны невиновными во взрыве.

Последствия

Министр внутренних дел СССР Круглов — Сталину, Берии, 14 августа 1946. [2]:

В результате пожара и взрыва в бухте Находка уничтожен пароход «Дальстрой» и все находившиеся на нём грузы в количестве: взрывчатки — 917 тонн, сахара — 113 тонн, разных промтоваров — 125 тонн, зерна — 600 тонн, металла — 392 тонн, а всего на сумму 9 млн рублей; на сгоревших складах Дальстроя уничтожено различных промышленных и продовольственных грузов на сумму 15 млн руб. и взрывчатки на сумму 25 млн руб. Во время взрыва парохода «Дальстрой» убито и умерло от ран 105 человек, в том числе: военнослужащих — 22, гражданского населения — 34, заключённых — 49; ранено и находится в лечебных заведениях 196 человек, в том числе: военнослужащих — 55, гражданского населения — 78 и заключённых — 63.
Мыс Астафьева: место катастрофы

Разрушения в порту были столь серьёзными, что основная часть грузопотоков, включая перевозку заключённых на Колыму, была перенесена в порт Ванино[2][3].

Любопытным последствием взрыва стал двухчасовой «мазутный дождь» — осаждение на земную поверхность почти 2 тыс. тонн мазута, поднятых взрывом в небо.

Воспоминания свидетелей

Оставшийся в живых старший помощник капитана парохода П. П. Куянцев написал книгу «Я бы снова выбрал море…»одна из глав которой посвящена этой трагедии.

См. также

Источники

  1. Взрыв на «Дальстрое» // Материалы интернет-газеты «Владивосток» Проверено 11 декабря 2009 г.
  2. ↑ Взрыв парохода «Дальстрой» и последствия его для истории ГУЛАГа // Материалы сайта «Радио Свобода» Проверено 11 декабря 2009 г.
  3. В. Шаламов. Очерки преступного мира. Сучья война // Материалы сайта «Всё о жизни в тюрьме» Проверено 11 декабря 2009 г.
  4. Я бы снова выбрал море… Очерки. Путевые заметки. Воспоминания. Интервью. — Владивосток: ИПК «Дюма», 1998. — 131с.: ил. (Капитаны).

Взрыв парохода «Дальстрой».

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15